Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

       3. Выделяют три уровня педагогического  мастерства (по Н.В.Кузьминой):

  • низкий (интуитивный); воспитатель внутренне закрыт для профессионального развития, он не владеет необходимыми умениями и не стремится к овладению ими.
  • средний (поисковый) воспитатель владеет умениями в общем виде, приблизительно, неуверенно, требуется постоянное стимулирование педагога
  • высокий (мастерский) совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей.
  1. По профессиональным данным  педагогов:

     - воспитатели без специального дошкольного образования,

     - воспитатели с средним специальным дошкольным образованием,

     - воспитатели с высшим специальным дошкольным образованием

     - молодые специалисты

     - опытные воспитатели.

     Таким образом, были рассмотрены индивидуальные особенности педагогов, которые  мы представили в виде классификации:

     - по мотивации педагогической  деятельности;

     - по стажу работы;

     - по уровню педагогического мастерства

     - по профессиональным данным. 

       Вывод по 1 главе:

       Проанализировав литературу мы сделали вывод о  том, что методическая работа занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в интегративном управлении проявляется в активизации человеческого фактора — личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов — вот главные ориентиры методической работы в детском саду.

       Управление  методической работой в ДОУ на основе методической поддержки позволяет оптимизировать педагогический процесс посредством изучения потребностей воспитателей; осуществить личностно-ориентированный подход к развитию каждого педагога: совместно выявить и осознать его затруднения, выбрать оптимальные пути их преодоления, а так же определить сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.

       Суть  поддержки состоит в том, чтобы  помочь человеку преодолевать то или  иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и  потенциальные возможности и  способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

       Методическое сопровождение в ДОУ носит комплексный характер, имеет определенное содержание и структуру, ориентированную на учет и развитие индивидуальных особенностей педагогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Практические аспекты  методического сопровождения педагогов МДОУ ЦРР детский сад № 24 г. Усть-Кут.

       2.1.  Анализ состава  педагогических кадров.

       Муниципальному  дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 24 «Тополек» в этом году исполнится 18 лет. Это образовательное учреждение образовалось от слияния двух детских садов и в таком виде функционирует с 1991 . За свое время существования оно прошло множество преобразований. В 2006 году прошло аттестацию и государственную аккредитацию, получив статус Центра развития ребёнка. Дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

       1. Закон РФ «Об образовании»

       2. Конвенция о правах ребёнка.

       3. Концепция дошкольного воспитания.

       4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

       5. Устав дошкольного учреждения.

       6. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, рекомендованных в дошкольных образовательных учреждениях (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми).  
В дошкольном учреждении функционирует 10 групп. Общая численность сотрудников ДОУ – 55 человек, из них 18 воспитателей, 6 специалистов узкого профиля (психолог, логопед, музыкальный руководитель и т.д.) 
Всего 286 воспитанников, из них:

       - от 1 до 3 лет 40 детей

       - от 3 до 7 лет 246 детей

       В 2008 году в педагогическом коллективе было 23 человека. В 2009 году в ДОУ появился педагог-психолог и на данный момент работают 24 педагога. Педагогический коллектив имеет следующие количественные и качественные характеристики. 

Таблица 1

Педагогический  состав  МДОУ ЦРР д/с № 24 за 2007-2009г 

    Год Педагоги
    Педстаж Образование категория
    До 5 лет 5 – 15 лет 15 – 20 лет 20 – 30 лет Свыше 30 лет Без спец. дошк.образ. Среднее спец. дошк. образ. Высшее спец. дошк. образ. Без квалификац. категории II квалификац. категория I квалификац. категория Высшая квалиф. категория
    2007 4 14 3 2 0 5 18 0 5 11 7 0
    2008 3 13 4 3 0 1 21 1 4 8 10 1
    2009 6 10 4 3 1 10 12 2 6 6 12 2

 

Из Таблицы 1 видно, что за последние три года коллектив находился в постоянной модификации педагогического состава  кадров.

