Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ и оценка отраслевых особенностей управления персоналом в организации в современных рыночных условиях и составление рекомендаций по их совершенствованию для ООО "Грант".
Задачи исследования дипломной работы:
-раскрыть теоретико-методологические основы управления персоналом организации;
-раскрыть понятие, принципы, методы, концепцию управления персоналом в организациях;
-проанализировать отраслевые особенности управления персоналом организации (на примере ООО "Грант");
-раскрыть особенности управления персоналом на предприятии ООО ""Грант";
-разработать рекомендации по совершенствованию отраслевых особенностей управления персонала;
- дать оценку предложенным мероприятиям.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы отраслевых особенностей управления персоналом организации
1.1. Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях 8
1.2. Жизненный цикл организации 28
1.3. Основные направления рационального управления персоналом организации 36
2. Анализ управления персоналом ООО "Грант"
2.1. Анализ отраслевых особенностей управления персоналом организации (на примере ООО "Грант") 47
2.2. Анализ эффективности использования ресурсов предприятия 59
2.3. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 67
3. Рекомендации по совершенствованию службы управления персоналом
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в ООО "Грант" 70
3.2. Обоснование введения новых направлений и расширение персонала ООО "Грант" 78
Заключение 84
Список использованной литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом черн.docx

— 234.98 Кб (Скачать файл)

При заключении договоров  с заказчиками предприятие использует политику контрактных цен со строительством "под ключ". При этом на все  виды ремонтно-строительных работ осуществляется гарантийное обслуживание.

При работе с заказчиками  предприятие практикует два варианта, в зависимости от того, есть ли у  заказчика проект на выполнение работ  или нет. В первом случае на основании  проекта, клиенту предоставляется  коммерческое предложение на производство работ.

В случае заключения договора с компанией, к договору прилагаются  развернутые сметы и график производства работ.

При втором варианте ООО "Грант" предлагает заказчику заключить  договор на проведение проектных  работ.

Если после окончания  проектных работ клиент заключает  договор на производство строительно-монтажных  работ, то в качестве стимулирования заказчика, 50% стоимости рабочего проекта  засчитывается в счет строительства.

ООО "Грант" устанавливает  цены на выпускаемую продукцию, используя  в качестве основного метод "себестоимость  плюс надбавка". Как определяется себестоимость показано на рис. 3.1.

Рис 3.1. Структура себестоимости  подрядных работ, выполненных ООО "Грант" в 2003 году, в процентах

Компания при определении  стратегии ценообразования использует метод премиальных наценок, при  которой покупатель готов платить  более высокую цену за обеспечение  конкурентных преимуществ.

Проведенный финансово-экономичекий анализ позволяет ООО "Грант" пересмотреть организацуионную структуру и внедрить два новых отдела.

Таким образом, требуется  расширение состава персонала на 6 человек. Общая численность состава  составляет 58 человек.

3.2. Обоснование  введения новых направлений и  расширение персонала ООО "Грант"

Конкретное определение  потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа  работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке  в соответствии с текущими и перспективными задачами развития фирмы.

Количественная потребность  в персонале – это потребность  в определенном числе работников разных специальностей. Для определения  количественной потребности в персонале  используют следующие подходы:

- метод, основанный на  учете времени, необходимого для  выполнения работ (численность  рабочих определяется из произведения  коэффициента пересчета явочной  численности в списочную на  дробь, в числителе которой  время, необходимое для выполнения  производственной программы, а  в знаменателе полезный фонд  времени одного рабочего);

- расчет численности персонала  на основе данных о трудоемкости  рабочего процесса;

- метод расчета по нормам  обслуживания;

- метод расчета по рабочим  местам и нормативам численности  (где норматив численности определяется  из дроби, в числителе которой  объем работы, а в знаменателе  норма обслуживания);

- статистические методы, позволяющие увязать потребность  в персонале с объемами производства, трудоемкостью работ и др.

- методы экспертных оценок: простая экспертная оценка (когда  потребность в персонале оценивается  руководителем соответствующей  службы) и расширенная экспертная  оценка (когда потребность в персонале  оценивается группой экспертов).

Качественная потребность  в персонале – это потребность  в работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации. Для  определения качественной потребности  в персонале используют различные  подходы. Среди них можно выделить следующие;

- профессионально-квалификационное  деление работ на основе производственно-технологической  документации;

- анализ положений об  отделах, должностные инструкции  и описание рабочих мест;

- штатное расписание;

- анализ документации, определяющей  профессионально-квалификационный  состав исполнителей для выполнение  конкретных видов работ.

При определении потребности  в персонале, кроме выявления  потребности в людях с учетом планируемого объема производства или  услуг, приходится также учитывать  предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие персонала (болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).

Как правило, потребность  в персонале формируется под  воздействием двух групп факторов:

-внутриорганизационных,  определяемых стратегическими и  тактическими целями организации  на планируемый период, а также  показателями динамики рабочей  силы на предприятии (увольнения, выход на пенсию, декретные отпуска  и т. п.);

-внешних, определяемых  экономической конъюнктурой (структурные  изменения в экономике, уровень  инфляции, уровень безработицы, состояние  рынка сбыта и т. п.).

Для определения реальной потребности в персонале все  новые и существующие работы и  вакансии необходимо подвергнуть анализу  в разрезе предприятия в целом  и его отдельных подразделений  в целях выяснения того, какая  работа действительно должна быть сделана  и как она может быть сделана.

Определить необходимую  численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют:

1) производственная программа,

2) нормы выработки,

3) планируемый рост повышения  производительности труда и

4) структура работ.

Расчет численности персонала  может быть текущим или оперативным  и долговременным или перспективным.

1. Текущая потребность  в персонале.

Общая потребность предприятия  в кадрах А определяется как сумма:

А = Ч + ДП,

где Ч – базовая потребность  в кадрах, определяемая объемом производства;

ДП – дополнительная потребность  в кадрах.

Базовая потребность предприятия  в кадрах  Ч определяется по формуле:

Ч = ОП / В,

где ОП – объем производства;

В – выработка на одного работающего.

Более конкретные расчеты, как  правило, производятся отдельно по следующим  категориям:

- рабочие (с учетом трудоемкости  продукции, фонда рабочего времени,  уровня выполнения норм);

- обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы  и штатное расписание);

- руководящий персонал (определяется  исходя из норм управляемости).

Дополнительная потребность  в кадрах (ДП) – это различие между  общей потребностью и наличием персонала  на начало расчетного периода. При расчете  дополнительной потребности учитываются:

1) развитие предприятия  (научно обоснованное определение  прироста должностей в связи  с увеличением производства)

ДП = Апл  – Абаз

где Апл и Абаз – общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;

2)   частичная   замена   практиков,   временно   занимающих должности специалистов

ДП = Апл  -  Кв,

где Кв – коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2 – 4 % от общей численности в год);

3) возмещение естественного  выбытия работников, занимающих  должности специалистов и руководителей;

4) вакантные должности,  исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.

2. Долговременная потребность  в специалистах.

Этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет.

При определении потребности  в специалистах на перспективу и  отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют  метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который  исчисляется как отношение числа  специалистов к объему производства.  

С учетом этого показателя потребность в специалистах будет  выглядеть следующим образом:

А = Чр – Кн

где Чр – среднесписочная  численность работающих;

Кн – нормативный коэффициент насыщенности специалистами.

После обоснование необходимости  внедрения новых отделов, и соответственно расширение персонала, новая организационная  структура компании ООО "Грант" (после расширения) представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Организационная структура  компании ООО "Грант"

Введение новых отделов  заключается в следующем: для  качественного и эффективного исполнения маркетинговых исследований, необходимо предусмотреть в финансовом плане  предприятия соответствующую статью расходов (снабжение необходимым  техническим оборудование, определение  заработной платы)

Основная задача отдела сбыта  – своевременное и наиболее полное обеспечение необходимыми видами оборудования, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, а также другими изделиями, поставляемыми по планам поставок.

Структурное построение отделов  сбыта на предприятиях во многом зависит  от объема сбытовой работы, характера  и качества отгружаемой продукции  и многих других особенностей.

Являясь структурным подразделением предприятия, отдел сбыта ведет  свою работу в тесном взаимодействии с другими подразделениями органиазции.

Отдел сбыта тесно связан с техническим отделом по уточнению  и корректировки поступающих  заказов, если предприятие получает заказы- спецификации непосредственно  от потребителей. Отдел сбыта также  находиться в постоянной связи с  плановым (производственным) отделом  по поводу включения поступающих  заказов в производственную программу  и контроля за выполнением этих заказов  в предусмотренные договорами сроки. В деле комплектования продукции  отдел сбыта работает совместно  с отделом технического контроля и цехами предприятия.

Отдел сбыта в части  оформления счетов, разработки плана  производства и реализации продукции, расчетов с потребителями связан с финансовым отделом. Совместно  с юридическим отделом предприятия  отдел сбыта ООО "Грант" будет  организовывать заключение договоров  с потребителями.

Отделу сбыта на ООО "Грант" будет отводиться ведущая роль в  разработке плана производства и  реализации продукции, в части заключения договоров на поставку продукции  и планирования ее сбыта.

Отдел сбыта призван способствовать внедрению наиболее прогрессивной  формы поставок- поставок по прямым хозяйственным длительным связям.

Ключевой задачей в  работе коммерческого отдела будет  являться установление деловых контактов  в регионах Российской Федерации  и на внутреннем рынке Москвы.

Коммерческий отдел разрабатывает  оптимальные технические решения  с полной оценкой капитальных  затрат и раскладкой по их структуре.

Заключение

Управление – это взаимодействие, существующее между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции  объекта управления.

В основе управления лежит  потребность и возможность субъекта управления управлять и – потребность  и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Развитие персонала для  каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций.

Успешное развитие персонала  требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию его знаний, возможностей и поведенческих аспектов.

Концепция управления персоналом в организациях в условиях рыночной экономики базируется на признании  взаимосвязей и взаимозависимостей организации с окружающей средой, а также, в активизации внутреннего  потенциала – в достижении целей  организации за счет раскрепощения  энергии подчиненных, в создании благоприятной атмосферы в коллективе и повышения культуры делового общения.

Развитие системы управления персоналом отражает целевую и функциональную характеристики управления персоналом.

Эффективность управления персоналом достигается приведением в полное соответствие с требованиями рынка  существующих на предприятии целей, форм, методов, процедур работы с персоналом, изменением целей, функций и задач, а также структур служб организации; но главное отличие управления персоналом заключено в том, что используется потенциал личности работника, потенциал команды и целостный социально-корпоративный.

Методы управления – это  способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления

организацией.

Главным элементом организации  являются ее сотрудники. Именно персонал в наибольшей степени определяет различие между организациями.

Для понимания специфики  конкретной фирмы (предприятия) необходимо проанализировать элементы, из которых  состоит организация: цели, структуру, управление, финансы, персонал, технологию.

Все элементы организации  должны соответствовать друг другу,. проблемы организации – тем более, чем в большем диссонансе находятся  элементы организации.

Зная цель, мы можем выбрать  адекватную технологию, ориентируясь на имеющиеся ресурсы (как финансовые, так и человеческие), а также  систему управления.

Жизнь организации протекает  по определенным законам: стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем – спада.

Если организации удается  закрепиться на рынке, то она может  пройти несколько циклов своего развития, более длительных периодов, которые  отличаются друг от друга ценностными  установками и ориентацией организации. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного (семейного) уклада, для следующего – стремление к  максимальной формализации, затем –  ориентация на создание предпринимательского потенциала, а далее – стремление к максимальному качеству продукции.

Информация о работе Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях