Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ и оценка отраслевых особенностей управления персоналом в организации в современных рыночных условиях и составление рекомендаций по их совершенствованию для ООО "Грант".
Задачи исследования дипломной работы:
-раскрыть теоретико-методологические основы управления персоналом организации;
-раскрыть понятие, принципы, методы, концепцию управления персоналом в организациях;
-проанализировать отраслевые особенности управления персоналом организации (на примере ООО "Грант");
-раскрыть особенности управления персоналом на предприятии ООО ""Грант";
-разработать рекомендации по совершенствованию отраслевых особенностей управления персонала;
- дать оценку предложенным мероприятиям.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы отраслевых особенностей управления персоналом организации
1.1. Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях 8
1.2. Жизненный цикл организации 28
1.3. Основные направления рационального управления персоналом организации 36
2. Анализ управления персоналом ООО "Грант"
2.1. Анализ отраслевых особенностей управления персоналом организации (на примере ООО "Грант") 47
2.2. Анализ эффективности использования ресурсов предприятия 59
2.3. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 67
3. Рекомендации по совершенствованию службы управления персоналом
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в ООО "Грант" 70
3.2. Обоснование введения новых направлений и расширение персонала ООО "Грант" 78
Заключение 84
Список использованной литературы 89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом черн.docx

— 234.98 Кб (Скачать файл)

Строительно-монтажные работы полного цикла, как одно из основных направлений деятельности ООО "Грант" – одна из наиболее масштабных и  емких по количеству вовлеченных  в ее деятельность людей.

Сегодня для любой организации  залогом длительного, стабильного  и эффективного существования на рынке становится привлечение и  формирование конкурентоспособного персонала.

Кадровая ситуация в ООО "Грант" на первый взгляд, выглядит беспроблемной: специалистов-строителей разного уровня, образования и  квалификации много, и казалось, не должно быть трудностей в том, чтобы  собрать нужную команду для реализации имеющихся проектов.

Подбором специалистов в  строительной компании ООО "Грант" занимается служба персонала.

Модель принятия решений  руководителем концентрирует внимание на процессе принятия решений.

Существует пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой  степени подчиненным разрешается  участвовать в принятии решений.

К этим стилям относятся:

- автократический – руководитель  лично принимает решение;

-почти автократический  – подчиненные привлекаются только  для представления информации, нужной  для принятия решения;

- консультативно-автократический  – до принятия решения руководитель  выслушивает предложения отдельных  подчиненных;

- консультативный – руководитель  выслушивает мнение всей группы  своих подчиненных и принимает  решение;

- полное участие – решение  принимается в группе коллективно.

Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации или  проблему.

В ООО "Грант" применяются  различные стили руководства (табл.2.1).

Таблица 2.1.

Стили руководства в ООО "Грант"

Должность

Стиль руководства

Достоинства

Недостатки

Директор

Зам. директора

Бухгалтер

Почти автократический

Способствует эффективному и быстрому принятию решений самим  представителем

Подчиненные не имеют возможности "проявить" себя, вследствие чего снижается их мотивация

Начальник отдела маркетинга

Консультативно-автократический

До принятия решения руководитель выслушивает предложения отдельных  подчиненных; таким образом подчиненные  чувствуют свою причастность к принимаемым  решениям

Не во всех   случаях принимаемые начальником отдела маркетинга решения учитывают предложения подчиненных, что отражается на     их мотивации


По данным таблицы видно, что у руководителя стиль почти  автократический, у ближайших заместителей директора – сопричастный. В управлении организацией многое зависит от личности руководителя. Именно он устанавливает  климат в компании, заражает работников своим энтузиазмом. В его силах  сделать так, чтобы подчиненные  считали понедельник лучшим днем недели. Будьте ближе к народу. Если служащие не видят и не слышат вас, вы останетесь для них отвлеченным  образом, как и ваши идеи. Лидер  руководит личным примером, а не запирается у себя в кабинете, как  рак-отшельник.

Эффективность работы сотрудников  напрямую зависит от их индивидуальных возможностей и профессионализма.

Основой кадровой политики организации  является новый подход к системе  управления персоналом.

Новая система основывается на построенной организационной  структуре, в соответствии с которой  весь отсчет функции управления ведется  не сверху вниз, а снизу верх. Отсюда и ориентация компании не на неархаические  вертикальные структуры, а на многообразные  формы горизонтальных связей.

Данный подход позволяет  компании не только привлечь высококлассных специалистов, расширению организации, но и удержать их, заинтересовать, обеспечить мотивацию к постоянному росту  профессионализма, расширению кругозора.

Политика организации  строится на признании уникальности каждого сотрудника, выявлении реальной ценности и заслуг конкретного работника, основываясь на принципе неповторимости профессиональных способностей. Так  как мы понимаем, что личный успех  каждого сотрудника – это успех  организации в целом.

Структура промышленно –  производственного персонала тем  рациональнее, чем ближе к единице  значения данного коэффициента. В  этом случае коэффициент указывает, что численность работников определенного  профессионально – квалификационного  уровня соответствует числу рабочих мест, труд которых предполагает наличие у работников именно данного уровня подготовки.

Для определения возможности  изменения организационной структуры  организации (с перспективой внедрения  нового направления деятельности организации) необходимо сделать финансово-экономического состояния.

Основные показатели, характеризующие  деятельность предприятия за период 2007-2011 годы, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Основные технико-экономические  показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2007-2011 годы

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. р.

18983

17650,6

17445,5

23237

57395

Объем выполненных СМР, 

тыс. р.

17231

16085,8

15919,1

22643,3

53853

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

15538

16077,9

17612,4

20948

54936

Затраты на 1 рубль проданных  товаров, продукции, работ, услуг, р.

0,82

0,91

1,01

0,90

0,96

Среднегодовая стоимость

основных фондов, тыс. р.

8493,8

8567,1

8721,1

9706,0

10024,0

Фондоотдача, р./р.

2,23

2,06

2,00

2,39

5,73

Численность персонала, чел.

206

186

168

176

182

- служащие

39

33

26

24

26

- рабочие

167

153

142

152

156

Среднегодовая выработка, тыс.р./чел.

92,2

94,9

103,8

132,0

315,4

Балансовая прибыль (убыток), тыс. р.

3294

1324

-170

1489

777

Чистая прибыль (убыток), тыс. р.

2392

821

-142

923

187

Рентабельность продукции, %

17,89

8,91

-0,90

9,85

4,28

Рентабельность основной  

деятельности, %

17,35

7,50

-0,98

6,41

1,35


Анализируя деятельность организации следует отметить следующее. Объем выполненных строительно-монтажных  работ полного цикла увеличивается. В целом, за пять лет работы организации  он возрос более чем в 3 раза, что  происходило по причине увеличения заказов на строительство.

Выручка от реализации продукции  предприятия возросла за 2007-2011 гг. в 3 раза, соответственно и общая себестоимость  реализации продукции предприятия  имеет тенденцию роста. Основную долю в затратах на реализацию продукции  составляют расходы на материалы, энергию, топливо.

Затраты на 1 рубль реализованной  продукции предприятия возросли за период 2007-2011 гг. на 25 коп. или на 35,2%, что оценивается отрицательно в  работе ООО "Грант". Удельный вес  себестоимости в общем объеме произведенной продукции и выполненных  работ за период с 2007 по 2009 гг. увеличился на 19 коп. Предельный уровень затрат достиг критической отметки в 2009 году, составляя 101 коп. на 1 рубль реализованной  продукции.

В 2010 году удельный вес затрат снизился до уровня 90 коп. на рубль реализованной  продукции, а в 2011 году опять возрос.

Эффективность использования  основных средств предприятия увеличилась, фондоотдача возросла более чем  в 2,6 раза, на что повлияли темпы роста  объемов реализации продукции предприятия.

Среднесписочная численность  работников ООО "Грант" за весь период анализа уменьшается на 24 чел.

Финансовым результатом  деятельности предприятия является прибыль, только в 2009 году был отмечен  убыток.

Увеличение удельного  веса себестоимости в 2009 году привело  к значительному понижению балансовой прибыли.

Эти результаты говорят о  снижении объемов строительно-монтажных  работ, падение прибыли вызвано  несвоевременными платежами со стороны  заказчиков.

Наличие балансового убытка в размере 170 тыс.р. объясняется также  превышением затрат на производство и реализацию работ и услуг  над общим объемом выручки  от реализации продукции.

Объемы балансовой прибыли  ООО "Грант" в 2011 году уменьшились  в 2 раза по сравнению с 2010 годом.

Данные, приведенные в  таблице 2.2. показывают, что доходы предприятия  значительно сократились.

В 2011 году на один рубль произведенной  продукции затраты составляют 96 копеек. У предприятия наблюдается  очень низкая рентабельность вследствие превышающего роста затрат над темпами  роста выручки от реализации продукции. В целом можно сделать вывод, что ООО "Грант" работает для  того, чтобы покрыть свои расходы.

Объем реализованной продукции  и услуг ООО "Грант" увеличивается  с каждым годом, особенно больший  прирост можно отметить в 2011 году, когда выручка от реализации увеличилась  на 34158 тыс. руб. по отношению к предыдущему  году, что связано с увеличившимися заказами на услуги организации.

Таблица 2.3.

