Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:21, лекция
Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.
Хаос в точке бифуркации помимо нарушения структуры нередко влечет за собой десинхронизацию многих процессов в национальной и мировой экономике, для преодоления которой требуется несколько лет.
Если асинхронность циклического движения экономики не представляет собой особой проблемы, то рассогласованность процессов, протекающих в национальной экономике, таит в себе угрозу ее разрушения: хаос точки бифуркации может не только породить самоорганизацию, но и подтолкнуть экономику в область странного аттрактора, что делает особенно насущным государственное регулирование экономики в этот момент.
С развитием хаоса государство по форме представляется единым, а по содержанию состоит из частей, не связанных или слабо связанных функциональными отношениями, т.е. превращается в простую сумму частей (областей, республик; предприятий; политических партий и пр.).
Применительно к социально-экономическим процессам в качестве самоорганизующейся системы выступает не только государство, но и трудовой коллектив предприятия, акционерное общество, фермерское хозяйство, фирма.
Порядок в социально-экономических системах, т.е. установившаяся, устойчивая структура функциональных отношений, обладает свойствами самоорганизации, благодаря чему он самовоспроизводится и совершенствуется. Порядок в экономической системе, как и в любых других природных системах, формируется в результате упорядоченного воздействия со стороны более организованных и более устойчивых на данный момент социальных систем, разрушаясь и, переходя через хаос, замещаясь новым порядком. Часто это чревато формированием самоорганизующейся системы теневой экономики, что и произошло в России.
С точки зрения концепций самоорганизации развитие национальной экономики представляет собой глубокое, внутреннее, качественное изменение ее структурной организации и функциональных связей. Когда же качественные изменения являются результатом воздействия внешней среды, то развитие экономики становится организуемым. В России на протяжении нескольких лет национальная экономика организованно разрушалась государственными институтами, предоставляя уникальную возможность для самоорганизации теневой экономики, которую теперь таким же самоорганизующим путем необходимо интегрировать в национальную экономику (без вмешательства государства это вряд ли возможно).
Самоорганизация, саморазвитие экономики — процесс институциональный, закономерности которого являются продуктом кооперации индивидов между собой и институтов с индивидами. Именно кооперации мы обязаны существованием общественных институтов. Экономическое развитие сопровождается и иногда продуцируется развитием субъекта, его деятельности, а крупные точки бифуркации (скачки) сопровождаются резкими изменениями в сфере его мотивации, а также степени специализации, способах согласования интересов.
Согласно экономическим законам темпы, направление и тип развития национальной экономики зависят от ее прошлого, в том числе структуры и механизма ее функционирования, достигнутого уровня развития, характера среды и типа связей. Прошлое национальной экономики служит определенным «ограничителем» при выборе ею аттрактора в точке бифуркации: из многочисленных путей развития она может выбрать лишь соответствующие ее природе, уровню развития, сформированным в процессе ее прошлого развития, т.е. экономика развивается в соответствии с «принципом непрерывности»: картина меняется непроизвольно, но каждый последующий момент согласован с предыдущим состоянием.
Поэтому попытки современных российских властей построить (волевым усилием или декларацией) капитализм свободной конкуренции или развитой капитализм, как это провозглашается, не совсем соответствует самоорганизующимся процессам, так как свободная конкуренция - далекое прошлое как российской экономики, так и экономики промышленно развитых стран.
Динамика самоорганизующихся систем в деталях и на длительную перспективу трудно предсказуема. Однако в их развитии, как бы ни менялись условия, функциональные процессы всегда направлены на самосохранение, самовоспроизведение, улучшение режима развития, уменьшение энтропии.
В соответствии с синергетическими принципами систему следует считать самоорганизующейся социальной, если она формируется в условиях неограниченного присвоения в собственность природных ресурсов и отсутствия внешних и внутренних политических, экономических и каких-либо других ограничений (естественно, что в настоящее время таких социосистем не существует).
Сложившийся экологический кризис формирует тенденции таких взаимоотношений современного технократического общества и природы, которые объективно обязывают необходимое планирование и регулирование этих отношений.
Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма: финансирование производств малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; преодоление социального расслоения; реализация региональных и национальных экономических программ; решение проблемы безработицы; налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты; проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и т.д.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного их регулирования в национальном и международном масштабах.
Свободное развитие функциональных отношений «спрос—предложение-цена» должно иметь разумный, регулируемый предел. Са-меорганизация социально-экономической системы не может увеличиваться ни по численности населения, ни по количеству производимой промышленной и военной продукции, ни по количеству информации, вещества и энергии, изымаемых из экосистем, выше некоторого теоретически и практически определяемого предела.
Человеческий разум — ведущий элемент целесообразной преобразующей деятельности в естественном и объективном потоке самоорганизации.
Экспертные оценки используются практически на всех этапах экономических исследований, хотя их методическая основа может существенно различаться. Экспертные оценки по своей сути субъективны, но поскольку основу каждого суждения составляют вполне определенная информация, накопленный опыт, результаты анализа объективной действительности, предполагается, что суждения не будут слишком противоречивыми. Различия могут быть преодолены путем взаимной коррекции, произведенной с учетом дополнительных сведений, полученных от других экспертов: при увеличении количества объективной информации, как правило, повышается степень адекватности выдвигаемых гипотез и их использования в исследовании социально-экономического процесса.
