Портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека
объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача
координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен
был брать на себя .В этих условиях он становился руководителем,
управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1 Портрет современного руководителя. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .4

Глава 2 Что нужно, чтобы стать лидером . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .8

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 14

Вложенные файлы: 1 файл

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

желания достичь поставленных целей. Херсли и Бланшар  сформулировали  четыре

основных  стиля  руководства:  давать  указания  «продавать»,   участвовать,

делегировать (схема 2.7.).

       Суть  первого  стиля  S1  заключается  в  указаниях  незрелым   (М1),

неспособным и не желающим отвечать за результаты своей  работы  сотрудникам,

что и  как  нужно  делать.  Здесь  руководитель  должен  ориентироваться  на

решение  организационно  –  технических  проблем,  а   не   на   налаживание

человеческих отношений и создание коллектива.

       Второй  стиль  S2  –  «продавать»  –   эффективен   для   сотрудников,

обладающих  средним  уровнем  зрелости  (М2),  когда  они   способны   нести

ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает  в равной

мере ориентацию на организационную  сторону дела, и на коллективность.  Здесь

руководитель   должен   одновременно   давать   исполнителям   указания    и

поддерживать их стремление творчески  и самостоятельно работать.

       Третий стиль  S3 эффективен для  сотрудников,  которые  могут,  но  не

хотят отвечать за решение  поставленных  задач,  несмотря  на  наличие  всех

условий  и  обладание  достаточной  подготовленностью.   Такие   подчиненные

характеризуются умеренно высокой степенью зрелости (М3).  При  данном  стиле

руководства необходимо участие  работников  в  принятие  решений.  Они  сами

прекрасно знают, что, когда и как  нужно делать,  но  руководителю  требуется

повысить в  них  чувство  причастности,  предоставить  возможность  проявить

себя, а при необходимости помощь.

                             Стиль руководителя

(Высокая)

                  Высокая степень

  Высокая степень

                ориентированности на

ориентированности на задачу

              человеческие отношения                                     и

высокая – на

                 и малая – на задачу

человеческие отношения

 

[pic]

 

                   Стиль руководителя,

             ориентированный на участие

  Продажа

               подчиненных в принятии

                          решений

                                                                    S3   S2

              S4

                                             S1

                       Делегирование

            Указания

 

 

                         Низкая степень

            Высокая степень

            ориентированности на отношения              ориентированности на

задачу

                       и высокая на задачу                               и

низкая – на отношения

(Низкая)

 

            Низкая                Поведение, ориентированное на  задачу

      Высокая

 

               Высокая                                   Умеренная

                   Низкая

 

               М4                                  М3

    М2                          М1

              Зрелый                               Зрелость исполнителя

              Незрелый

 

        Схема 2.7. Ситуационная  модель руководства Херси и  Бланшара.

 

       Четвертый стиль  S4 характеризуется высокой  степенью  зрелости  (М4),

когда   подчиненные   хотят   и   могут   нести   ответственность   работать

самостоятельно  без  помощи  и  указаний  руководителя.  Херсли  и   Бланшар

рекомендуют делегировать полномочия и создавать  условия  для  коллективного

управления.

       В целом критики данной модели жизненного  цикла отмечают  отсутствие

последовательного  метода  измерения  уровня  зрелости;  упрощенное  деление

стилей  и неясность того, смогут ли руководители на практике вести  себя  так

гибко и  адаптивно как требует модель.

       2.2.6. Модель принятия решения руководителем  Врума – Йеттона.

       По  мнению  авторов  данной  модели,  в  зависимости   от   ситуации,

особенностей  коллектива и  характеристикам  самой  проблемы  можно  выделить

пять стилей управления. Эти пять стилей представляют  континуум,  начиная  с

автократического  стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный  (В  и

Г) и завершается  полным участием (Д).

       А  –  Руководитель  сам   принимает  решения   на   основе   имеющейся

информации.

       Б – Руководитель  сообщает подчиненным суть проблемы,  выслушивает  их

мнения и принимает решение.

       В – Руководитель  излагает проблему подчиненным,  обобщает  высказанные

ими мнения и с учетом их принимает  собственное решение.

       Г – Руководитель совместно с  подчиненными  обсуждает  проблему  и  в

результате вырабатывается общее  мнение.

       Д – Руководитель  постоянно работает совместно  с группой, которая  или

вырабатывает коллективное  решение,  или  принимает  лучшее,  независимо  от

того, кто его автор.

       При  выборе  стиля  руководители  пользуются   следующими   основными

критериями:

наличие достаточной информации и  опыта у подчиненных;

уровень требований, предъявляемых  к решению;

четкость и структурированность  проблемы;

степень причастности к делам организации  и  необходимость  согласовывать  с

ними  решения;  вероятность  того,  что  единоличное  решение   руководителя

получит поддержку исполнителей;

заинтересованность исполнителей в достижении целей;

степень  вероятности   возникновения   конфликтов   между   подчиненными   в

результате  принятия решений.

|Наличие  |Наличие |Структур|Влияние   |Наличие   |Согласие  |Возможность|

|критерие|достовер|ированно|согласия  |уверенност|подчиненны|возникновен|

|в выбора|ной     |сть     |подчиненны|и в       |х с целями|ия         |

|наиболее|информац|проблемы|х  на      |поддержке |фирмы,    |конфликта  |

|предпочт|ии для  |        |эффективно|решения   |достижению|среди      |

|ительног|принятия|        |сть       |подчиненны|которых   |подчиненных|

|о       |решения |        |выполнения|ми        |они       |в          |

|решения  |        |        |решения   |          |способству|результате |

|        |        |        |          |          |ют        |принятия   |

|        |        |        |          |          |          |решения    |

|1       |2       |3       |4         |5         |6         |7          |

 

 

                                                              Нет        «А»

Да «А»

 

 

       Нет «Д»

                      Нет                                        Нет     «А»

    Да «А»

                                                           Да

 

    Нет            Да «Д»         Да  «Г»

    Да                                                                   Да

                       Нет

                                                             Да          Нет

                                     Нет «В»

            Нет                     Да

                                                                  Нет    «Б»

  Да «Б»

                             Нет          Да                    Да «Г»

                                                                         Нет

                   Да «Д»

                                                       Нет               «Г»

               Нет «Г»

            Схема 2.8. Модель стилей руководства  Врума - Йеттона

       В  зависимости   от  этих  критериев  руководитель   использует   пять

перечисленных стилей управления, алгоритм выбора которых  отражен  на  схеме

2.8..

       Данная модель  отличается от других ситуационных  моделей тем,  что  ее

основа – принятие решений, но она  аналогична другим подходам  тем,  что  еще

раз  показывает  руководителю,  что  нет  оптимального  метода  влияния   на

подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся  переменных  ситуаций

принятия решений.

       В настоящее  время  все  большее  распространение   получает  концепция

атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В  основе  этой  концепции

лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных,  а  на  причины

его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах  информации:

о том, насколько поведение подчиненного обусловлено  особенностями  задания;

о том, насколько оно стабильно, и  о  том,  насколько  оно  уникально.  Если

поведение   подчиненного   вызвано   серьезными    внутренними    причинами,

руководитель принимает по отношению  к нему необходимые меры воздействия  и  в

дальнейшем осуществляет их коррекцию  в  соответствии  с  ответной  реакцией

подчиненного. Если  же  причины  вызваны  внешними  условиями,  руководитель

направляет усилия на их изменение.

       Таким образом,  переходя от одной модели к  другой  можно  заметить  их

усложнение,  включение  в  рассмотрение  все  большее  количество  факторов,

влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер  в

конкретной  ситуации  и  в  конкретном   коллективе.   Это   означает,   что

руководитель должен уметь вести  себя по-разному в различных ситуациях.

 

 

 

       3. Формирование эффективного стиля руководства

                                                        Самый  лучший  стиль

руководства – это стиль,

                                                     ориентированный      на

реальность.

 

                                Арджирис

       Различные рассмотренные  ситуационные модели позволяют  сделать вывод о

необходимости гибкого подхода  к руководству. Чтобы точно  оценить  ситуацию,

руководитель должен хорошо  представлять  способности  подчиненных,  причину

задачи, потребности, полномочия и качество информации.

       Руководителю  трудно выбрать стиль руководства,  удовлетворяющих  всех

членов   подчиненного   ему   коллектива.    Стиль    работы    складывается

подсознательно и  постепенно,  пока  не  определиться  совокупность  приемов

общения с подчиненными и воздействия  на них, позволяющих  находить  наиболее

эффективное и правильное решение. Становление стиля  управления  это  всегда

сложный  и долговременный процесс.  Руководителю  требуется  много  времени,

для  ознакомления  с  деятельностью  организации,  а  особенно  для   оценки

профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю  необходимо  знать,

как уметь подойти к каждому  из своих сотрудников,  как  правильно  направить

стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

       Успешность  выбора  стиля   определяется   тем,   в   какой   степени

руководитель учитывает способность  и  готовность  подчиненных  к  исполнению

его решений, традиции коллектива, а  так же оценит и свои возможности,  такие

как уровень образования, стаж работы,  психологические  качества.  Но  выбор

стиля  в  немалой  степени  зависит  так  же  от  подготовки   и   поведения

подчиненных.

       Проведенное   исследование  показывает,  что   отдельный   тип   стиля

руководства не встречается в чистом виде. В реальности в  поведении  каждого

руководителя наблюдаются общие  черты,  различных  стилей  при  преобладающей

роли какого-либо одного из них.  Возможность  и  целесообразность  сочетания

различных компонентов стилей  руководства  определяется  наличием  в  каждом

стиле определенных черт, ролевых  функций которые меняются в  зависимости  от

ситуации.

       На формировании  стиля руководства сказывается  также уровень  иерархии

управления,  вид  деятельности  (линейный,  функциональный)   и   конкретные

ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях  и  демократом

– в других).

       Если   обратиться   к   историческому   прошлому,   то    в    период

социалистической  экономики  при   недостаточной   подготовленности   кадров

широкое  распространение  получил  автократический   стиль,   и   это   было

оправдано.  Но  в  современных  условиях,  когда   подчиненные   склонны   к

самостоятельным действиям, при возросшем  интеллекте  работников,  очевидно,

что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном  стиле,

длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты.  Обычно

после  некоторых   достижений   неизбежно   наступает   упадок.    И   тогда

обнаруживается,  что  перспективные  цели  приносились  в  жертву   текущим,

подавлялась инициатива подчиненных.

       Приведенные   данные,   как   и   в   целом   практика   руководства,

свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и  либерального  к

демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются  сейчас,  когда

постепенно преодолеваются административные методы управления.

Информация о работе Портрет современного менеджера