Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на защиту.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

Эксперт может попарно сравнивать оцениваемые объекты и сообщает какой из них лучше.

Требования, предъявляемые к экспертам: эксперт должен быть высококвалифицированным, компетентным, беспристрастным специалистом с хорошо развитой интуицией, имеющим широкие взгляды и независимость суждений.

Оценка конкурентоспособности возможна только через прямое сравнение относительно конкурентов (конкурирующих фирм и продуктов), представленных на одном рынке в одно время. При этом оценка конкурентоспособности возможна лишь с точки зрения потенциального потребителя. Поэтому корректность оценки конкурентоспособности сильно зависит от корректности определения границ рынка, конкурентов и потенциальных потребителей. Например, компания или продукт могут быть неконкурентоспособной в масштабах страны или региона, но быть лидером рынка в конкретном городе. Другой пример - "нишевые игроки" обладающие низкой конкурентоспособностью в масштабах рынка в целом, но очень высокой - в определенных сегментах.

По большому счету, оценка конкурентоспособности представляет собой моделирование ситуации выбора потенциальным потребителем среди конкурирующих продуктов. Чем с большей вероятностью потребитель выберет определенный продукт - тем выше его конкурентоспособность.

Соответственно, оценку конкурентоспособности необходимо начинать с определения потенциального потребителя и факторов, влияющих на его выбор. Этими факторами могут быть:

  • цена - включая т.н. стоимость владения, а для некоторых товаров еще и возможную цену продажи после использования;
  • характеристики продукта - как измеримые параметры, так и неизмеримые: удобство, эстетичность и т.п., при этом значение имеют не результаты испытаний, а субъективное восприятие потенциальных потребителей;
  • доступность продукта потенциальному потребителю - потребитель может отказываться от приобретения;
  • уровень информированности потребителя о товаре;
  • ограничения, имеющиеся у потребителя - например, ограничения, накладываемые религией;
  • иррациональные мотивы потребителя - например, потребитель может руководствоваться собственными стереотипами.

Для оценки конкурентоспособности необходимо максимально детально описать влияющие на потребительский выбор факторы, которые послужат критерием оценки.

Количественная оценка конкурентоспособности может быть осуществлена методом экспертной оценки, либо при помощи количественного маркетингового исследования. Оценка конкурентоспособности делается в два этапа.

Первый - формируется перечень параметров и оценивается относительная значимость каждого параметра (весовой коэффициент ki).

        Второй - каждый из сравниваемых объектов оценивается по этому перечню параметров pi.

Интегральный показатель для каждого объекта рассчитывается через суммирование произведений значений параметров на их весовые коэффициенты.

I = ∑pi*ki,     (2)

Где  ki – весовой коэффициент;

Pi – параметр.

Однако стоит отметить, что получение более-менее достоверной количественной оценки конкурентоспособности по этому методу потребует от вас немало времени и материальных затрат. В большинстве случаев это будет просто неоправданно.

Оценку конкурентоспособности предприятия необходимо осуществлять в два этапа: для начала необходимо выявить и оценить особенности влияния факторов внешней и внутренней среды субъекта, определить ключевые факторы успеха с использованием качественных методов. Качественная оценка позволит подготовить почву для дальнейшей количественной, более скрупулезной оценки. На рис. общее направление в изучении конкурентоспособности показано большой стрелкой.

Следует отметить, что мнения экспертов довольно часто выступают в качестве дополнения к известным методам оценки конкурентоспособности, как правило, для определения значимости (весомости) параметров, выбранных для оценки; а также в качественных методах оценки для упрощения интерпретации и анализа результатов.

Существует огромное количество расчетных и расчетно-графических методов оценки конкурентоспособности. Каждый из методов имеет свои особенности: авторами обосновывается применение различных подходов для расчета показателей конкурентоспособности, необходимость учета тех или иных факторов для оценки и т.д. Данные особенности обусловлены спецификой предприятий и отраслей, на примере которых проходило апробирование предлагаемых методик [4].

Все многообразие подходов к количественной оценке конкурентоспособности предприятий было предложено классифицировать по следующим признакам:

- категория предприятия (промышленные, торговые, финансовые и др.);

- тип метода (расчетные, графические, расчетно-графические);

- особенности расчета показателей  конкурентоспособности;

- возможность прогнозирования конкурентоспособности;

- учитываемые факторы конкурентоспособности;

- использование весомости показателей;

- источник информации для расчетов (внутренняя отчетность предприятия,  статистические данные, мнения экспертов и т.д.);

- трудоемкость расчетов;

- критерии конкурентоспособности.

В литературе достаточно часто встречаются методы для определения интегральной конкурентоспособности предприятия. Интегральный показатель конкурентоспособности определяется на основе частных показателей конкурентоспособности (единичных и групповых) и, как правило, рассчитывается с использованием аддитивных моделей по обобщенной формуле

,                           (3)

где  К - интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

αi - весовой показатель i-го фактора конкурентоспособности.

Пi - частный показатель конкурентоспособности i-го фактора, вида деятельности.

В свою очередь, частные показатели, как правило, также определяются расчетным путем.

Чуть реже встречаются мультипликативные модели по расчету интегральной конкурентоспособности, еще реже - нелинейные.

Разные авторы в зависимости от области их научных исследований предлагают и обосновывают использование «своих» факторов при расчете интегральных показателей конкурентоспособности предприятия.

Однако практически все рассмотренные методики в качестве одного из главных факторов используют конкурентоспособность продукции, производимой этим предприятием. Объяснить это можно тем, что продукция является своеобразным зеркалом, отражающим итоги работы всего предприятия, всех его подразделений и служб. Таким образом, продукция предприятия определяет его успех, а  следовательно, и его конкурентоспособность.

При этом все рассмотренные методы обладают одним существенным недостатком: оценка конкурентоспособности предприятия лишь констатирует его текущее состояние (основывается на фактически достигнутых результатах и показателях). Однако, являясь инструментом стратегического планирования, в современных рыночных условиях оценка конкурентоспособности должна по возможности дать прогноз на перспективу. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как репутация фирмы, ее инновационная активность и др., представляющие своего рода инвестиции в будущую конкурентоспособность компании.

Быстрые изменения внешней среды предприятий стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее полными (комплексными) и универсальными количественными методиками оценки конкурентоспособности предприятия, считаю, точки зрения, можно считать методики И.В. Гладышевой и В.А. Мошнова.

В достижении конкурентоспособности центральное место принадлежит оценке.

Факторы конкурентоспособности делятся на внутренние и вешние - в зависимости от источника их возникновения. В выявлении этих факторов огромную роль играют модели структурного анализа М.Портера - ценностная цепочка, 5-факторная модель, конкурентный ромб (Приложение 3). Далее среди этих факторов выделяются ключевые факторы успеха (КФУ) на основе их дальнейшей количественной оценки, а также корреляционного, факторного и других видов статистического анализа. КФУ, в свою очередь, являются источником конкурентных преимуществ, а конкурентные преимущества способствуют достижению конкурентоспособности. Оценка и анализ должны проводиться регулярно для того, чтобы своевременно учитывать изменения конкурентной среды, а также внутреннего состояния предприятия, стратегических задач повышения конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, и могут служить основой для комплексного подхода по дальнейшей разработке и построению модели управления конкурентными преимуществами предприятия. Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического субъекта, и на основе этого предсказывать будущее его поведение при изменении каких-либо параметров. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что при оценке конкурентоспособности предприятия можно использовать количественные, качественные или матричные методы.  Многие из этих методов позволяют  реально оценить конкурентоспособность предприятия. Их существенным минусом является возможность оценки только текущего состояния без прогнозирования на перспективу.

Выводы по 1-й главе:

  • Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Большинство российских компаний можно отнести к первому уровню конкурентоспособности, так как менеджеры компаний практически не уделяют внимание конкурентоспособности.
  • Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.  В условиях конкурентной борьбы предприятие может выбрать одну из четырех стратегий в соответствии условиями конкурентной борьбы: стратегию низких издержек, дифференциацию, оптимальных издержек, сфокусированную.  При этом необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы конкурентоспособности.
  • При оценке конкурентоспособности предприятия можно использовать количественные, качественные или матричные методы.  Многие из этих методов позволяют  реально оценить конкурентоспособность предприятия, но при этом существует возможность оценки только текущего состояния без прогнозирования на перспективу.

 

 

 

 

 

 

2.  АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

 

2.1. Анализ основных направлений  деятельности ОАО                    «Калачевский хлебозавод»

 

 

 

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Калачевский хлебозавод», которое учреждено  в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий  в акционерные общества» от 01.07.1992г. №721.

Местонахождение ОАО «Калачевский хлебозавод»  - Волгоградская область, г. Калач – на – Дону, ул. Заводская, 7.

Местонахождением ОАО «Калачевский хлебозавод» является южная часть Калачевского района Волгоградской области, в 85 км от областного центра - города Волгограда.

Предприятия находится в городе Калаче-на-Дону. Необходимо отметить выгодное экономическое положение предприятия. Через территорию Калачевского района проходят важные железнодорожные, водные и автомобильные пути. ОАО «Калачевский порт» является южной частью 9-го международного транспортного коридора «Север-Юг» с выходом к странам Каспийского моря.

В промышленности района работает более 10 крупных и средних промышленных предприятий. На потребительском рынке функционируют 292 предприятия розничной торговли, 18 предприятий общественного питания, 45 предприятий бытового обслуживания и 2 универсальных рынка (муниципальный и частный). В отрасли занято около 3 100 человек, в том числе более 1 300 предпринимателей без образования юридического лица, которые являются основными каналами реализации продукции ОАО «Калачевский хлебозавод».

ОАО «Калачевский хлебозавод» является самым крупным производителем хлеба и хлебобулочных изделий  в Калачевском районе.

Учредителями ОАО «Калачевский хлебозавод» являются физические лица, включенные в реестр акционеров. ОАО несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Акционеры несут убытки в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).

Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности.

Общество может участвовать и создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами коммерческие организации.

Общество может на добровольных началах объединяться в союзы ассоциации, а также быть членом других некоммерческих организаций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Основной целью ОАО «Калачевский хлебозавод» является получение прибыли.

Информация о работе Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)