Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа
Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.
Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и соответственно формирования логистической организации и управления могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п.
Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей относительно качества продукции, сроков выполнения заказов, уровня логистического сервиса.
В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макрологистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.
С позиций общей теории
управления, в частности по аналогии
с автоматизированными
Рис. 23. Представление логистической
системы в качестве «следящей» системы
управления:
Y° , R°, С° – векторы параметров входных
потоков; а – рассогласование; U – вектор управляющих воздействий
на объект; V', R', С' – векторы
параметров выходных потоков
Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выходные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и ограничениями, накладываемыми на управление в логистической системе.
Для поддержки процессов логистического управления в логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящий из информационного, организационного, экономического, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.
Риски и страхование в логистических системах
Логистическая система в любой практической реализации – от процесса перемещения грузов до процессов товародвижения в рыночном пространстве – включает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровнях. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.
Риск – основное понятие страхования. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск и страховой случай аналогичны понятиям теории надежности, где надежность есть вероятность наступления отказа или вероятность безотказной работы системы. В общем виде страхование представляет собой систему обеспечения интересов физических или юридических лиц, подверженным тем или иным рискам. Такая система реализуется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступления страхового случая к минимуму. Для определения рациональных способов и методов страхования целесообразно под логистической системой понимать процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах обращения и производства. Исходя из этого, логистическая система состоит из двух подсистем:
• коммерческой, т.е. процесса движения товаров и финансовых средств в сфере обращения;
• производственной, т.е. процесса физического перемещения или изменения предметов труда (непосредственно в производстве до получения готового продукта) и работы всякого рода оборудования (транспортных средств, перегрузочных машин и т.п.).
Коммерческая подсистема – это операции (элементы): закупка, реализация (сбыт), транспортировка, хранение (складирование), производственные и информационные услуги, связанные с подготовкой к производственному потреблению или реализации и др. Указанные операции адекватны комплексу составляющих процесса товародвижения на интегрированном рынке. Производственная подсистема – это основные и вспомогательные технологические операции изготовления и перемещения продукции.
Многозвенность логистической
системы предопределяет возможность
отказов или сбоев; в более
широком понимании – это
Риск логистической системы
как составной части
• коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.;
• риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия;
• риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;
• экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции;
• риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;
• технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.
Таким образом, риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму деятельностью персонала, непосредственно занятого в логистическом процессе, что не исключает, а наоборот, предполагает дополнительное прямое страхование логистических рисков специализированными страховыми компаниями. В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.
Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь – участник логистического процесса, например владельцы товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик – юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.
Следует иметь в виду, что
никакое страховое возмещение не
в состоянии полностью
Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.
В данном аспекте выявляются две группы факторов, определяющих эффективность управления:
1) разнообразие и
2) комплекс логистической
инфраструктуры, т.е. система обслуживания
и обеспечения процесса
Для реализации указанных групп факторов следует ориентироваться на цель функционирования логистической системы, которая является многозначной:
• достижение глобальной и локальной сбалансированности спроса и предложения;
• обеспечение
• осуществление надежного материально-технического снабжения как непосредственное «питание» производства материальными ресурсами;
• обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов по траекториям товаропотоков с минимальными затратами;
• возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.
Для достижения перечисленных целей в той или иной конкретной ситуации могут быть введены в действие следующие управляющие воздействия:
• ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям (от товароотправителей к товарополучателям);
• замена одних материальных ресурсов другими;
• изменение траектории движения материальных потоков;
• использование резервов оптово-торговых фирм – страхование поставок за счет товарных запасов;
• управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами;
• дробление материального потока – изменение частоты поставок;
• регламентация использования материальных ресурсов, в том числе нормирование их расхода или потребления;
• оперативные закупки материальных ресурсов;
• эшелонирование материальных запасов;
• консигнация товаров и грузов;
• профилактика и резервирование
технических средств
• сервисное сопровождение логистического процесса;
• предварительная комплектация товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;
• поставки по системе «точно в срок»;
• диспетчеризация движения материальных, в том числе транспортных, потоков.
Приведенным перечнем не исчерпывается
арсенал управляющих
Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную. Техническая инфраструктурапредусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий и сооружений, складов, терминалов и др. Институциональная инфраструктура – это деятельность банков, таможни, органов сертификации и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения. Социальная инфраструктура – это персонал, занятый в процессе движения материальных потоков. В современных условиях инфраструктура играет определя-ющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Наличие развитой инфраструктуры – необходимое условие эффективного функционирования логистической системы, а поэтому при формировании системы страхования следует обратить внимание на состояние логистической инфраструктуры, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспособности.
Логистическая система дает огромное множество и разнообразие форм практической реализации. Одной из таких форм является система, состоящая из следующих блоков (подсистем): закупка, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, внутрипроизводственное движение материальных ресурсов. Для каждой из этих подсистем имеет место определенный риск, и соответственно ему выбираются способы страхования (табл. 5).
Таблица 5
Риски и страхование в логистических системах
Наименование логистических |
Риск |
Способ страхования |
Закупки |
Несоответствие цены качеству товара. Увеличение затрат в производстве |
Функционально-ценовой анализ. Соблюдение бюджетных |
Транспортировка |
Увеличение транспортных издержек Нарушение графика поставок. Утрата имущества |
Оптимизация маршрутов Диспетчериза-ция. Охрана имущества. Имущественное страхование. Страхование ответствен-ности |
Хранение |
Иммобилизация материальных ресу-рсов. Утрата (хищение) имущества |
Управление запасами. Охрана имущества. Противопожарные мероприятия. Имущественное страхование |
Материально-техническое |
Несбалансированность (несоответствие объема поставок потребностям) Несоответствие по качеству материальных ресурсов. Ситуации возникновения дефицита. Сверхнормативные запасы и неликвиды |
Нормирование расхода Входной контроль. Управление производственными запасами. Оперативные закупки. Управление производственными запасами. Поставки "точно в срок" |
Внутрипроизвод-ственное движе-ние материальных ресурсов |
Нарушение производственного Рит-ма |
Управление запасами в незавершенном
производстве. Подготовка материалов
к производственному |
Таким образом, страхование конкретных рисков осуществляется с помощью:
1) системы управления
2) системы страхования
– специализированными
В логистической деятельности материальные составляющие, именуемые в практике страхования как «имущество», выступают в форме средств производства, среди которых важное место занимают основные фонды.
Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии