Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:50, курсовая работа
Малый бизнес для рыночной экономики имеет большое значение. Рыночная экономика не в состоянии ни развиваться, ни функционировать без малого бизнеса. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Не секрет, что сегодня малому бизнесу в буквальном смысле слова приходится выживать: нестабильные общеэкономические условия, множество текущих сложностей, несовершенство законодательства и, зачастую, непреодолимые административные барьеры.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Малый бизнес: стратегии развития ……………………….. 6
1.1Роль малого бизнеса в России и проблемы его развития ………….. 6
1.2 Анализ развития малого бизнеса в России …………………………… 22
1.3 Зарубежный опыт становления малого бизнеса ……………………. 24
Глава II. Разработка стратегии развития организации …………….. 27
2.1. Характеристика организации …………………………………………..
27
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации ………………….
29
2.2.1. Анализ отрасли и конкурентной среды ……………...
29
2.2.2. Анализ состояния организации ………………………
31
2.2.3. SWOT – анализ ………………………………………..
40
2.3. Миссия и цели организации …………………………………………. 41
2.4. Анализ стратегических альтернатив ………………………………….
44
2.4.1. Анализ стратегий конкуренции ………………………
44
2.3.2. Анализ стратегий развития организации …………….
46
2.5. Выбор стратегии ………………………………………………………...
50
Заключение …………………………………………………………………
53
Список используемой литературы ……
Таким образом, выявив относительные преимущества организации в конкуренции, можно затем составить перечень ее сильных и слабых сторон (по форме таблицы 7) [1, стр. 338; 4, стр. 57, 62].
Таблица 7.
Сильные и слабые стороны организации
Сфера деятельности | Характеристика сильной стороны | Характеристика слабой стороны |
---|---|---|
1. Производство | Современное производство с использованием воды из минеральных источников | Ограниченный объем исходного сырья (минеральной воды) |
2. Персонал | Небольшой высококвалифицированный персонал | Текучесть кадров, обусловленная уровнем заработной платы |
3. Инновационная деятельность | Низкие затраты на разработку новой продукции | Сложность вывода на рынок новой продукции |
4. Финансы | Стабильный рост прибыли, производительности труда | Объем рынка не позволяет рассчитывать на короткие сроки окупаемости |
5. Маркетинг | Узнаваемый бренд | Необходимость проведения затраты на смену логотипа |
Для установления наиболее значимых стратегических факторов внутренней среды необходимо провести экспертную оценку сильных и слабых сторон организации [1, стр.178] по форме таблицы 8. Выделенные в таблице 8 наиболее значимые стратегические факторы могут оказать существенное влияние на деятельность организации и поэтому должны быть в первую очередь учтены при разработке стратегии.
Таблица 8.
Анализ внутренней среды организации
Внутренний фактор | Вес фактора | Оценка фактора, баллы | Взвешенная оценка фактора, баллы | Наиболее значимые стратегические факторы |
Сильные стороны организации | ||||
Выгодное местонахождение | 0,3 | 9 | 2,7 | 1 |
Возможность разработки новых товаров | 0,1 | 7 | 0,7 | 3 |
Возможность инноваций в производственном процессе | 0,1 | 8 | 0,8 | 2 |
Суммарная взвешенная оценка | 0,5 |
| 4,2 |
|
Слабые стороны организации | ||||
Себестоимость | 0,2 | 5 | 1,0 | 2 |
Качество | 0,15 | 8 | 1,6 | 1 |
Дизайн | 0,15 | 2 | 0,3 | 3 |
Суммарная взвешенная оценка | 0,5 |
| 2,9 |
|
Далее необходимо выполнить анализ динамики внешней среды организации, чтобы выявить угрозы и возможности для развития организации, которые готовит ей внешняя среда в будущем [ 1, стр.92, 107 ].
Экономическая среда. Для исследования этого фактора необходимо анализировать ситуацию в стране, безработицу, уровень инфляции.
В данное время в России складывается шаткое и нестабильное положение, что касается всех сфер деятельности. Это обстоятельство не обошло и отрасль, в которой работает предприятие «Лагуна».
