Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Малый бизнес для рыночной экономики имеет большое значение. Рыночная экономика не в состоянии ни развиваться, ни функционировать без малого бизнеса. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Не секрет, что сегодня малому бизнесу в буквальном смысле слова приходится выживать: нестабильные общеэкономические условия, множество текущих сложностей, несовершенство законодательства и, зачастую, непреодолимые административные барьеры.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Малый бизнес: стратегии развития ……………………….. 6
1.1Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития ………….. 6
1.2 Анализ развития малого бизнеса в России …………………………… 22
1.3 Зарубежный опыт становления малого бизнеса ……………………. 24
Глава II. Разработка стратегии развития организации …………….. 27
2.1. Характеристика организации …………………………………………..
27
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации ………………….
29
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды ……………...
29
2.2.2. Анализ состояния организации ………………………
31
2.2.3. SWOT – анализ ………………………………………..
40
2.3. Миссия и цели организации …………………………………………. 41
2.4. Анализ стратегических альтернатив ………………………………….
44
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции ………………………
44
2.3.2. Анализ стратегий развития организации …………….
46
2.5. Выбор стратегии ………………………………………………………...
50
Заключение …………………………………………………………………
53
Список используемой литературы ……
52
Оглавление:
Введение ……………………………………………………………………. | 3 |
Глава I. Малый бизнес: стратегии развития ……………………….. | 6 |
1.1Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития ………….. | 6 |
1.2 Анализ развития малого бизнеса в России …………………………… | 22 |
1.3 Зарубежный опыт становления малого бизнеса ……………………. | 24 |
Глава II. Разработка стратегии развития организации …………….. | 27 |
2.1. Характеристика организации ………………………………………….. | 27 |
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации …………………. | 29 |
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды ……………... | 29 |
2.2.2. Анализ состояния организации ……………………… | 31 |
2.2.3. SWOT – анализ ……………………………………….. | 40 |
2.3. Миссия и цели организации …………………………………………. | 41 |
2.4. Анализ стратегических альтернатив …………………………………. | 44 |
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции ……………………… | 44 |
2.3.2. Анализ стратегий развития организации ……………. | 46 |
2.5. Выбор стратегии ………………………………………………………... | 50 |
Заключение ………………………………………………………………… | 53 |
Список используемой литературы ……………………………………... | 54 |
Введение
Малый бизнес для рыночной экономики имеет большое значение. Рыночная экономика не в состоянии ни развиваться, ни функционировать без малого бизнеса. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Не секрет, что сегодня малому бизнесу в буквальном смысле слова приходится выживать: нестабильные общеэкономические условия, множество текущих сложностей, несовершенство законодательства и, зачастую, непреодолимые административные барьеры.
Власть тоже имеет претензии к бизнесу, например, в части их инертности в политической и общественной жизни региона, в неактивном участии при обсуждении законодательных инициатив, в нежелании применять правовые инструменты урегулирования конфликтов, и даже некоторой лености и неосновательному подходу к ведению бизнеса.
Правительство РФ на самом деле старается снизить административные барьеры для бизнеса. В июле Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, обеспечивающий участие бизнеса в экспертизе ведомственных нормативных актов с целью выявления в них положений, которые затрудняют инвестиционную и предпринимательскую деятельность. С конца 2008 года действует Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении госконтроля (надзора)» [1]. Все, даже госорганы, осознают несовершенство законодательства, множество бюрократических проволочек, тяжелое налоговое бремя.
За последние годы принят целый набор очень серьёзных законов в области регулирования малого и среднего бизнеса. Задача в том, чтобы эти законы правильно действовали и в то же время, чтобы не было обольщения насчёт законов, потому что, как известно, сами по себе законы ещё не всё решают.
Очень важна сама атмосфера, связанная с применением этого законодательства, с деятельностью правоприменительных структур, с деятельностью налоговых органов, других участников разрешительной системы.
Ряд законопроектов действительно оказался неплохим, в том числе и по организации кредитования, по увеличению капитализации региональных гарантийных фондов, по субсидированию процентных ставок по кредитам, по тем вопросам, которыми занимаются крупные финансовые институты, которые, собственно, и должны этим заниматься.
К числу наиболее серьёзных изменений последнего периода относится то, что малый бизнес увеличивается в своём объёме. Представителей малого бизнеса становится всё больше и больше.
И даже в исключительно тяжёлой ситуации глобального финансового кризиса малый бизнес развивался значительно – может быть, лучше, чем некоторые виды крупного бизнеса, которые попали под каток глобального финансового кризиса и оказались в заложниках у изменившейся международно-экономической конъюнктуры, особенно экспортно-ориентированные компании.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Глава I
Малый бизнес: стратегии развития
1.1 Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
«Роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики» [13, стр. 23-24].
В каждом регионе должна существовать единая структура, которая бы, с одной стороны, работала со всеми инициаторами бизнес-проектов в регионе, а с другой стороны, представляла бы все эти институты развития, федеральные фонды, государственные программы, региональные, муниципальные, мероприятия муниципальных программ поддержки предпринимательства.
Многие предприятия провели квантовый скачок, резко улучшили свою структуру себестоимости, систему продаж. Чувствуется, что скоро наступит экономический подъём. И если новое «расширенное правительство» будет также работать в контакте с экспертным советом, экономический подъём себя не заставит ждать.
В настоящий момент проводится работа по реформированию налоговых режимов для малого бизнеса. Сейчас она завершается, проект закона внесён Правительством в Государственную Думу и даже принят в первом чтении, в том числе будет расширена сфера применения упрощённой системы налогообложения на основе патента.
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере.
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры [2].
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:
недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
трудности с получением банковских кредитов;
усиление давления криминальных структур;
нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
В X Всероссийской конференция представителей малых и средних предприятий
«Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», которая проводилась
25 - 26 мая 2011 года, приняли участие представители малого и среднего предпринимательства, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, региональных структур поддержки предпринимательства, международных организаций, работающих в сфере поддержки МСП, СМИ.
Конференция призвана выявить и проанализировать проблемы МСП в условиях ориентации на модернизацию экономики России; определить приоритетные направления поддержки и развития МСП с целью повышения роли и вклада данного сектора в процесс модернизации экономики России; активизировать и интегрировать усилия предпринимательского сообщества и органов власти для разработки и реализации конкретных программ/мер и действий по участию МСП в процессе модернизации экономики России.
Cледует говорить о стратегическом понимании важной роли бизнеса в экономическом развитии России и формировании среднего класса.
Мы ставим перед собой цель увеличить к 2012 году влияния малого и среднего бизнеса в экономической жизни страны в целом. И, прежде всего, речь идет об увеличении на треть таких основных показателей, как:
доли выпуска продукции малых и средних предприятий в ВВП (до 29%);
доли занятых в данном секторе (до 28%);
доли оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство) (до 40%);
Опережающими темпами должна расти доля инновационных компаний - в 6 раз.
В последние пять лет произошли серьезные изменения в развитии отечественного малого и среднего бизнеса. Даже в кризисном 2009-м году наблюдался рост сектора - на 9,1%.
За прошедший год удалось сделать многое. Из важнейших достижений - реальное упрощение открытия собственного дела. Уже 29 тысяч предпринимателей начали бизнес, направив всего один документ - уведомление. Большинство из них заняты в сфере розничной торговли, перевозке пассажиров и грузов, оказывают услуги общественного питания и бытовые услуги. С 2011 года такой упрощенный порядок будет для всех сфер, кроме лицензируемых сфер деятельности и немногих исключений, прямо поименованных в законе.
Следует констатировать, что, пытаясь преодолеть последствия глобального финансово-экономического кризиса, мировое сообщество все в большей степени делает ставку на перманентную модернизацию, сердцевиной которой выступает непрерывное генерирование инноваций и их активное внедрение во все сферы хозяйственной и социальной жизни. Это особенно четко проявляется в политике стран, претендующих на ведущие роли в ХХI веке. Так, в сентябре прошлого года Барак Обама подписал «американскую инновационную стратегию», где поставлена задача «восстановить лидерство Америки в фундаментальных исследованиях». А полгода ранее, в апреле 2009 года, то есть в самый разгар глобального кризиса, Президент США заявил о намерении довести расходы по НИОКР в стране до 3-х процентов ВВП. В абсолютных цифрах это означает, что нынешние расходы государства и частных корпораций Америки, направляемые на научные изыскания и инновации и составляющие 35 процентов общемирового «научного бюджета», будут увеличены вдвое и доведены до 787 миллиардов долларов.