Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
3.
Выделяют три уровня
- воспитатели без специального дошкольного образования,
- воспитатели с средним специальным дошкольным образованием,
- воспитатели с высшим специальным дошкольным образованием
- молодые специалисты
- опытные воспитатели.
Таким образом, были рассмотрены индивидуальные особенности педагогов, которые мы представили в виде классификации:
- по мотивации педагогической деятельности;
- по стажу работы;
- по уровню педагогического мастерства
-
по профессиональным данным.
Вывод по 1 главе:
Проанализировав литературу мы сделали вывод о том, что методическая работа занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в интегративном управлении проявляется в активизации человеческого фактора — личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов — вот главные ориентиры методической работы в детском саду.
Управление методической работой в ДОУ на основе методической поддержки позволяет оптимизировать педагогический процесс посредством изучения потребностей воспитателей; осуществить личностно-ориентированный подход к развитию каждого педагога: совместно выявить и осознать его затруднения, выбрать оптимальные пути их преодоления, а так же определить сильные стороны педагога, наметить конкретные способы их закрепления в индивидуальном стиле деятельности.
Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
Методическое
сопровождение в ДОУ носит комплексный
характер, имеет определенное содержание
и структуру, ориентированную на учет
и развитие индивидуальных особенностей
педагогов.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов МДОУ ЦРР детский сад № 24 г. Усть-Кут.
2.1. Анализ состава педагогических кадров.
Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 24 «Тополек» в этом году исполнится 18 лет. Это образовательное учреждение образовалось от слияния двух детских садов и в таком виде функционирует с 1991 . За свое время существования оно прошло множество преобразований. В 2006 году прошло аттестацию и государственную аккредитацию, получив статус Центра развития ребёнка. Дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Концепция дошкольного воспитания.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
5. Устав дошкольного учреждения.
6.
Критерии оценки содержания и методов
воспитания и обучения, рекомендованных
в дошкольных образовательных учреждениях
(программы и педагогические технологии,
характер взаимодействия педагога с детьми).
В дошкольном учреждении функционирует
10 групп. Общая численность сотрудников
ДОУ – 55 человек, из них 18 воспитателей,
6 специалистов узкого профиля (психолог,
логопед, музыкальный руководитель и т.д.)
Всего 286 воспитанников, из них:
- от 1 до 3 лет 40 детей
- от 3 до 7 лет 246 детей
В
2008 году в педагогическом коллективе
было 23 человека. В 2009 году в ДОУ появился
педагог-психолог и на данный момент работают
24 педагога. Педагогический коллектив
имеет следующие количественные и качественные
характеристики.
Таблица 1
Педагогический
состав МДОУ ЦРР д/с № 24 за 2007-2009г
Год | Педагоги | |||||||||||
Педстаж | Образование | категория | ||||||||||
До 5 лет | 5 – 15 лет | 15 – 20 лет | 20 – 30 лет | Свыше 30 лет | Без спец. дошк.образ. | Среднее спец. дошк. образ. | Высшее спец. дошк. образ. | Без квалификац. категории | II квалификац. категория | I квалификац. категория | Высшая квалиф. категория | |
2007 | 4 | 14 | 3 | 2 | 0 | 5 | 18 | 0 | 5 | 11 | 7 | 0 |
2008 | 3 | 13 | 4 | 3 | 0 | 1 | 21 | 1 | 4 | 8 | 10 | 1 |
2009 | 6 | 10 | 4 | 3 | 1 | 10 | 12 | 2 | 6 | 6 | 12 | 2 |
Из Таблицы 1
видно, что за последние три года
коллектив находился в
Диаграмма 1
Педагогический стаж педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24
В диаграмме 1 представлена стажевая характеристика педагогических кадров. На сентябрь 2009 года в детском саду заявлено 24 педагога. Из них со стажем работы до 5 лет – 6 человек (25 % педагогического состава) – это молодые, вновь прибывшие педагоги; 5 – 20 лет – 14 человек (59% педагогического состава) – опытные педагоги; 4 человека (16%) имеют стаж работы свыше 20 лет. Они продолжают успешно работать, имея первую и вторую квалификационную категории. Но наблюдаются так же и признаки профессионального выгорания у двух пенсионеров.
Диаграмма 2
Образование педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24
В
2007 году преобладали педагоги со средним
специальным образованием 18 человек. В
2008 году отмечалось появление педагога
с высшим профессиональным образованием,
а так же увеличение со средним специальным
дошкольным образованием. В 2009 году по
сравнению с предыдущими годами возросло
количество педагогов без специального
дошкольного образования. В 2009 году появился
педагог-психолог с высшим образованием.
Так же пришли молодые кадры без дошкольного
педагогического образования.
Диаграмма 3
Квалификация педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24
На сегодняшний день в ДОУ 83% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе:
II кв. категорию имеют – 6 чел (45% педагогического состава),
I кв. категорию – 12 чел. (50 %),
высшую – 2 чел (8,3%).
Высшую квалификационную категорию имеют - заведующий ДОУ, психолог.
Аналитическая справка детского сада показала, что в дошкольном учреждении присутствует смешанный тип коллектива, преобладают педагоги с опытом работы 5 – 15 лет. Присутствуют и пенсионеры. По образованию лидирует среднее специальное дошкольное образование. Так же повышено количество педагогов без образования. Это обусловлено приходом на работу в детский сад учителей начальных классов и молодых специалистов с разным уровнем образования. Хотелось бы отметить неоправданно низкий уровень повышения квалификации в течение последних трех лет – 5 человек (20,8 % педагогического состава).
Из
аналитической справки видно, что
существует необходимость провести
более глубокое изучение личности и
деятельности воспитателей, с целью выявления
проблем и своевременного оказания методической
поддержки при профессиональном самосовершенствовании
педагогов.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов.
Для
того чтобы реально оценить
При определении содержания диагностического эталона мы в качестве ориентира использовали квалификационные характеристики воспитателей из «Рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» и ориентировались на «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (Приказ Министерства Образования РФ от 22.08.96 г. № 448).
Для изучения особенностей педагогов мы составили комплекс методик (см. Приложения 1-6). Следует обратить внимание на то, что диагностические методики были подобраны с учетом разносторонних профессиональных данных педагогов.
При проведении диагностического комплекса мы основывались на следующих принципах и критериях.
Принципы:
Критерии диагностики:
В обследовании принимали участие 24 педагога.
Чтобы определить и дать
По
мнению анкетированных педагогов к
саморазвитию готовыми считают себя
4 человека (16,6 %), необходима помощь – 14
человек (58,3 %), не готовы – 6 человек (25
%)
Диаграмма 4
Готовность педагогов к саморазвитию.
Таким образом, был выявлен факт, что большинство воспитателей и педагогических ДОУ обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. И, следовательно, в методической работе следует уделить этому особое внимание, так как стремление к саморазвитию есть путь к повышению педагогической компетентности.
Для диагностики уровня профессиональных знаний и умений и выявления потребности педагогов в дальнейшем их совершенствовании использовалась методика И. Ю. Соколовой (Приложение 2).