Метод экспертных оценок предполагает разработку каждым экспертом индивидуального решения в отношении предполагаемых будущих характеристик исследуемого процесса.
Экспертные оценки разделяются на индивидуальные и групповые.
Индивидуальные оценки (метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария и др.) предполагают независимую работу каждого эксперта над решением поставленной проблемы. Окончательный вариант решения в этом случае определяется непосредственно исследователем путем анализа экспертных данных.
Метод «интервью» предусматривает непосредственный контакт исследователя-прогнозиста с экспертом в режиме работы «вопрос — ответ» по заранее разработанной программе, направленной на выявление перспектив развития изучаемого процесса. Успех зависит от продуманности вопросов, их однозначности и логической взаимосвязанности. Вопросы можно разделить на две группы: 1) направленные на оценку мотивов, которыми руководствовался эксперт при обосновании решения; 2) направленные на определение этого решения.
Результатом работы является докладная записка, содержащая обоснование предполагаемых в будущем состояний процесса. Индивидуальное экспертное прогнозирование получило достаточно широкое распространение при определении будущих изменений на рынке товаров — перспективных характеристик спроса, потребления и производства товаров и услуг различных групп, инвестиций и товарных запасов и т.п.
Написание сценария предполагает описание логической последовательности ситуаций, которые исходя из существующего состояния процесса позволяют прогнозировать возможные состояния в будущем. Последовательность состояний обычно рассматривается во временной системе координат. Сценарный метод применяется при прогнозировании частично или полностью управляемых процессов; он принуждает обращать внимание на детальные стороны взаимосвязей между явлениями, которые могли быть упущены на абстрактном уровне их анализа. Если разработкой сценария занимается не один эксперт, а целая группа, то этот метод относится к групповым экспертным оценкам.
Преимущества групповых экспертных оценок перед индивидуальными:
• сумма информации, которой обладают все члены группы экспертов, больше информации, располагаемой каждым из них;
• количество учитываемых факторов обычно превосходит число факторов, которыми оперирует отдельный член группы;
• правильно организованное взаимодействие членов группы позволяет компенсировать полярность их мнений, способствуя тем самым разработке более обоснованного прогнозного решения.
Перечисленные преимущества групповой экспертизы являются критерием точности.
Одним из широко используемых методов групповой оценки прогнозного решения является анкетный метод — ряд последовательных процедур, направленных на подготовку и обоснование прогноза. Эти процедуры характеризуются анонимностью письменного опроса, производимого с помощью анкет регулируемой обратной связью между результатами опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта, а также групповым характером ответа. Регулируемая обратная связь осуществляется путем проведения нескольких туров опроса экспертов, на каждом из которых характеристики ответов обрабатываются с применением математико-статистических методов и результаты сообщаются анонимно. Групповой ответ формируется путем обработки и анализа результатов ответов экспертов. Критерием окончания его разработки, как правило, служит «близость» мнений экспертов.
Анкетный метод отличается от свободного интервью письменной формой опроса, возможностью привлечения большого числа экспертов; при заочной форме сбора мнений исключается один из недостатков свободного интервью — «эффект интервьюера» (т.е. возможное воздействие интервьюера на формирование мнения опрашиваемого). Однако этот метод отличается низким уровнем возврата анкет; кроме того, полностью не исключается возможность интерпретации организатором экспертизы ответов экспертов. Формализованный опрос представляет собой анкетирование в привычном для социологов смысле слова. Респонденты получают подробно разработанную анкету с вопросами, сформулированными в основном в закрытом или полузакрытом виде. Цель этого метода заключается в выяснении мнения большинства специалистов, оценке ими тех или иных аспектов решения поставленной проблемы. Получаемая информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу.
Метод шкалированных оценок направлен на получение количественной информации с помощью измерения отношения специалистов к предмету экспертизы по той или иной шкале — номинальной, ранговой, метрической.
Статистические методы являются критерием точности групповой экспертизы. Статистический показатель — это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно разделить на два: учетно-оценочные и аналитические.
Учетно-оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени. Эти показатели систематизируются по целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:
1) сбор первичной статистической информации;
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) анализ статистической информации.
На первой стадии статистического исследования получают соответствующие поставленной задаче значения изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности. При этом используются методы массового наблюдения: требование массовости единиц наблюдения обусловлено тем, что изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом массиве данных на основе действия закона больших чисел.
На второй стадии статистического исследования собранная в ходе массового наблюдения информация подвергается статистической обработке, включающей получение итогов по изучаемой совокупности в целом и отдельным ее частям, систематизацию единиц совокупности по признакам сходства и т.д.
Важнейшим методом второй стадии статистического исследования является метод статистических группировок, позволяющий выделять в изучаемой совокупности социально-экономические типы. Основное содержание второй стадии статистического исследования заключается в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям совокупности в целом или ее частей (групп). Отграничение качественно однородных в существенном отношении групп социально-экономических явлений — одно из непременных условий научного применения в статистическом исследовании метода обобщающих статистических показателей. Нарушение принципа качественной однородности изучаемой совокупности приводит к получению нетипичных характеристик, искажению результата исследования.
На третьей стадии статистического исследования статистическая информация анализируется на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др.
Информация о работе Исследования социально экономических и политических процессов