Структура реализованной  продукции

Показатели

Года

Отклонение

2007

2008

2009

2010

2011

06/05

07/06

08/07

09/08

Реализованная продукция, тыс. р.

18983

17650,6

17445,5

23237

57395

-1332,4

-205,1

5791,5

34158

Соответствующая профилю  предприятия (строительно-монтажные  работы), тыс. р.

17231

16085,8

15919,1

22643,3

53853

-1145,2

-166,7

6724,2

31209,7

Удельный вес в объеме товарной продукции, %

90,77

91,13

91,25

97,45

93,83

0,36

0,12

6,19

-3,62

Не соответствующая профилю  предприятия, тыс. руб.

1752

1564,8

1526,4

593,7

3542

-187,2

-38,4

-932,7

2948,3

Удельный вес в объеме товарной продукции, %

9,23

8,87

8,75

2,55

6,17

-0,36

-0,12

-6,19

3,62


По данным таблицы можно  сделать вывод о падении объемов  строительно-монтажных работ ООО "Грант" в 2009 году.

Уменьшение объемов строительно-монтажных  работ привело к сокращению прибыли  предприятия и связано в первую очередь с сокращением заказов  на выполняемые предприятием строительные работы.

Если сравнить 2009 год с  ему предшествующим, то видно, что  он был крайне тяжелым для предприятия  в сфере строительно-монтажных  работ и охарактеризовался сокращением  объема работ на 166,7 тыс. руб.

Уменьшение объемов работ  привело к сокращению прибыли  предприятия и связано в первую очередь с сокращением заказов  на выполняемые предприятием строительные работы.

Предприятие потеряло часть  ниши на рынке, и теперь перед ним  стоит главная задача – отвоевать  ее у своих конкурентов.

В последние годы предприятие  уверенно заключала договоры на выполнение работ, что и нашло свое отражение  на динамике их объема.

В отношении динамики удельного  веса реализованной продукции соответствующей  профилю предприятия определенной тенденции не наблюдается.

Так, в 2010 году наблюдается  увеличение удельного веса на 6,19% по отношению к предыдущему году; в 2011 году отмечается спад на 3,62% по отношению  к предыдущему году.

Не соответствующая профилю  предприятия товарная продукция  к среднем по удельному весу составляет 7,11%, т.е. почти десятая часть всей реализованной продукции.

Строительная организация  имеет свой автопарк, а также подсобные  производства.

Подсобное производство в  основном направлено на обеспечение  материалами основной деятельности ООО "Грант", а также реализации на сторону. В 2011 году реализация по неосновной деятельности увеличилась с 593,7 тыс. р. до 3542 тыс. р., что больше уровня 2010 года почти в 6 раз.

Рассмотрим динамику объема строительно-монтажных работ в  ООО "Грант" за отчетный период (табл. 2.3).

Таблица 2.3.

Динамика объема строительно-монтажных  работ

Год

Объем СМР,

тыс. руб.

Базисные

Цепные

Темп роста,

%

Абсол.

прирост,

тыс. руб.

Темп роста,

%

Абсол.

прирост,

тыс. руб.

2007

17231

100

-

100

-

2008

16085,8

93,35

-6,65

93,35

-6,65

2009

15919,1

92,39

-0,97

98,96

5,61

2010

22643,3

131,41

39,02

142,24

43,28

2011

53853

312,54

181,13

237,83

95,59


В целом за 5 лет объем  производимых строительно-монтажных  работ возрос на 36622 тыс. руб. или  на 212,54%, при этом среднегодовой темп прироста составил – 42,5%.

В 2009 году отмечено снижение объемов строительно-монтажных работ  на 1293,9 тыс. руб. или на 7,6% по сравнению  с 2007 годом.

В 2010 году наблюдаем рост объема выполненных строительно-монтажных  работ на 6724,2 тыс. руб. или на 42,24%.

В 2011 году рост объемов выполненных  строительно-монтажных работ увеличился по сравнению с 2010 годом на 31209,7 тыс. руб., или на 137,83%.

Проведение анализа производственной программы предполагает также анализ выполнения планов предприятия по выпуску  продукции, ассортименту, номенклатуре и ее структуре.

Однако, данное предприятие  работает в последние годы исключительно  по заказам на подрядной основе, что затрудняет процесс планирования.

В силу этих причин на предприятии  не ведется планирование основного  вида деятельности.

2.2. Анализ эффективности  использования ресурсов предприятия

Главная задача анализа трудовых ресурсов – выявить обоснованность плана численности работающих и  установить эффективность их использования. В основные задачи анализа использования  трудовых ресурсов также входит исследование численности рабочей силы, ее состава  и структуры, а также определение  размеров и динамики средней заработной платы работников предприятия.

Информация о работе Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях