Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном исследовании формирования и реализации государственной политики на примере г. Барнаула.
Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:
1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;
2) определение особенностей стратегического управления развитием региона;
3) разработка системы понятий стратегического управления региональным развитием.

Содержание

Введение
Глава 1 Цели и принципы государственного управления
1.1 Структура целей государственного управления
1.2 Принципы государственного управления и их классификация
Глава 2 Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне
2.1 Основное Содержание программы
2.2 Анализ взаимосвязи и влияния государственной политики на развитие г .Барнаула
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

модели разработки гос политики.docx

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Продолжает развиваться  технология высокоскоростного доступа  в Интернет ADSL, которая прежде всего дает возможность для работы пользователям с очень большими объемами информации, в том числе с цифровыми видео и мультимедиа.  

Потребительский рынок товаров и услуг

В последние годы потребительский  рынок города активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителем. Строительство, реконструкция и модернизация объектов, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально удовлетворяют  потребности населения в бесперебойном  обеспечении продовольственными и  промышленными товарами, услугах  предприятий общественного питания, бытового обслуживания.

Динамика экономических  показателей указывает на то, что  потребительский рынок становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая, самый высокий уровень  темпов роста по сравнению с другими  отраслями экономики и оказывает  существенное влияние на развитие города, насыщение потребительского сектора  товарами и услугами, а также рынок  труда. Доля предприятий потребительского рынка в налоговых поступлениях по городу составляет более 25%.

2004-2006 гг. характеризуются  открытием магазинов новых форматов, торговых центров, оснащенных  новейшим оборудованием, с современным  дизайном интерьеров и широким  ассортиментом предлагаемых к  продаже товаров. Дальнейшее развитие  получили сетевой принцип организации  торгового обслуживания, крупноформатные  торговые предприятия (торговые  центры, супермаркеты), магазины «шаговой  доступности». За 2004 год открылось  – 4 торговых центра общей площадью  более 10 тыс.кв.м., в 2005 году - 15 торговых центров общей площадью более 34 тыс.кв.м., в 2006 году – 10 торговых центров общей площадью более 46 тыс.кв.м.

В 2006 году количество розничных  торговых сетей достигло 45. В их составе 509 отделов и магазинов (в 2005 году - 12 сетей, 152 магазина, в 2004 – 10 сетей, 85 магазинов). Доля магазинов самообслуживания увеличилась за 3 года в 2 раза (с 11% в 2004 году до 20% в 2006 году). Увеличилась  доля магазинов промышленной группы товаров с 47,5% в 2004 году до 51% в 2006 году. Торговая площадь стационарных розничных  магазинов по состоянию на 01.01.2007 составляет 292,65 тыс.кв.м., обеспеченность торговыми площадями за 3 года увеличилась на 41% и составила 160% (таблица 1.31). На 11% сократилось количество нестационарных торговых объектов с 1109 в 2004 году до 922 в 2006 году.

Анализ розничного товарооборота  показывает:

-      устойчивый ежегодный рост оборота предприятий торговли (с 2004 по 2006 годы в 1,56 раз в действующих ценах);

-      увеличение доли товарооборота крупных и средних предприятий розничной торговли;

-      устойчивое сокращение удельного веса продаж товаров на рынках города (с 17,5% в 2004 году до 15,9% в 2006 году) по данным статистики;

-      увеличение объема продаж непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 52,8% в 2004 году до 58,4% в 2006 году.

На 01.01.2007 осуществляют свою деятельность 354 предприятия общественного  питания на 14 516 посадочных мест.

За 2004-2006 гг. сеть предприятий  общественного питания увеличилась  на 6 тыс. посадочных мест (таблица 1.32). Активно развиваются предприятия  форматов бизнес-класса, отличающиеся повышенными условиями комфортности и ориентацией на высокодоходные группы населения.

Сфера бытового обслуживания представлена организациями малого бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей занятых в отрасли составляет 64%. Наибольшее их количество занято в  оказании парикмахерских услуг, услуг  по ремонту обуви, пошиву одежды, ремонту  автотранспорта, оказании фотоуслуг, изготовлению мебели и металлопластиковых изделий.

В общей структуре бытовых  услуг, оказываемых населению, наибольший удельный вес занимают:

- парикмахерские услуги  –23,7%;

-услуги по ремонту автотранспорта  –18,4%;

- услуги ателье и мастерские  по ремонту и пошиву обуви  – 13,5%;

-услуги по пошиву одежды  – 9,6%.

Такая динамика сохраняется  на протяжении 2004-2006 годов, что говорит  о стабильном спросе на данные виды услуг.

Количество рентабельных предприятий бытового обслуживания за последний год увеличилось  в 1,9 раза, а их удельный вес составил – 78%.

Темпы роста объёмов и  экономические показатели отрасли  в целом удовлетворительные, что  свидетельствуют о наличии потенциала для дальнейшего развития (таблица 1.33).

За счет открытия новых  предприятий потребительского рынка  в 2004-2006 годах дополнительно создано  более 7000 рабочих мест. 

Строительство и  инвестиционная деятельность

Строительство

В 2006 году продолжилась положительная  динамика увеличения ввода в эксплуатацию жилья, 250,3 тыс. м2, это на 10,2% превышает показатель 2005 года и составляет 57,1% от общего ввода жилья по краю.

На жилищное строительство  и улучшение жилищных условий  отдельных категорий граждан  и молодых семей в 2006 году израсходовано  бюджетных средств в объеме 65,4 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 10,4 млн. рублей; из краевого – 22 млн. рублей; из городского – 33 млн. рублей.

Из ветхого и аварийного жилищного фонда переселено 59 семей. На строительство объектов социальной сферы израсходованы средства: городского бюджета – 16,012 млн. рублей, из краевого – 10,0 млн. рублей, из федерального – 54,25 млн. рублей.

Выполняя программу газификации  города, введено в эксплуатацию в 2006 году 75 км газовых сетей высокого и низкого давления, переведено на природный газ 1681 квартира, в том  числе частный сектор, 52 котельных.

На строительство и  проектирование объектов газификации  в 2006 году израсходовано 3,999 млн. рублей из городского бюджета и привлечены кредитные ресурсы в объеме 17,861 млн. рублей.

Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2006 г. составил 11,2 млрд. рублей и превысил уровень 2004 г. в сопоставимых ценах в 1,5 раза. В общекраевом объеме инвестиций доля города увеличилась в 2006 г. до 40,3%.

В целях активизации инвестиционных процессов на территории города в 2005 г. принята Программа повышения  инвестиционной привлекательности  г. Барнаула до 2010 года. В соответствии с целевым индикатором программы  ежегодный прирост инвестиций в  основной капитал должен составлять 10 – 12 % в сопоставимых ценах.

Увеличилась доля инвестиций в основной капитал субъектов  малого бизнеса с 22% до 35%, общий объем  инвестиций составил в 2006 году около 4 млрд. руб.

Наибольший рост инвестиций в основной капитал в 2006 году был  отмечен в текстильном и швейном  производстве (рост в 8,6 раз по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года), производстве резиновых и  пластмассовых изделий (в 4,3 раза), электрооборудования (1,6 раза), издательской и полиграфической  деятельности (в 2,9 раза), а также  в строительстве (7,4 раза), в сфере  здравоохранения (в 1,4 раза) и предоставлении коммунальных и социальных услуг (в 1,9 раза).

В целях развития предприятий  реального сектора экономики  администрацией города поддержан ряд  инвестиционных проектов для получения  ими компенсации процентов по банковским кредитам из краевого бюджета (16 предприятий, общая стоимость  проектов на сумму около 1 млрд. рублей).

В 2006 году основным источником в структуре источников инвестиций крупных и средних предприятий  были привлеченные средства, на которые  пришлось 64%. При этом в структуре  привлеченных средств снизилась  доля банковских кредитов с 22,4% до 13%, а  существенно вырос удельный вес  бюджетного финансирования с 14% до 30%. В собственных источниках инвестиций предприятий значительно преобладают амортизационные отчисления (60,1%). Вместе с тем доля прибыли в структуре собственных источников инвестиций выросла с 27,1% до 39,9%.

Из бюджета города на инвестиционные расходы выделено 312,5 млн. рублей, что  в 2,1 раза больше, чем в 2005 году. Всего  в рамках реализации федеральных  программ в городе освоено более 380 млн. рублей, краевой инвестиционной программы - 280 млн. рублей.

В целях активизации инвестиционных процессов в сфере коммунального  хозяйства города утверждены инвестиционные программы коммунальных организаций  ООО «Барнаульский Водоканал», ООО  «Барнаулэнерго».

В этих программах определены конкретные инвестиционные проекты, источники  их реализации, а также их социально-экономическая  эффективность. Общий объем финансирования инвестиционных программ коммунальных организаций составит 2,8 млрд.руб.

В течение 2007-2009 гг. промышленными  предприятиями города планируется  реализовать инновационные, инвестиционные проекты общей стоимостью свыше 3,5 млрд. рублей. Часть из них включена в краевую программу развития промышленного производства:

- создание производства  новых видов двигателей, колесного  многоцелевого сельскохозяйственного  трактора, комплекса энергосберегающих  посевных и почвообрабатывающих  машин, топливных насосов, приводных  цепей повышенной точности, строительных  конструкций для каркасного строительства  жилых домов, ячеистобетонных (газобетонных) и многослойных теплоэффективных блоков, блочных тепловых пунктов, бытовой техники, рапсового масла в качестве биотоплива, пластмассовой, консервированной и рыбной продукции.

- расширение производства дизельных установок, выпуска патронов, тканей, резинотехнических изделий, растительного масла.

- реконструкция и модернизация трансформаторного, инструментального производства, производства асбестовых технических изделий, роторных линий, строительных материалов, пива, молочных и мясных продуктов, кондитерских изделий, сыров, мороженного. 

Благоустройство и озеленение территории, вывоз мусора и бытовых отходов

В городе 769 улиц, проспектов, переулков, проездов, общей протяженностью 684 км; более 4 тыс. км сетей инженерных коммуникаций, около 12 млн. мжилищного фонда. Площадь озеленения улично-дорожной сети города составляет 325 га (таблица 1.34).

Сложная ситуация наблюдается  в сфере благоустроительной деятельности. Анализ объемов финансирования за последние годы показывает, что средств, выделяемых на благоустройство, явно недостаточно для поддержания требуемого уровня состояния городской среды.

Помимо острого дефицита финансовых средств, городское хозяйство  характеризуется неудовлетворительным состоянием и других экономических  ресурсов, главным образом, муниципального имущества. Функционирующие в благоустроительном хозяйстве муниципальные унитарные предприятия, имеют в своем распоряжении технику с уровнем износа – 89%, что не позволяет городу качественно организовать санитарную уборку территории.

В плане благоустроительной деятельности очень актуальны в городе вопросы сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов. Действующий вариант схемы санитарной очистки был разработан в 1978 г. и требует корректировки. До настоящего времени в г. Барнауле нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов. Отсутствует также система раздельного сбора отходов.

Схема обезвреживания твердых  бытовых отходов (ТБО) основана на захоронении  их на полигоне в Льняном логу, эксплуатация которого по прогнозам может осуществляться еще в течение 10 лет.

Территориальный уровень развития г. Барнаула

В целях рациональной организации  управления городским хозяйством и  приближения органов местного самоуправления к населению, в 1938 г. на городской  территории выделены Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы, позднее в 80-ые годы прошлого века - Ленинский и Индустриальный.

Кроме Железнодорожного и Октябрьского, в состав остальных районов входят территории пригородной зоны. Население по районам распределено неравномерно, самый густонаселенный район Железнодорожный – плотность населения 7590 чел/км– это в 5 и более раз выше плотности населения в остальных районах города.

Территориальным органом  федеральной службы государственной  статистики ежемесячно отслеживается динамика значений следующих показателей социально-экономического развития районов города:

- стоимость отгруженных  товаров собственного производства, выполненных работ и услуг  собственными силами;

- сальдированный финансовый  результат организаций;

- начисленная заработная  плата работников крупных и  средних организаций;

- перечень предприятий  и величина просроченной задолженности  по заработной плате работников;

- оборот розничной торговли  по крупным и средним предприятиям;

- оборот общественного  питания по крупным и средним  предприятиям;

- объем платных услуг;

- ввод в действие жилых  домов.

По средним значениям  основных показателей социально-экономического развития, рассчитанным за 2005 - 2006 гг. лидером  был и остается Центральный район, на 2 месте Железнодорожный, в 2006 г. он разделил его с Индустриальным районом, который поднялся с четвертого места. Октябрьский район ухудшил свою позицию - с третьей позиции на четвертую, и замыкает пятерку два  года подряд Ленинский район.

Концепция развития Барнаула до 2017 года

Информация о работе Программа социально-экономического развития г. Барнаула на 2008-2017 г как основа государственной политики на мировом уровне