Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема

7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе


7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.



38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей



49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов



50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Никонова А. С..docx

— 134.34 Кб (Скачать файл)

В ситуации формирования специальных профессиональных компетенций используются методы прямого и опосредованного стимулирования, в развивающих ситуациях стимулирование осуществляется опосредованно, путем реализации рефлексивного механизма управления коллективной и индивидуальной деятельностью.

Группа  мотивированных педагогов, способных  к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своих профессиональных компетенций через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).

Эффективность подобных форм для немотивированных, неспособных к продуктивной деятельности, с недостаточным уровнем аналитических  способностей и общеучебных умений и навыков педагогов — низкая. И соответственно, их самообразование  возможно при использовании управленчески  обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования.

Организуя управление развитием профессиональных компетенций педагога, следует осуществлять учет сложившихся форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях функционирования школы, исследованию которых посвящен ряд работ [36; 49; 50; 56; 57; 58; 59].

Рассмотрим  формы повышения квалификации учителей и руководителей образовательных  систем, наиболее распространенные и  значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда.

Основной  формой научно-теоретической подготовки учителей является проблемный теоретический семинар. Он проводится не реже одного раза в учебную четверть. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей в практику. Семинар используется как для повышения квалификации коллектива, так и в проблемных группах.

Актуальной  формой повышения квалификации педагогических кадров также являются психолого-педагогические консилиумы. Впервые методика педагогического консилиума была апробирована Ю. К. Бабанским [18, с. 482]. Речь идет о коллективном обсуждении результатов обучения и воспитания учащихся, выявлении причин отставания в развитии ребенка и выработке рекомендаций по преодолению недостатков. Могут обсуждаться вопросы: 1) обученность, обучаемость, реальные учебные возможности каждого ученика в процессе его развития; 2) адаптация ребенка детского сада при переходе в первый класс; 3) адаптация учащихся 4 класса при переходе обучения в среднее звено (5 класс) и др.

В процессе обсуждения на консилиуме вопросов, связанных  с оптимизацией процесса обучения, рассматриваются не только констатация  и прогноз успеваемости, но и причины  неуспеваемости, а также выработка  системы мер по ликвидации указанных  недостатков. Важно при этом определить «…зону ближайшего развития, с тем  чтобы обучение опиралось не только на вчерашний и сегодняшний день, а было направлено в завтрашний день коллектива, что, как известно, обеспечивает наибольший эффект в развитии» [18, с. 484].

Участники консилиума — учителя–предметники данного  класса, психолог, социальный педагог, школьный врач, классный руководитель, учителя, работающие с детьми класса. Консилиум собирается один-два раза в год по каждому классу. Он позволяет перенести достижения педагогической науки в практику решения задач управления образовательным процессом.

Стимулом  на пути к самообразованию, росту  профессионального мастерства учителя  являются теоретические конференции, на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности школы. С учетом специфики работы учителя, уровня его творчества подбирается необходимая литература и распределяется между членами коллектива. Как правило, организаторами теоретической конференции являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, или заместитель директора по воспитательной работе, или заместитель по научно-методической работе и обязательно психолог.

Все это  помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки  и школьной практики, соотнести качественные результаты своей деятельности с  научными выводами, глубже осмыслить  свою профессиональную деятельность.

С целью  популяризации передового педагогического  опыта проводятся научно–практические конференции. Это синтез науки и практики, способ проверки эффективности реализации прогностической модели деятельности учителей. Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех школ районной образовательной системы и каждого учителя.

Проблемой внедрения науки в практику занимаются школьные, районные, областные, республиканские  методические семинары–практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. Эти семинары обычно бывают краткосрочными (1-3 дня). Ограничивается и круг участвующих в них специалистов.

Пропаганде  и внедрению науки и передового опыта в практику работы школы  служат педагогические советы, методические совещания, где учителя знакомятся с новинками психолого-педагогической теории, анализируют опыт работы, демонстрируют систему открытых уроков по определенной тематике, организуют выставку ученических творческих работ.

Курсовая подготовка и повышение  квалификации педагогических кадров на базе школ предусматривает обучение целого педагогического коллектива по одному из перспективных направлений развития образования в соответствии с потребностями и проблемами школы. Данная форма обладает высокой эффективностью, поскольку обеспечивает быстрое внедрение науки в школьную практику, согласование индивидуальных целей деятельности, способствует формированию коллективной профессиональной компетентности.

Профессиональное объединение  педагогов — самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, возможно, и каких-то приглашенных специалистов, определенным образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения [60, с. 11]. Профессиональные объединения учителей создаются не только для повышения профессиональной компетентности, но и для разработки программ развития школы, для подготовки программ исследовательской деятельности учителей, реализации программ экспериментальной деятельности и т. п.

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это  формы их совместной деятельности, это организационные формы включения  учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [60, с. 14].

Обращаясь к формам педагогических сообществ российской, некоторых зарубежных школ, следует выделить различные объединения: предметные методические объединения, школа профессионального мастерства, школа передового опыта, педагогическая студия, педагогическая мастерская, мастер-класс, творческие микрогруппы, временные творческие коллективы, школа исследователя, временные научно-исследовательские коллективы, лаборатории, кафедры, авторский экспертный совет [60, с. 31]; в системе межшкольных профессиональных объединений педагогов — учительские клубы, досуговые объединения, ассоциации учителей, творческие союзы, интернет - сообщества, центры педагогического изобретательства, консалтинговый центр [60, с. 68]. В целях более глубокого осмысления названных форм и объединений рассмотрим фрагментарно содержание их деятельности.

Методические объединения. Как традиционно существующий вид учительского сообщества одного предмета имеет следующее содержание деятельности:

— разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения учащихся по тем  или иным темам;

— обзор  новинок литературы, публикуемых  в предметом журнале;

— обсуждение проблем преемственности обучения, проведение предметных олимпиад, предметных недель;

— открытые уроки;

— работа учителей по самообразованию.

Школа профессионального мастерства. В любом педагогическом коллективе выделяются три группы учителей: творчески работающие — первая группа; работающие добросовестно и ориентированные на творчество, но испытывающие определенные затруднения в достижении первого уровня — вторая группа; молодые специалисты — третья группа.

Первая  группа посещает «Школу высшего педагогического  мастерства», содержание деятельности которой заключается в:

— реализации научно-исследовательского подхода  к обучению, воспитанию и развитию ученика;

— освоении новых для учителей областей научных  знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);

— создании нового содержания образования и  соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики  развития личностных качеств ребенка, пособий, учебников и т. п.

Вторая  группа посещает «Школу совершенствования  педагогического мастерства". Содержание деятельности в ней выражается формулой: анализ педагогических затруднений ® постановка проблемы ® самообразование ® моделирование ® создание собственного опыта ® анализ ® прогнозирование ® доведение опыта до совершенства.

Третья  группа учителей посещает «Школу становления  молодого учителя», содержание деятельности которой включает:

— изучение технологии современного урока;

— овладение  методами диагностики обучения, обучаемости  и учета реальных учебных возможностей учащихся;

— обоснование  оптимального сочетания методов  обучения, способов дифференциации, индивидуализации и т. д.

Школа передового опыта организуется в двух вариантах: многочисленная и индивидуального наставничества.

В первом случае опытный педагог проводит занятия с коллегами по возможным  вариантам проведения уроков по какой-то теме, разделу или курсу. Занятия  могут проводиться в виде бесед, семинаров, открытых уроков.

Во втором случае опытный педагог дает опережающие  уроки для молодых специалистов с целью демонстрации образцов педагогической деятельности.

Педагогическая студия выступает как разновидность школы передового опыта — школы одного учителя, в которой рассматриваются:

— «сценарии» уроков;

— комментированный показ интересных методических приемов;

— передача достижений своего профессионального  опыта и т. п.

В студии царит творческая атмосфера, безбоязненно излагаются и апробируются самые  парадоксальные идеи.

Мастер-класс — форма передачи собственного педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости. Содержание деятельности заключается во взаимообучении учителей, внедрении методик, технологий, реализации новых учебных программ, разработке планов уроков, дидактического материала и т. д.

Временные творческие коллективы (ВТК) создаются в случае необходимости срочного решения какой-то проблемы или задачи. К примеру: требуется срочно разработать сценарии праздников «Первое сентября», «День самоуправления» и т. п.

Методом «мозгового штурма» обсуждаются  ситуации, формируется цель, пакет  предложений, идей.

Временные научно-исследовательские  коллективы (ВНИКи), проектные группы, команды создаются на определенное время с целью разработки программы локальных, модульных экспериментов, создания новых моделей школы, предполагающих изменение миссии, статуса, содержания образования и его организации, технологий обучения, воспитания и развития школьников.

Лаборатории создаются с целью внедрения педагогической теории в школьную практику. Учителя занимаются лонгитюдными исследованиями,  
т. е. кропотливой научно-исследовательской работой, результатом которой является исследовательский и практический опыт. Деятельность в таких лабораториях приводит к рождению нового типа специалистов, учителей–исследователей. В нашем случае лаборатории были созданы для внедрения НПМ, направленных на развитие аналитических способностей педагога и учащихся, обеспечение умственной самостоятельности и развития познавательного интереса школьников.

Кафедры — профессиональные объединения, представляющие собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов.

Основной  деятельностью на кафедрах является проведение всеми преподавателями, кроме собственно педагогической, еще  и заранее спланированной научно-исследовательской  работы по профилю собственной профессиональной деятельности.

Консалтинговый центр — профессиональное объединение опытных педагогов, управленцев, ученых, основной деятельностью которых является консультирование учителей, групп учителей, руководителей образовательных систем по различным вопросам образования.

Образовательные возможности перечисленных форм повышения квалификации обусловлены  рядом причин, в первую очередь, это  содержание, методы, реализуемые через них, уровень профессиональной компетентности андрогога (педагог в системе образования взрослых), в качестве которого в школе выступает наиболее квалифицированный сотрудник. Возможно приглашение педагогов вузов.

Информация о работе Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного