Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является провести анализ маркетинговых исследований. ОАО «Этанол».
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- выявить сущность и основные направления маркетинговых исследований;
- рассмотреть методику и процесс маркетингового исследования;
- выявить цели и задачи маркетинговых исследований;
- проанализировать маркетинговую информационную систему предприятия;
- исследовать маркетинговую деятельность ОАО «Этанол»;
- изучить подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований;
- предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Этанол».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.Этапы маркетингового исследования………………………………..6
1.1. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации……………..8
1. 2.Планирование и организация сбора первичной информации…….. ….12
Глава 2. Анализ маркетинговых исследований ОАО «Этанол»…………………………………………………………………………19
2.1 Технико - экономическая деятельность ОАО «Этанол» ………………19
2.2 Маркетинговая информационная система ОАО «Этанол»…………….25
Глава 3. Предложения по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на ОАО «Этанол»………………………………………………........................................31
3.1 Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований.31
3.2 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности .ОАО «Этанол»…………………………………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………42
Отбор внешних источников требует от участвующих в нем работников широкого кругозора, глубокого понимания исследуемой проблемы и навыков информационно-поисковой работы. Систематизация вторичной информации производится, как правило, после завершения ее сбора из внутренних и внешних источников.
Приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, так как процесс ее анализа может привести к уточнению, а иногда и к значительной корректировке сформулированной ранее проблемы и задач исследования, сэкономить время и средства при поиске первичной информации.
1. 2.Планирование и организация сбора первичной информации.
Первичная информация - это сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели. Первичная информация становится необходимой в тех случаях, когда анализ вторичных источников не обеспечивает необходимыми сведениями. Для оценки общей значимости первичных данных надо взвесить их достоинства и недостатки:
Достоинства |
Недостатки |
|
|
В зависимости от полноты информации полученной на первых двух этапах иногда третий этап исследования начинается с определения или уточнения объекта исследования, особенно, если таким объектом являются конечные потребители, каналы сбыта, либо оно проводится впервые. Сбор первичной информации является трудоемким процессом.
При составлении плана выборки решаются следующие задачи:
Как правило, объект исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если совокупность малочисленна, а исследовательская группа обладает необходимыми возможностями и ресурсами (трудовыми, финансовыми и временными) для установления контакта с каждым из ее элементов, то реально и предпочтительно проведение сплошного исследования всей совокупности. В этом случае, можно приступать к выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией. В противном случае приходится ограничиваться выборочным обследованием.
Выборка - часть совокупности, призванная олицетворять совокупность в целом. Точность, с которой выборка отражает совокупность в целом, зависит от структуры и размера выборки.
Различают два подхода к структуре выборки - вероятностный и детерминированный.
Вероятностный подход предполагает, что любой элемент совокупности может быть выбран с определенной (не нулевой) вероятностью.
Наиболее простой и распространенной на практике является простая случайная выборка, при которой каждый элемент совокупности имеет равную вероятность выбора для исследования. Вероятностная выборка более точна, поскольку позволяет оценить степень достоверности собранной информации, хотя она более сложна и дороже, чем детерминированная.
Детерминированный подход предполагает, что выбор элементов совокупности производится методами, основанными либо на соображениях удобства, либо на решении исследователя, либо на контингентных группах.
После определения структуры выборки устанавливается объем выборки, который определяет достоверность информации.
Объем выборки - количество элементов выборочной совокупности. Чем больше объем выборки, тем выше ее точность и больше затраты на проведение обследования.
При вероятностном подходе к структуре выборки ее объем может быть определен с помощью известных статистических формул и заданных требований к ее точности. Чтобы уменьшить в два раза ошибку выборки, ее объем следует увеличить вчетверо, чтобы сократить в 3 раза, объем должен возрасти в 9 раз и т.д.
При детерминированном подходе к структуре выборки в общем случае не представляется возможным математическим путем точно определить ее объем в соответствии с заданным критерием достоверности полученной информации. В этом случае он может быть определен эмпирически. Например, при обследовании покупателей высокая точность выборки обеспечивается, даже если ее объем не превышает 1% всей совокупности, а при проведении опросов покупателей средних и крупных розничных предприятий, количество опрашиваемых составляет 500 - 1000 человек.
Методы сбора первичной информации
На практике используются следующие основные методы сбора первичной информации:
Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и отсутствии контроля над факторами, влияющими на их поведение.
Достоинства этого метода: простота и относительная дешевизна, исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователем.
Недостатки этого метода: не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов и процессы принятия ими решений, могут быть неправильно интерпретированы наблюдателями.
Эксперимент - метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление контроля над всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.
Цель эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными.
Достоинства эксперимента: объективный характер, возможность установления причинно-следственных связей между факторами.
Недостатки эксперимента: трудности с организацией контроля над всеми факторами в естественных условиях, сложности воспроизведения нормального поведения объекта в лабораторных условиях, высокие издержки.
Имитация (имитационное моделирование) представляет собой математическую, графическую или иную модель контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику предприятия.
Имитационное моделирование позволяет всесторонне изучить множество факторов, определяющих стратегию маркетинга. Подготовительные мероприятия по проведению имитации состоит в разработке модели функционирования объекта и проверке ее адекватности.
Достоинство имитации заключается в возможности оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора на этой основе наилучшего.
Недостаток имитации состоят в сложности и трудоемкости создания модели, требующей глубокого изучения и формализации причинно-следственных связей между факторами маркетинга, его внешней среды и факторами, определяющими покупательское поведение.
Опрос - это метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге. Он используется при проведении около 90% исследований.
Источником информации при проведении массовых опросов выступает население, не связанное по роду своей деятельности с предметом анализа.
В специализированных опросах, именно специалисты (эксперты) - лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования, выступают основными источниками информации.
Достоинство анкетирования состоит в практически неограниченной области его возможного применения, позволяющего получить сведения о текущем поведении объекта, его поведении в прошлом и намерениях в будущем. Недостатки анкетирования заключаются в большой трудоемкости, значительных затратах на проведение опросов, возможном снижении точности полученной информации, связанной с неправильными или искаженными ответами.
Подготовительная работа к проведению опроса предусматривает:
4. Систематизация и анализ собранной информации
Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной).
Анализ информации заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем.
5. Представление полученных результатов исследования.
Отчет о результатах исследования готовится в развернутом и сокращенном вариантах. Первый - представляет собой полностью документированный отчет технического характера и предназначен для специалистов отдела маркетинга. Второй - предназначен для руководителей и содержит подробное изложение основных результатов, выводов и рекомендаций.
Общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании предусматривают обязательное включение в него следующих вопросов:
2 Анализ маркетинговых исследований ОАО «Этанол».
2.1 Технико - экономическая деятельность ОАО «Этанол»
ОАО «ЭТАНОЛ» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Челябинской области. По опросам покупателей, основными достоинствами продукции эмитента является репутация предприятия и высокое качество выпускаемых изделий.
История появления Челябинского спирт завода, ныне открытого акционерного общества "Этанол", уходит своими корнями в XIX век.
Одним из первых, после Величайшего повеления Императора о винной монополии в России, построил в Челябинске спиртоводочный завод купец Ф.А.Заседателев, занимавшийся ссыпкой и торговлей зерном и владевший также конным заводом и доходными домами.
В 1870году завод выдал свою первую продукцию. Уже в то время водки и вина, выпускаемые Ф.А. Заседателем, отличались отменным качеством. После 1917г. завод был национализирован и перешел в руки государства.
Первую послевоенную продукцию завод дал в 1949году. Уже в первый год после восстановления на предприятии производилось 1000 декалитров спирта в сутки.
К началу 90-х годов завод ежегодно вырабатывал около миллиона декалитров спирта, более 2,5 тысяч тонн хлебопекарных дрожжей, около 1 тысячи тонн двуокиси углерода, более 1 тысячи тонн сбреженного яблочного сока.
19 ноября 1997года произошла реорганизация государственного спирт завода в акционерное общество открытого типа "Этанол". В этот же период была присоединена сеть торговых точек.
Создание сети фирменной торговли подтолкнуло предприятие к освоению нового вида производства - ликеро-водочного, что позволило увеличить выпуск товарной продукции на 187%.
Для увеличения ассортимента продукции: вин, винных напитков и ликероводочных изделий, в 2000г. в ОАО "Этанол" появилось новое структурное подразделение - сельскохозяйственный комплекс, был присоединен совхоз "Моногаровский".
Виды деятельности.
1. Основными видами деятельности
Общества являются
- спирта этилового ректификованного;
- спирта этилового, в том числе денатурата;
- масла сивушного;
- углекислоты;
- дрожжей хлебопекарных;
- сока яблочного натурального;
- вин плодово-ягодных;
- напитков винных;
- водки и ликероводочных изделий;
- виноматериалов плодово-ягодных сбрежено-спиртованных;
- спиртосодержащей не пищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.
2. Не основными видами
деятельности Общества
- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;
- общественное питание;
- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- коммерческая и посредническая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;
- осуществление грузопассажирских перевозок;
- бытовые услуги.
Сеть фирменных торговых предприятий состоит из 8торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад. Сельско - хозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий -1824га, в том числе наличие пашня составляет -1049га.