Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 13:40, дипломная работа
Цель дипломной работы бакалавра заключается в усовершенствовании системы адаптации персонала на предприятии.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
определить сущность и цели адаптации;
установить факторы, влияющие на адаптационные процессы;
построить бизнес-процесс системы управления адаптацией персонала на предприятии;
обосновать критерии оценки адаптационного процесса адаптации;
изучить опыт зарубежных компаний по адаптации персонала;
Введение
7
1 Концептуальные основы управления адаптационным процессом персонала на промышленном предприятии
11
1.1 Проблемы адаптации персонала на предприятии
11
Инновация как причина адаптации персонала к изменениям
Конфликт – основная проблема адаптационного процесса персонала
25
30
1.4Подходы к управлению адаптацией на промышленном предприятии
34
1.5 Факторы, влияющие на адаптационный процесс персонала и критерии их достижения
36
2 Анализ эффективности предприятия и адаптационных процессов персонала на ПАО «АМК»
43
Анализ эффективности «ПАО АМК»
Анализ персонала ПАО «АМК»
43
46
2.3 Анализ процессов управления адаптацией персонала на «ПАО АМК»
54
Усовершенствование процесса адаптации персонала на «ПАО АМК»
63
Структура управления адаптационным процессом персонала
63
3.2 Бизнес- процесс управления адаптацией персонала на «ПАО АМК»
65
Оценка эффективности адаптационного процесса персонала на «ПАО АМК»
68
Заключение
84
Список использованной литературы
На основе анализа существующих структур управления адаптацией персонала предлагается построить управление на основе четырех этапов.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, дравидами поведения и т.д.
Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются так, как представлено в таблице. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием)(Таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Распределение обязанностей по ориентации[10] .
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
Непосредственного руководителя |
Менеджера по персоналу | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет |
Выполняет |
Объяснение задач и требований, предъявляемых к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала[11]
Бизнес –процесс управления адаптацией персонала представлен в виде диаграммы (Приложение Б и В). При осуществлении адаптационного процесса на предприятии основные усилия сфокусированы на оценку ряда факторов:
Анализ факторов связан с исследованием различных условий организационной среды, условий деятельности персонала, психофизиологических характеристик, знаний, умений, опыта адаптируемого работника.
При организации адаптационного процесса следует руководствоваться:
Перечисленные источники являются необходимым звеном при организации адаптационного процесса, так как в них указываются необходимые нормы и правила, которые являются важными и должны учитываться ответственным за адаптационный процесс.
В качестве ответственных лиц за организацию и проведение адаптационных мероприятий на предприятии могут быть только те сотрудники или отделы, которые непосредственно связанные с персоналом. Например, менеджеры по персоналу, учебно-производственный центр, эксперты по персоналу(Приложение Б и В).
В обязанности менеджера по персоналу входят:
Основными фазами управления адаптацией персонала являются:
Проводится с помощью определения критериев адаптации, после чего составляется мониторинг сотрудников по каждому критерию с оценочными баллами (1-нарушение, 0 – нет нарушений) (таблица 3.2)
Таблица 3.2 – Оценка уровня готовности сотрудников к адаптации
Ф.И.О. сотрудника Иванов П.Н. |
Дни | |||
Критерии |
1й |
2й |
3й |
4й |
1) Выполнение норм выработки; |
1 |
0 |
0 |
1 |
2)Выполнение сменносуточных заданий; |
0 |
0 |
0 |
1 |
3)Овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями; |
0 |
0 |
0 |
0 |
4)Качество работы процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия; |
1 |
0 |
1 |
0 |
5)Соблюдение трудовой дисциплины; |
0 |
0 |
0 |
0 |
6)Способность влиться в коллектив бригады (наоборот, "отторжение" бригадой); |
1 |
1 |
1 |
0 |
7)Соблюдение деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
3 |
1 |
2 |
2 |
Исходя из полученного анализа готовности сотрудника Иванова П.Н. можно выбрать программу адаптации:
Подводя итог адаптационных мероприятий, необходимо рассчитать эффективность их внедрения с помощью проведения тестирования, практических заданий и бесед. В результате всех сотрудников можно разделить на категории: адаптированный персонал и уволенный персонал.
Процедура адаптации крайне важна на промышленном предприятии, ведь она даёт возможность сотрудникам приспособится к изменениям либо же найти себя в другом русле.
3.3 Оценка эффективности адаптационного процесса персонала на «ПАО АМК»
Для совершенствования адаптационного процесса персонала на промышленном предприятии были разработаны следующие мероприятия:
1) Программа адаптационного процесса персонала для промышленного предприятия;
2) разработать должностную
инструкцию для специалиста по
3) провести повышение квалификации специалиста по кадрам с целью овладения им навыками адаптации персонала, вменить в должностные обязанности специалиста по кадрам обязанности специалиста по адаптации персонала (осуществить совмещение должностей);
4) осуществить подготовку персонала к внедрению проекта;
5) произвести расчет экономическо
6) разработать план и график внедрения мероприятий.
1. Разработка Программы адаптацио
Программа адаптационного процесса персонала включает в себя следующие этапы:
Этап 1. Знакомство с производственными особенностями компании, включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, корпоративной этикой, правилами поведения т.д.
Этап 2. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Непосредственный руководитель проводит ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами, объясняет задачи и требования, предъявляемые к работе, вводит работника в рабочую группу, поощряет помощь новичкам со стороны опытных работников.
Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). В обязательном порядке производятся инструктаж по технике безопасности и охране труда.
В ходе проведения программы ориентации должны затрагиваться следующие вопросы:
Информация о работе Особенности процесса управления адаптацией персонала на промышленном предприятии