Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 12:43, курсовая работа
Выбранная мной тема, несмотря на ее относительную новизну, достаточно хорошо освещена в фундаментальных и эмпирических работах западных исследователей (Джозеф Стиглиц, Оливер Уильямсон, Джордж Акерлоф). Тем не менее, в российском экономическом сообществе часто недооценивается потенциал институциональной экономики, поэтому лишь некоторые из англоязычных трудов переведены на русский язык. Вследствие этого мной использованы в основном лекционные курсы российских преподавателей (Вольчика В.В., Нуреева Р.М., Скоробогатова А.С.), учебник по институциональной экономике преподавателя ГУ-ВШЭ Олейника А.Н., работа Уильямсона «Экономические институты капитализма»,
Введение 3
1.Особенности внутреннего строения фирмы 5
1.1 Фирма как базовый элемент производственного процесса. Технологический подход и его ограничения 5
1.2 Природа организации в рамках институционального подхода. Парадигма трансакционных издержек 7
1.3 Модель человеческого поведения в институциональной теории. 10
2. Понятие проблемы принципал-агент 14
3. Способы ослабления последствий оппортунистического поведения внутри фирмы 18
3.1 Денежная мотивация и заключение оптимального контракта в условиях наблюдаемости и ненаблюдаемости поведения агентов 18
3.1.1 Модель эффективной ставки заработной платы. 18
3.1.2 Модель Шапиро-Стиглица 22
3.2 Альтернативные варианты решения проблемы 24
3.2.1Внутрифирменная конкуренция 24
3.2.2 Участие агента в результатах совместной деятельности 25
3.2.3 Фирма как коалиция агентов 26
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Многие организации идут по пути развития конкуренции между агентами. Суть данной теории заключается в том, что отмечается наградой не заранее установленный валовой показатель, а достижение относительно наивысшего уровня. В данном случае снижение издержек обусловлено взаимным контролем агентов. Действительно, в ситуации, когда вознаграждение достается только одному человеку, все сотрудники начинают уделять пристальное внимание успехам своих коллег. В результате подобных мер производительность может значительно вырасти, ведь перспектива крупного выигрыша с меньшей вероятностью более привлекательна, чем перспектива скромного выигрыша с большей вероятностью (при равном математическом ожидании). Стимулирование менеджеров низших звеньев перейти в разряд топ-менеджеров может оказаться эффективным, однако у этого метода есть свои ограничения. Среди негативных последствий можно отметить следующие:
- в стремлении за результатом
сотрудники часто идут на
- трудности в осуществлении задач, требующих кооперации, вплоть до срыва работ и саботажа у коллег, что нашло эмпирическое подтверждение в исследованиях западных экономистов
Тем не менее, внутренняя конкуренция широко применяется, особенно в отраслях, где трудно ранжировать результаты работы кадров в абсолютных величинах. Такой способ продвижения по службе также способствует выдвижению действительно профессиональных и целеустремленных сотрудников.
3.2.2 Участие агента в результатах совместной деятельности
Достаточно распространенной является практика подписания с сотрудниками контрактов, где величина вознаграждения не является фиксированной суммой, но зависит от результатов деятельности компании. Наиболее часто это реализуется через распределение части акционерного капитала среди сотрудников. Так, в США уже многие годы действует программа Employee Stock Ownership Plan («план передачи акций работникам»), которая предполагает льготные схемы приобретения акций компании ее сотрудниками. Теоретики предлагают большое количество схем, связывающих результат работы и величину вознаграждения, однако на практике наибольшее распространение получила линейная зависимость, как наиболее простая для восприятия и не влекущая больших издержек заключения контракта. Впрочем, прикладное применение данной схемы во многом ограничено, в частности, степенью склонности агента к риску и ограниченностью ресурсов для покупки доли в фирме. На кризисных этапах экономического развития схема фактически неприменима, так как фирма может находиться в глубоком убытке, и изыскание средств на выплату бонусов руководящим кадрам может еще более ухудшить ее положение.
3.2.3 Фирма как коалиция агентов
Достаточно оригинальный подход, идея которого заключается в поочередном допуске агентов к выполнению функций принципала. При этом властные отношения в коллективе не исчезают, но регулярно перераспределяются среди его участников. Наиболее оправданным будет вариант, когда принципалом становится агент с наибольшим доступом к информации в текущей ситуации, способный поэтому на принятие эффективных решений. При такой «колесообразной структуре» создаются предпосылки для активной кооперации агентов и установлению между ними доверительных отношений. Совокупная выгода в данном случае включает не только отсутствие издержек контроля, но и положительный эффект от оптимизации разделения труда.15 Тем не менее, применимость этой модели также может быть ограничена индивидуальной склонностью агентов к риску, численностью участников в организации (эффективная ротация невозможна в рамках крупного коллектива), а также наличием у сотрудников некоего «социального капитала» - традиций взаимной поддержки
доверия, а также общих
целей и интересов. Последние пункты
часто обобщают термином «корпоративная
культура». Для многих крупных корпораций,
в т.ч. ТНК, ее формирование и поддержание
является задачей первостепенной важности,
так как общий свод ценностей, правил и
норм позволяет эффективно сотрудничать
достаточно различным людям по широкому
кругу вопросов.
Заключение
Человек как сотрудник фирмы вновь проявляет свою противоречивую натуру. Он является главным источником процветания компании, создавая ее продукт, но при этом может служить причиной неэффективности, когда его интересы и интересы нанимателя не совпадают.
В целом фирма проявляет себя как достаточной эффективный механизм минимизации предконтрактных издержек, что способствует ее расширению и усложнению. Однако этот процесс имеет обратную сторону, создает благоприятную почву для постконтрактного оппортунизма, который, в свою очередь, часто сводит на нет усилия собственника капитала
Очевидно, что полное устранение проблемы оппортунизма агентов в рамках типичной организации невозможно – для этого потребуется или совершенно другая структура отношений, или другой человек. Если эволюцию контрактной системы вполне можно ожидать и описать, то отказ человека от максимизации личной полезности – идея заведомо утопичная. С другой стороны, эта же полезность позволяет, пусть и при наличии определенных затрат, побудить работника следовать условиям контракта. Конечно, абсолютная эффективность принципиально не может быть достигнута в условиях рыночной среды – динамичной и непредсказуемой, вынуждающей работодателя оперировать вероятностями и полагаться скорее на интуицию, чем на строгий расчет. Но приведенные мной методы действительно работают, заставляя повышать усилия как дворника, так и финансового директора гигантского конгломерата.
Как бы то ни было, фирма продолжает
существовать как наиболее эффективная
из доступных производственных структур,
изменяясь под давлением духа времени.
Скорее всего, потогонные предприятия
эпохи фордизма останутся на свалке истории,
что оставит труженикам меньше поводов
для уклонения от взятых на себя обязательств.
Практика доказывает: далеко не всегда
деньги представляют максимальную ценность
и приносят наивысшую полезность. Человеку
требуется признание, свобода творчества,
уважение. Задача фирмы – создать эти
условия, что вполне может положить конец
взаимному недоверию хотя бы в рамках
отдельно взятой организации.
Список использованной литературы
1 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М: «Норма», 2002 – с. 183
2 Скоробогатов А.С. Лекции и задачи по теории контрактов. СПб.: ГУ-ВШЭ. С. 116
3 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., Лениздат, 1996 г.
4 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М: «Норма», 2002 – с. 183
5 Курс экономической теории. Учебник. Авторский коллектив кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. Издание 5-е. Киров, «АСА», 2002 г. с.19
6 Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике. Ростов-на-Дону, 2002
7 Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. С. 40-41
8 Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993. с.43.
9 Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. М., 2000 г. с.235
10 Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. М., 2000 г. с.242
11 Скоробогатов А.С. Лекции и задачи по теории контрактов. СПб.: ГУ-ВШЭ. С. 13
12 Курс экономической теории. Учебник. Авторский коллектив кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. Издание 5-е. Киров, «АСА», 2002 г. с.190
13 Скоробогатов А.С. Лекции и задачи по теории контрактов. СПб.: ГУ-ВШЭ. с. 87
14 Скоробогатов А.С. Институциональная экономика. Курс лекций. СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006. с. 126
15 Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. М., 2000 г. с.270