Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема
7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе
7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.
38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов
50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения
В ситуации формирования специальных профессиональных компетенций используются методы прямого и опосредованного стимулирования, в развивающих ситуациях стимулирование осуществляется опосредованно, путем реализации рефлексивного механизма управления коллективной и индивидуальной деятельностью.
Группа мотивированных педагогов, способных к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своих профессиональных компетенций через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).
Эффективность
подобных форм для немотивированных,
неспособных к продуктивной деятельности,
с недостаточным уровнем
Организуя управление развитием профессиональных компетенций педагога, следует осуществлять учет сложившихся форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях функционирования школы, исследованию которых посвящен ряд работ [36; 49; 50; 56; 57; 58; 59].
Рассмотрим
формы повышения квалификации учителей
и руководителей
Основной
формой научно-теоретической
Актуальной формой повышения квалификации педагогических кадров также являются психолого-педагогические консилиумы. Впервые методика педагогического консилиума была апробирована Ю. К. Бабанским [18, с. 482]. Речь идет о коллективном обсуждении результатов обучения и воспитания учащихся, выявлении причин отставания в развитии ребенка и выработке рекомендаций по преодолению недостатков. Могут обсуждаться вопросы: 1) обученность, обучаемость, реальные учебные возможности каждого ученика в процессе его развития; 2) адаптация ребенка детского сада при переходе в первый класс; 3) адаптация учащихся 4 класса при переходе обучения в среднее звено (5 класс) и др.
В процессе обсуждения на консилиуме вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения, рассматриваются не только констатация и прогноз успеваемости, но и причины неуспеваемости, а также выработка системы мер по ликвидации указанных недостатков. Важно при этом определить «…зону ближайшего развития, с тем чтобы обучение опиралось не только на вчерашний и сегодняшний день, а было направлено в завтрашний день коллектива, что, как известно, обеспечивает наибольший эффект в развитии» [18, с. 484].
Участники консилиума — учителя–предметники данного класса, психолог, социальный педагог, школьный врач, классный руководитель, учителя, работающие с детьми класса. Консилиум собирается один-два раза в год по каждому классу. Он позволяет перенести достижения педагогической науки в практику решения задач управления образовательным процессом.
Стимулом на пути к самообразованию, росту профессионального мастерства учителя являются теоретические конференции, на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности школы. С учетом специфики работы учителя, уровня его творчества подбирается необходимая литература и распределяется между членами коллектива. Как правило, организаторами теоретической конференции являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, или заместитель директора по воспитательной работе, или заместитель по научно-методической работе и обязательно психолог.
Все это помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки и школьной практики, соотнести качественные результаты своей деятельности с научными выводами, глубже осмыслить свою профессиональную деятельность.
С целью популяризации передового педагогического опыта проводятся научно–практические конференции. Это синтез науки и практики, способ проверки эффективности реализации прогностической модели деятельности учителей. Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех школ районной образовательной системы и каждого учителя.
Проблемой внедрения науки в практику занимаются школьные, районные, областные, республиканские методические семинары–практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. Эти семинары обычно бывают краткосрочными (1-3 дня). Ограничивается и круг участвующих в них специалистов.
Пропаганде и внедрению науки и передового опыта в практику работы школы служат педагогические советы, методические совещания, где учителя знакомятся с новинками психолого-педагогической теории, анализируют опыт работы, демонстрируют систему открытых уроков по определенной тематике, организуют выставку ученических творческих работ.
Курсовая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров на базе школ предусматривает обучение целого педагогического коллектива по одному из перспективных направлений развития образования в соответствии с потребностями и проблемами школы. Данная форма обладает высокой эффективностью, поскольку обеспечивает быстрое внедрение науки в школьную практику, согласование индивидуальных целей деятельности, способствует формированию коллективной профессиональной компетентности.
Профессиональное объединение педагогов — самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, возможно, и каких-то приглашенных специалистов, определенным образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения [60, с. 11]. Профессиональные объединения учителей создаются не только для повышения профессиональной компетентности, но и для разработки программ развития школы, для подготовки программ исследовательской деятельности учителей, реализации программ экспериментальной деятельности и т. п.
М.М. Поташник
подчеркивает: «Все профессиональные
объединения педагогов — это
формы их совместной деятельности,
это организационные формы
Обращаясь к формам педагогических сообществ российской, некоторых зарубежных школ, следует выделить различные объединения: предметные методические объединения, школа профессионального мастерства, школа передового опыта, педагогическая студия, педагогическая мастерская, мастер-класс, творческие микрогруппы, временные творческие коллективы, школа исследователя, временные научно-исследовательские коллективы, лаборатории, кафедры, авторский экспертный совет [60, с. 31]; в системе межшкольных профессиональных объединений педагогов — учительские клубы, досуговые объединения, ассоциации учителей, творческие союзы, интернет - сообщества, центры педагогического изобретательства, консалтинговый центр [60, с. 68]. В целях более глубокого осмысления названных форм и объединений рассмотрим фрагментарно содержание их деятельности.
Методические объединения. Как традиционно существующий вид учительского сообщества одного предмета имеет следующее содержание деятельности:
— разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения учащихся по тем или иным темам;
— обзор новинок литературы, публикуемых в предметом журнале;
— обсуждение
проблем преемственности
— открытые уроки;
— работа учителей по самообразованию.
Школа профессионального мастерства. В любом педагогическом коллективе выделяются три группы учителей: творчески работающие — первая группа; работающие добросовестно и ориентированные на творчество, но испытывающие определенные затруднения в достижении первого уровня — вторая группа; молодые специалисты — третья группа.
Первая группа посещает «Школу высшего педагогического мастерства», содержание деятельности которой заключается в:
— реализации научно-исследовательского подхода к обучению, воспитанию и развитию ученика;
— освоении новых для учителей областей научных знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);
— создании нового содержания образования и соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики развития личностных качеств ребенка, пособий, учебников и т. п.
Вторая группа посещает «Школу совершенствования педагогического мастерства". Содержание деятельности в ней выражается формулой: анализ педагогических затруднений ® постановка проблемы ® самообразование ® моделирование ® создание собственного опыта ® анализ ® прогнозирование ® доведение опыта до совершенства.
Третья группа учителей посещает «Школу становления молодого учителя», содержание деятельности которой включает:
— изучение технологии современного урока;
— овладение методами диагностики обучения, обучаемости и учета реальных учебных возможностей учащихся;
— обоснование оптимального сочетания методов обучения, способов дифференциации, индивидуализации и т. д.
Школа передового опыта организуется в двух вариантах: многочисленная и индивидуального наставничества.
В первом случае опытный педагог проводит занятия с коллегами по возможным вариантам проведения уроков по какой-то теме, разделу или курсу. Занятия могут проводиться в виде бесед, семинаров, открытых уроков.
Во втором случае опытный педагог дает опережающие уроки для молодых специалистов с целью демонстрации образцов педагогической деятельности.
Педагогическая студия выступает как разновидность школы передового опыта — школы одного учителя, в которой рассматриваются:
— «сценарии» уроков;
— комментированный показ интересных методических приемов;
— передача достижений своего профессионального опыта и т. п.
В студии царит творческая атмосфера, безбоязненно излагаются и апробируются самые парадоксальные идеи.
Мастер-класс — форма передачи собственного педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости. Содержание деятельности заключается во взаимообучении учителей, внедрении методик, технологий, реализации новых учебных программ, разработке планов уроков, дидактического материала и т. д.
Временные творческие коллективы (ВТК) создаются в случае необходимости срочного решения какой-то проблемы или задачи. К примеру: требуется срочно разработать сценарии праздников «Первое сентября», «День самоуправления» и т. п.
Методом «мозгового штурма» обсуждаются ситуации, формируется цель, пакет предложений, идей.
Временные научно-исследовательские коллективы (ВНИКи), проектные группы, команды создаются на определенное время с целью разработки программы локальных, модульных экспериментов, создания новых моделей школы, предполагающих изменение миссии, статуса, содержания образования и его организации, технологий обучения, воспитания и развития школьников.
Лаборатории создаются с целью внедрения педагогической
теории в школьную практику. Учителя занимаются
лонгитюдными исследованиями,
т. е. кропотливой научно-исследовательской
работой, результатом которой является
исследовательский и практический опыт.
Деятельность в таких лабораториях приводит
к рождению нового типа специалистов,
учителей–исследователей. В нашем случае
лаборатории были созданы для внедрения
НПМ, направленных на развитие аналитических
способностей педагога и учащихся, обеспечение
умственной самостоятельности и развития
познавательного интереса школьников.
Кафедры — профессиональные объединения, представляющие собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов.
Основной
деятельностью на кафедрах является
проведение всеми преподавателями,
кроме собственно педагогической, еще
и заранее спланированной научно-исследовательской
работы по профилю собственной
Консалтинговый центр — профессиональное объединение опытных педагогов, управленцев, ученых, основной деятельностью которых является консультирование учителей, групп учителей, руководителей образовательных систем по различным вопросам образования.
Образовательные возможности перечисленных форм повышения квалификации обусловлены рядом причин, в первую очередь, это содержание, методы, реализуемые через них, уровень профессиональной компетентности андрогога (педагог в системе образования взрослых), в качестве которого в школе выступает наиболее квалифицированный сотрудник. Возможно приглашение педагогов вузов.