Менеджмент и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:01, реферат

Краткое описание

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в данной области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента ШПОРА.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

 

В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителя.

 

51. МЕТОДОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

Процесс принятия решений составляет один из центральныхпунктов управленческой деятельности. Рациональное решение проблем возможно, когда руководители следуют общепринятым методам работы. К ним относят научный метод, состоящий в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза о самой проблеме и подходах к ее решению. Научный метод дает системную ориентацию, т. е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации, что позволяет выявить причины возникновения проблемы и выяснить ее основу, а также он пользуется математическим моделированием.

 

На практике применяется множество научных подходов к разработке и принятию управленческих решений:

 

– системный подход предполагает исследование объектов как системы, состоящей из внешнего окружения и внутренней структуры. Организационно-экономическая система рассматривается как единство объекта управления и его связей с внешней средой;

 

– логический подход к выполнению любой работы на основе принципов диалектической (объективность, всесторонность и историзм) и формальной (тождество, непротиворечие, достаточное обоснование, исключение третьего) логики;

 

– воспроизводственно-эволюционный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей с меньшими затратами. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой;

 

– инновационный подход ориентирован на развитие на основе активизации инновационной деятельности;

 

– комплексный подход предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи;

 

– интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами, между стадиями жизненного цикла объекта управления, между уровнями управления, между субъектами управления по горизонтали;

 

– стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик с целью управления;

 

– маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач;

 

– функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребителей;

 

– структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности принятия решений;

 

– ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время;

 

– нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента;

 

– оптимизационный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.;

 

– поведенческий подход заключается в оказании помощи работнику в создании собственных возможностей к управлению организацией;

 

– деловой подход является наиболее комплексным и сложным, т. к. у каждого свое понимание этого подхода, индивидуальное воспитание и образование.

 

52. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ  И МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕШЕНИЙ

 

Оптимизация управленческих решений осуществляется на основе анализа, представляющего собой разложение целого на элементы и установление взаимосвязей между ними. Методы оптимизации управленческих решений:

 

– метод сравнения позволяет оценить работу организации, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей;

 

– факторный анализ – процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции;

 

– индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы, и позволяет провести разложение по факторам отклонений обобщающего показателя, число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение;

 

– балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, подсчета резервов роста эффективности производства;

 

– метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими;

 

– метод элиминирования позволяет показать действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов;

 

– функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта, с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта;

 

– экономико-математические методы применяются для выбора оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Экономико-математическое моделирование – процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель – схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение его характерных черт. Математические модели – основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. Математическое моделирование явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте.

 

Модели принятия решений:

 

– рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации;

 

– модель ограниченной рациональности предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждения (личностная ограниченность) и от целей организации (организационная ограниченность);

 

– политическая модель обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Процесс моделирования делится на три этапа:

 

1) анализ закономерностей, свойственных изучаемому объекту, явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях;

 

2) определение  методов, с помощью которых можно  решить задачу;

 

3) анализ полученных  результатов.

 

Выбором альтернативы завершается процесс принятия решения.

 

53. РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ  СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Маркетинг – это, с одной стороны, разработка и осуществление мер воздействия на рынок товаров или услуг, производимых данной организацией, а с другой – переориентация на него производственной деятельности, определение масштабов и характера производства и продаж.

 

Маркетинг облегчает создание и реализацию товара или услуги, в наибольшей степени соответствующих потребностям рынка, а также воздействие на потребителя, спрос и рынок с целью оптимизации объема прибыли.

 

Роль маркетинговой службы на предприятии проявляется в его функциях:

 

– аналитической, состоящей в изучении рынка, его структуры, которую образуют контрагенты, конкуренты, посредники, а также общей (внутренней и внешней) ситуации деятельности фирмы;

 

– производственной, предполагающей разработку новых товаров, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

 

– сбытовой, «ведающей» организацией системы товародвижения, сервиса, проведения политики цен;

 

– управленческой, связанной с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.

 

Структура и численность службы маркетинга на предприятии определяются такими факторами, как размер чистого дохода предприятия, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков.

 

Задачи маркетинговой службы предприятия: 1) при формировании рыночной стратегии предприятия:

 

– анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, факторов конкурентного преимущества организации; качества и ресурсоемкости аналогичных товаров конкурентов, их организационно-технического уровня;

 

– анализ связей организации с внешней средой;

 

– прогнозирование воспроизводственных циклов товаров фирмы, цен и конкурентоспособности будущих товаров и др.;

 

2) в процессе реализации концепции маркетинга:

 

– согласование структуры и содержание системы менеджмента организации;

 

– участие в проектировании и разработке организационной и производственной структуры, положений и должностных инструкций организации;

 

– выходной маркетинговый контроль;

 

– анализ внеэкономической деятельности;

 

– согласование цен, контрактов и договоров, и др.;

 

3) при организации  рекламы товара и стимулировании  сбыта:

 

– определение целей, методов, правил и средств рекламы;

 

– организация работы рекламных агентств и служб; стимулирование сбыта товаров и роста прибыли и др.

 

4) в процессе  обеспечения маркетинговых исследований:

 

– разработка и совершенствование структуры службы маркетинга организации;

 

– информационное обеспечение и создание нормативной базы маркетинговых исследований;

 

– кадровое обеспечение исследований;

 

– обеспечение техническими средствами;

 

– обеспечение внутренних и внешних связей службы маркетинга организации.

 

Маркетинг является условием, обеспечивающим реализацию целей и миссии организации. Цели маркетинга динамичны и подвержены корректировке в зависимости от стадий управления, в том числе антикризисного, от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса, цен, инфляционных и других процессов.

 

Маркетинговая информация и маркетинговые рекомендации рассматриваются как базовая информация к принятию управленческих решений, направленных на развитие, стабилизацию или выход организации из кризиса.

 

54. МАРКЕТИНГОВЫЕ  КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Американский исследователь Ф. Котлер выделяет пять концепций управления маркетингом.

 

1. Концепция  совершенствования производства: потребители  будут более благожелательными  к товарам, которые широко распространены  и доступны по цене. Это требует  усилий по улучшению техники, технологии и организации их производства и распределения, снижению затрат. Такой подход целесообразен, если спрос превышает предложение и имеются реальные возможности уменьшить себестоимость.

 

2. Концепция  совершенствования товара: потребители  будут более благосклонны к товарам наивысшего качества с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками.

 

Концепция товара – система базисных представлений предприятия-изготовителя о создаваемом продукте и его рыночных возможностях. Такой продукт может быть нововведением, которое потребитель считает значимым, или модификацией существующего.

 

Процесс управления товаром предполагает принятие решения о его концепции, марочном наименовании, упаковке, уровне сервиса, ассортименте, действиях фирмы на каждой стадии его жизненного цикла.

 

3. Концепция  интенсификации коммерческих усилий, суть которой состоит в том, что потребители не станут  приобретать товары в достаточных  количествах без активной рекламы  и дополнительного стимулирования  со стороны продавцов.

 

Реклама – форма коммуникаций, обслуживающая рынок и стимулирующая спрос и продвижение продукции к потребителю путем информирования о потребительских свойствах и качестве товара. Главная функция рекламы – в создании и обеспечении гибкой и надежной коммуникативной связи между производителем и потребителем. Рекламу можно рассматривать как средство управления, обеспечивающее развитие производства и рыночных отношений.

 

Содействие продажам представляет собой комплекс мероприятий по воздействию на потребителя, чтобы «подтолкнуть» его к покупке, и на производителя с целью стимулирования сбыта (снижение цен; кредит на льготных условиях; премии, бесплатный товар в придачу к покупке; образцы-подарки; пробы, дегустации; конкурсы, лотереи).

 

4. Концепция  маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективным и продуктивным, чем у конкурентов, способом. Эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.

 

Определение нужд и потребностей потребителей осуществляется на основе принципов:

 

– учет социальных факторов потребителей (национальность, пол, возраст, семейное положение, культура, принадлежность к той или иной социальной группе);

 

– учет экономических факторов (уровень доходов, возможность и условия получения кредита, уровень потребления, льготы);

 

– учет географических факторов (местонахождение, особенности климата);

 

– психологические, действие которых во многом зависит от возраста и пола (отношение к новому, рекламе, здоровью и др.);

 

– учет потребительских мотивов(цена, качество, обслуживание, марка).

 

5. Концепция  социально-этического маркетинга, которая  дополняет положения предыдущей  концепции такими условиями, как  одновременное сохранение и укрепление благополучия каждого потребителя и общества в целом.

 

55. ВЗАИМОСВЯЗЬ  МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТА

 

Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого: целепо-лагание, планирование, организация, мотивация и контроль. Основная цель маркетинга – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга способствовать его достижению.

Информация о работе Менеджмент и его специфика