Дело в том, что минеральная вода не является товаром первой необходимости для потребителя, поэтому даже незначительное повышение цены может привести к существенному снижению потребления. Это происходит из-за крайне низкой покупательной способности потребителя. При этом в стране растёт инфляция что негативно сказывается на ценах на закупочные материалы (тара, этикетки, оборудование).
Политико-правовая среда. Одним из неблагоприятных моментов является то, что, благодаря существующему законодательству, оказывается существенное налоговое давление на предприятие, а выплаты в этой сфере несоизмеримы с возможностями предприятия.
Следует отметить, что предприятие реализует свою продукцию под собственной торговой маркой «РАМЕНО». Для этого предприятие получило Свидетельство на знак товаров и услуг 77.99.15.6.у.7314.7.06 от 20. 07.2006 г это защищает продукцию завода от подделок и гарантирует высокое качество продукции потребителю.
Научно-техническая среда. Деятельность предприятия фактически заключается в предоставлении потребителю возможности пользоваться редкостными природными ресурсами, коэффициент участия предприятия в производстве самого продукта практически равен нулю. В остальном же предприятие обеспечивает полностью все остальные мероприятия, необходимые для передачи ресурса потребителю. Все основные технологические новинки используются именно на этом этапе. Это могут быть такие аспекты:
Дизайн и материал упаковки;
Дизайн и материал этикетки;
Технологии механической очистки минеральной воды;
Технологии разлива минеральной воды в тару;
Технологии и рецепты изготовления безалкогольных напитков.
Демографическая среда. Если оценивать, насколько существенно влияют на ООО «Лагуна» демографические изменения, то можно сказать, что это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж. Это происходит потому, что объёмы закупок посредников напрямую зависят от спроса конкретных потребителей.
Таблица 9.
Факторы макроокружения организации
Факторы | Состояние фактора | Тенденция развития | Характер влияния на организацию («+» положительное; «-» отрицательное) |
1. Экономика | определяющий | рост | + |
2. Демография | определяющий | рост | + |
3. Политика и право | определяющий | стабильность | + |
4. Наука и техника | определяющий | рост | + |
5. Культура | определяющий | рост | + |
6. Природная среда | определяющий | исчерпание запасов | - |
Поставщики организации. Основной ресурс, необходимый для производства – вода, получаемая при помощи мощностей предприятия. Минеральная вода, используемая в производстве добывается с глубины из артезианской скважины № 78241/2. ООО «Лагуна» вынуждено закупать оборудование, тару, заказывать этикетки у сторонних организаций. Поставщики такой продукции, с которыми работает предприятие являются давними партнёрами. В свете этого никаких сбоев в поставках быть не должно.
Конкуренты организации. Так как минеральная газированная вода как товар рассчитана на большой объём потребления, а ёмкость рынка в этой отрасли достаточно велика, то соответственно предприятие ООО «Лагуна» имеет много конкурентов. Достаточно мощными, представляющими опасность являются лишь некоторые из них.
В отрасли среди методов конкуренции используется в большей степени ценовая.
Можно назвать следующие основные конкурирующие организации для предприятия ООО «Лагуна»:
«Аква Минерале» характеризующееся высокими ценам, известность марки и высоким качеством.
«Ессентуки», продукция которого обладает высочайшим качеством и лечебными свойствами, но из-за чрезмерно высокой цены предприятие не может полностью контролировать определённую долю рынка.
«Орская» низкая цена, обусловленная низким качеством воды
И другие незначительные конкурирующие фирмы: Димидовская, Дворцы, Нарзан.
Диаграмма 1. Доля рынка наиболее значимых конкурентов ООО «Лагуна»
Из диаграммы можно сделать вывод, что наиболее значимые конкуренты для предприятия «Лагуна» являются Аква Минерале (26%) и Орская (21%).
Потребители организации. Основным потребителем продукции является население Оренбургской, Самарской Калужской, Брянской, Саратовской и Волгоградской область. Численность населения 30 млн 241 тыс. 581 чел. (21,3 % населения России)
Таблица 10.
Анализ микросреды организации
Элементы микросреды |
Краткая характеристика | Характер влияния на организацию («+» положительное; «-» отрицательное) |
1. Поставщики | давние партнёрами | + |
2. Конкуренты | Аква Минерале Орская | - - |
3. Потребители | 21,3 % населения России | + |