Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:51, дипломная работа
Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Здесь мы не будем разделять профессиональные знания и опыт от личностных и физиологических характеристик (например, коммуникабельность, скорость реакции и т.п.), которые тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, и будем их называть просто профессиональными, имея в виду, что все они существенны для осуществления профессиональной деятельности.
Разработкой проблем мотивации, особенно в связи с анализом развития психики, длительное время занимался А.Н. Леонтьев.
Самое распространенное определение мотива, связанное со школой А.Н. Леонтьева, звучит следующим образом: мотив - это опредмеченная потребность. "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом" [8, стр. 43].
А.Н. Леонтьев расширил представления о функции мотивации, выделив специфически человеческую функцию мотивации смыслообразующую, которая состоит в оценке жизненных обстоятельств и предполагаемых в них действий личности, в придании им "личностного смысла".
В рамках леонтьевской школы были проведены многочисленные исследования по вопросам мотивов учения. Так Л.И. Божович, ее сотрудники и последователи длительное время изучали мотивы школьников, анализировали направленность личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы).
Л. И. Божович под мотивом понимал внутреннюю позицию личности. "Проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения" [8, стр.61].
Если рассматривать понятие мотивации в зарубежной психологии, то, к примеру, в бихевиористских теориях поведение рассматривается через схему "стимул реакция". Собственно направление поведения определяется энергией стимула. Для бихевиористов проблема мотивации не существенна, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Однако в процессе исследований выяснилось, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул. Подобные различия приписывались действию чисто физиологического механизма: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать "как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор" [7, стр.33].
В последующих исследованиях (теория оперантного научения), проводящихся в рамках бихевиорального подхода, основной акцент в детерминации поведения делается на подкреплении - положительных (награды, поощрения) или отрицательных (наказания) последствиях, которые следуют за выполнением определенного поведенческого акта. При этом привлекательные и непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям, имеет тенденцию к прекращению. Таким образом, согласно теории оперантного научения (Б.Ф. Скиннер), основным инициатором и регулятором поведения является внешнее по отношению к нему подкрепление.
Авторы психоаналитических теорий, в частности З. Фрейд, искавший источники человеческой активности в бессознательных влечениях, утверждает, что все поведение человека есть результат действия внутренних биологических инстинктов. Они подразделяются на две категории: инстинкты жизни (сексуальные) и инстинкты смерти (агрессивные), при этом оба вида требуют непосредственного удовлетворения и блокируются "цензором" личности "Сверх-Я", т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. И 3. Фрейд, и его последователи в детерминации поведения решающую роль отводят бессознательному, подавление побуждений которого со стороны "Сверх-Я" приводит к неврозам. Но, кроме того, ученики Фрейда рассматривали также влияние дополнительных факторов: Э. Эриксон - межличностные отношения; А. Адлер - власть; а К. Г. Юнг - темперамент и поиск души.
В гуманистическом подходе наиболее значительный вклад в разработку проблемы мотивации внес А. Маслоу. Его иерархия потребностей является наиболее известной и занимает прочное место в ряду фундаментальных психологических концепций.
Идея пирамиды потребностей состоит в том, что потребности удовлетворяются в определенном порядке. Физиологические потребности и потребность в безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пище на центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие (например, удовлетворяющие потребности в собственном развитии). По мнению Маслоу, если существуют две одинаково сильные потребности, то доминирует потребность более низкого уровня. Маслоу утверждает, что наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.
1. Физиологические потребности (например, в пище, воде, сне).
2. Потребность в безопасности, т. е. в окружающей среде, не содержащей угрозы для жизни, здоровья и т. д.
3. Потребность в принадлежности к определенной социальной гpynne, в любви и привязанности, т. е. потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с членами своей группы.
4. Потребность в уважении (потребность в авторитете, самоуважении, чувстве собственного достоинства).
5. Потребность в самовыражении - в полном использовании своих возможностей, достижении целей, в личном росте.
Пять указанных групп потребностей универсальны и необходимы для всех людей. Они и образуют иерархическую пирамиду потребностей.
Он вводит понятие меры удовлетворенности потребностей, с целью объяснения того факта, что речь не идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей, т.к. в любой момент жизни человек может быть одновременно, и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. В целях наглядности А. Маслоу вводит условные конкретные цифры: у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви на 50 %, потребность в самоуважении на 40 %, а потребность в самоактуализации на 10 %.
Более высокая потребность актуализируется после удовлетворения более низкой; но сам процесс актуализации потребностей не внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Но в целом поведение человека, как правило, детерминировано не одной отдельно взятой потребностью, а совокупностью нескольких или всех базовых потребностей.
Когнитивные теории мотивации, в фокусе которых находятся различные информационные процессы, повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Особенностью данного подхода стало признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека, в результате чего, во многих теориях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.
Одним из вариантов когнитивного подхода стала теория когнитивного диссонанса, которая основывается на работах Ж. Пиаже. Суть ее заключается в том, что человека вынуждает к действию некоторое рассогласование между его предположениями, поступками, задуманным и реальным. Все поведение, таким образом, направленно на устранение этого рассогласования и, соответственно, снятие возникшего напряжения. Когнитивный диссонанс определяет мотивацию, а та, в свою очередь, поведение. Поведение может быть и следствием переоценки информации. Различная информация человеком принимается или не принимается. Если она не принимается, то возникает когнитивный диссонанс. Поскольку определенное поведение связано с изменением среды, постольку выход из этого положения лежит на пути либо переоценки информации, либо изменения поведения.
Р. Кеттелл построил "динамическую решетку устремлений". Он выделил мотивационные диспозиции типа "эргов" (от греч. ergon энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и "энграммы", природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.
Другой вариант когнитивной теории связан с разработкой понятия атрибуция.
Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, в которых мотивация связывалась с ожиданием вероятности успеха и ценностью достигаемой цели.
Дальнейшая разработка проблемы мотивации в зарубежной психологии в основном происходила за счет изменений именно в когнитивных мотивационных концепциях.
Все рассмотренные нами теории имеют свои достоинства и недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологии.
В данном исследовании нас интересует концепция деятельности А.Н.Леонтьева, т.к. согласно ей истоки мотивации лежат в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствует потребности человека; в системе деятельности, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множество действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.
1.2 Мотивационная сфера личности (в деятельностном подходе)
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, однако, прежде всего, возникла терминологическая неясность: термины "мотивация" и "мотив" понимаются и как синонимы, и как абсолютно разные вещи. В результате, вопросы, связанные с проблемой мотивации и мотивов, остаются по-прежнему остродискуссионными и не имеют однозначного решения.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.
Существует большое количество определений мотивации. В одних случаях мотивация рассматривается как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, 1959; Ж.Годфруа, 1992), в другом случае – как совокупность мотивов (К.К.Платонов, 1986), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомет-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас,1990).
Е.П.Ильин считает, что "все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов и мотивов.… Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм" [7, стр. 65].
В.Г.Леонтьев выделяет два типа мотивации; первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Он полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (интринсивная мотивация), так и внешними (экстринсивная) причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Мотив - внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, не смотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один психологический феномен (разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на потребность, на цель, на свойство личности.
Мотив как потребность. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). "Потребности представляют собой форму непосредственных жизненных отношений индивида с миром. Они действуют "здесь и теперь", отражая текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений" [15, стр.67]. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Потребность, как правило, имеет две стороны - процессуальную и содержательную. Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности. Т.о., потребность – это не только нужда, но и определенный закрепившийся (в фило-, и онтогенезе) способ ее удовлетворения. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, cоциальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Особой существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.