Диаграмма  1

Педагогический  стаж педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24

В диаграмме 1 представлена стажевая характеристика педагогических кадров. На сентябрь 2009 года в детском саду заявлено 24 педагога. Из них со стажем работы до 5 лет – 6 человек (25 % педагогического состава) – это молодые, вновь прибывшие педагоги; 5 – 20 лет – 14 человек (59% педагогического состава) – опытные педагоги; 4 человека (16%) имеют стаж работы свыше 20 лет. Они продолжают успешно работать, имея первую и вторую квалификационную категории. Но наблюдаются так же и признаки профессионального выгорания у двух пенсионеров.

Диаграмма 2

Образование педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24

 

       В 2007 году преобладали педагоги со средним специальным образованием 18 человек. В 2008 году отмечалось появление педагога с высшим профессиональным образованием, а так же увеличение со средним специальным дошкольным образованием. В 2009 году по сравнению с предыдущими годами возросло количество педагогов без специального дошкольного образования. В 2009 году появился  педагог-психолог с высшим образованием. Так же пришли молодые кадры без дошкольного педагогического образования. 
 
 
 

       Диаграмма 3

Квалификация  педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24

                     На сегодняшний день в ДОУ 83% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе:

       II кв. категорию имеют – 6 чел (45% педагогического состава),

       I кв. категорию – 12 чел. (50 %),

       высшую  – 2 чел (8,3%).

       Высшую квалификационную категорию имеют - заведующий ДОУ, психолог. 

       Аналитическая справка детского сада показала, что в дошкольном учреждении присутствует смешанный тип коллектива, преобладают педагоги с опытом работы 5 – 15 лет. Присутствуют и пенсионеры. По образованию лидирует среднее специальное дошкольное образование. Так же повышено количество педагогов без образования. Это обусловлено приходом на работу в детский сад учителей начальных классов и молодых специалистов с разным уровнем образования. Хотелось бы отметить неоправданно низкий уровень повышения квалификации в течение последних трех лет – 5 человек (20,8 % педагогического состава).

       Из  аналитической справки видно, что  существует необходимость провести более глубокое изучение личности и деятельности воспитателей, с целью выявления проблем и своевременного оказания методической поддержки при профессиональном самосовершенствовании педагогов. 

       2.2. Диагностика профессионального  уровня  педагогов.

       Для того чтобы реально оценить современное  состояние профессионального уровня педагогов МДОУ ЦРР детского сада № 24 и определить стратегию методического сопровождения, нами был проведен анализ уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов, степень мотивации к самообразованию, потребности к личностным изменениям и профессиональному росту.

       При определении содержания диагностического эталона мы в качестве ориентира использовали квалификационные характеристики воспитателей из «Рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» и ориентировались на «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448).

       Для изучения особенностей педагогов мы составили комплекс методик (см. Приложения 1-6). Следует обратить внимание на то, что диагностические методики были подобраны с учетом разносторонних профессиональных данных  педагогов.

       При проведении диагностического комплекса  мы основывались на следующих принципах и критериях.

       Принципы:

  1. Доверие педагогу
  2. Доброжелательность
  3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности педагогов.

       Критерии  диагностики:

  1. Адекватность – однозначное выражение определенного состояния объекта.
  2. Достаточность имеющейся информации.
  3. Объективность – отсутствие субъективных факторов при сборе информации.

         В обследовании принимали участие 24 педагога.

            Чтобы определить и дать оценку  готовности педагогов к саморазвитию  было проведено анкетирование   педагогов по методике О. А.  Скоролуповой (Приложение 1).

       По  мнению анкетированных педагогов к  саморазвитию готовыми считают себя  4 человека (16,6 %), необходима помощь – 14 человек (58,3 %), не готовы – 6 человек (25 %) 

       Диаграмма 4

       Готовность  педагогов к саморазвитию.

       

       Таким образом, был выявлен факт, что большинство воспитателей и педагогических ДОУ обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. И, следовательно, в методической работе следует уделить этому особое внимание, так как стремление к саморазвитию есть путь к повышению педагогической компетентности.

       Для диагностики уровня профессиональных знаний и умений и выявления потребности педагогов в дальнейшем их совершенствовании использовалась методика И. Ю. Соколовой (Приложение 2).

Информация о работе Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов