Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ мотивации, её места в системе менеджмента, а также рассмотрение современных методов совершенствования мотивации и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
Введение…………………………………………………………………...……...3
1 РОЛЬ И МЕСТО МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………...……5
1.1 Сущность системы менеджмента в современных условиях….……..…….5
1.2 Особенности менеджмента в сфере производства хлебобулочных изделий……………………………..…………………………………...…..……13
1.3 Теоретические основы мотивации труда на предприятии…………..…....18
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОАО «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»…………………………………………………………...30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орловский хлебокомбинат»………..………………………………………………………...30
2.2 Анализ системы управления ОАО «Орловский хлебокомбинат»…….…34
2.3 Оценка мотивационной деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат»……………………………………………………………….…42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСНОНАЛА НА ОАО «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………………..…………47
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала…………………………………………………………………………47
3.2 Внедрение IT-технологий в систему мотивации персонала……………...54
3.3 Формирование эффективной мотивационной модели персонала ОАО «Орловский хлебокомбинат»…………………………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………………………..….66
Приложение А – Организационная структура ОАО «Орловский хлебокомбинат»………………………………………………….............………68
Приложение Б – Дерево целей ОАО «Орловский хлебокомбинат»……..….. 69
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим, в задачи менеджмента входит:
• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
• постоянный поиск и освоение новых рынков;
• определение конкретных целей развития фирмы;
• выявление приоритетности
целей, их очередности и
• разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление контроля за выполнением поставленных задач.
Таким образом, современные
системы менеджмента в
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
В настоящее время существуют предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.
Хлебопекарные предприятия сталкиваются и с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения и т.д. Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от реализации продукции или используют более дешевое, но низкого качества сырье, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции, а следовательно, и на здоровье населения.
Правильная организация
В России имеется сегодня более 10 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тысячи крупных) и пекарен, способных вырабатывать около 70 тысяч тонн хлеба в ассортименте (более 700 наименований), или 500 г хлеба на человека. Мощности их составляют приблизительно 25 млн. тонн в год.
Однако производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в последнее время сокращается: в 2007 году было произведено 8,4 млн. тонн продукции, или 92,3% к уровню 2006 года, в 2008 году – 7,9 млн. тонн, или 94% к предыдущему году. В 2009-2010 годах тенденция постепенного сокращения объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий сохранилась (рисунок 2).
Рисунок 2 – Объем производства хлебобулочных изделий
Объем производства хлеба в России уменьшается до недопустимых с точки зрения питания населения объемов. Население не получает необходимого количества хлеба, хотя затрачивает на его приобретение до 10% своего дохода против 4-5% еще 15 лет назад. Кроме того, наблюдается повсеместное увеличение расхода муки на одну тонну хлеба за счет уменьшения массы буханки. Например, когда промышленность в свое время была переведена на выпуск хлеба массой 800 г вместо 1 кг, потери по России составили порядка 50 тыс. т муки. Сейчас, в связи с ростом затрат на сырье, электроэнергию и услуги, предприятия повсеместно снижают массу буханки или батона, чтобы не так заметен был рост цены.
Сегодня производство хлебобулочных изделий – одно из важнейших стратегических отраслей пищевой промышленности – переживает нелегкие времена. С приходом реформирования и приватизации многие производства хлебопекарной промышленности оказались перепрофилированы на выпуск более доходных, конкурентоспособных и ходовых товаров, а другие были ликвидированы. Некоторые хлебозаводы в настоящее время находятся в состоянии банкротства или близким к нему, а более перспективным низкая рентабельность не позволяет успешно развиваться.
В начале 90-х годов хлебная отрасль оказалась в рыночной стихии. Почти все хлебозаводы являлись федеральными унитарными предприятиями, но с началом так называемых реформ государство отказалось от стратегического влияния на хлебопекарную промышленность. Хлебозаводы становились закрытыми или открытыми АО, и лишь немногие остались государственными унитарными предприятиями.
Помимо приватизации и целенаправленного
банкротства хлебная отрасль
столкнулась с острыми
В ценовой политике положение осложняют
мини-пекарни, которые с низкой рентабельностью
в современных рыночных условиях
просто не выживут из-за высокой
себестоимости выпускаемого хлеба
при постоянном росте цен на электроэнергию,
воду, сырьевые компоненты. В наше время
мини-пекарни могут
Негативные явления рыночной стихии,
связанные с
Сегодня страдает и деревня – главный производитель зерна. Незасеянными по сравнению с прошлым годом остались 10 млн. га пахотной земли. Сельскохозяйственный машинный парк имеет износ свыше 70%. От снижения уровня механизации в сельском хозяйстве страна ежегодно теряет до трети урожая на 120-150 млрд. руб. Все это сказывается и на состоянии сложного хлебопекарного хозяйства страны, которое и без того переживает непростые времена.
Среди основных трудностей, испытываемых
предприятиями хлебопечения в настоящее
время, выделены следующие наиболее
острые проблемы: высокий уровень
налогообложения и высокие
По результатам проверок, проведенных Торговой инспекцией, были выявлены следующие основные нарушения.
1) На предприятиях, производящих хлебобулочные изделия:
- выработка и продажа некачественного хлеба и хлебобулочных изделий;
- не проставляется масса изделий в товарно-транспортных документах (при взвешивании установлен факт разницы в массе);
- отклонение от установленной по ГОСТу массы в меньшую сторону;
- халатность производственного персонала (не контролируется масса кусков теста);
- несоответствие внешнего вида хлеба требованиям ГОСТа; в накладных не проставляется время выемки изделий из печи;
- выработка хлеба с нарушениями требований санитарных правил;
- нарушение технологического процесса выработки хлеба (не просеивается мука);
- нарушение норм складирования муки.
2) В розничной сети:
- наличие в продаже хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации;
- грязные полки, на которых хранится хлеб;
- продажа недоброкачественных изделий (хлеб имеет слипы, трещины, расплывчатую форму, черствый);
- недостаток необходимого инвентаря в палатке (весы, раздаточные доски, умывальник);
- не заключены договора с предприятиями, поставляющими хлебобулочные изделия;
- неправильное хранение хлеба на стеллажах (то есть «навалом») или в неположенном месте (в тамбуре).
Существует много определений мотивации. Мотивация - процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации [18, с. 107].
Другие рассматривают мотивацию как степень желания и выбор, который необходим данной личности, что обусловливает проявление того или иного поведения. Стартовая точка мотивационного процесса - наличие неудовлетворенности, что ориентирует человека на достижение своих целей, в результате наступает завершающий момент - удовлетворение потребности.
Мотивация имеет две формы:
- внешняя мотивация - как сделать,
чтобы «замотивировать» людей;
- внутренняя мотивация - самозарождающиеся
факторы, которые влияют на людей, поддерживая
определенные начинания и побуждая двигаться
в определенном направлении.
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала. Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности. Очевидно, что связь мотивации и результатов труда опосредована природными способностями и приобретенными навыками труда, но именно мотивация - источник трудовой деятельности личности.
Мотивационные аспекты управления
трудом получили широкое применение
в странах с развитой рыночной
экономикой. В нашей стране понятие
мотивации труда в
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.