Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности ……………………………6
1.2.Виды конкурентных стратегий и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия …………………………………..16
1.3 Характеристика методов оценки конкурентоспособности ……………..28
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Анализ основных направлений деятельности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………………………………………………………… 40
2.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..45
2.3 Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» …...48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КАЛАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
3.1 Мероприятия по оптимизации маркетинговой деятельности
ОАО «Калачевский хлебозавод» ………………………………………..58
3.2.Оценка эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» ……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на защиту.doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

Источник: сост. авт.




Сделав анализ основных экономических показателей ОАО «Калачевский хлебозавод» можно сделать вывод, что предприятие в 2009 году стало работать менее эффективно. Несмотря на то, что за анализируемый период выручка от продаж выросла на 16 178  тыс. руб. и составила 79736 тыс. руб.,  при этом  себестоимость продукции увеличилась на 16 534 тыс. руб., что связано с удорожанием сырья, увеличением тарифов на топливо и электроэнергию. Это привело к снижению прибыли от реализации на 256 тыс. руб. положительным моментом в деятельности предприятия стало увеличение численности работников предприятия на 25 человек.

Следствием этих изменений является снижение рентабельности продаж на 2,19, увеличение производительности труда из-за роста выручки от реализации продукции и численности работающих. В анализируемом периоде снизилась эффективность использования оборотного капитала предприятия. В частности, коэффициент оборачиваемости снизился на 0,78, а длительность одного оборота увеличилась на 10 дней.

Из вышесказанного следует, что ОАО «Калачевский хлебозавод» - стабильно развивающееся предприятие. В 2009 г. экономическая эффективность деятельности предприятия снизилась из-за роста затрат, несмотря на увеличение выручки. Положительным моментом является увеличение численности работников предприятия.

 

 

 

2.3. Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский           хлебозавод»

 

 

 

Анализ конкурентоспособности ОАО «Калачевский хлебозавод» проведем, используя SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среду. Определим, каким образом факторы внутренней среды влияют на развитие предприятия. Анализ факторов внутренней среды приведен в табл. 2.3

Таблица 2.3

Анализ факторов внутренней среды предприятия

 

Факторы внутренней среды

Оценка качества

 

Важность

5

4

3

2

1

1. Маркетинг:

           

1.1. Известность компании на рынке

   

+

   

0,04

1.2. Доля рынка

   

+

   

0,04

1.3. Репутация в отношении качества

 

+

     

0,05

1.4. Репутация в отношении обслуживания

   

+

   

0,05


 

Продолжение табл. 2.3.

1.5. Реклама

       

+

0,06

1.6. Эффективность продаж

   

+

   

0,04

1.7. Эффективность НИОКР

     

+

 

0,03

1.8. Месторасположение

   

+

   

0,02

2. ФИНАНСЫ:

           

2.1. Стоимость капитала

   

+

   

0,05

2.2. Доступность капитальных ресурсов

 

+

     

0,02

2.3. Доходность капитала

 

+

     

0,03

2.4. Финансовая стабильность

   

+

   

0,05

3. ПРОИЗВОДСТВО:

           

3.1. Современное оборудование 

   

+

   

0,04

3.2. Удовлетворение покупательского  спроса

 

+

     

0,05

3.3. Соблюдение сроков поставок

   

+

   

0,04

3.4. Ассортимент продукции

+

       

0,05

3.5. Затраты на производство

     

+

 

0,02

3.6. Технический уровень производства

   

+

   

0,03

4. ОРГАНИЗАЦИЯ:

           

4.1. Квалификация руководства

 

+

     

0,04

4.2. Малый штат сотрудников

   

+

   

0,04

4.3. Квалификация и способности менеджеров

 

+

     

0,05

4.4. Реакция на изменение рыночной  ситуации

   

+

   

0,04

4.5. Преданность работе сотрудников

+

       

0,03

4.6. Инициативность руководства 

     

+

 

0,04

4.7. Оперативность принятия решений

   

+

   

0,05


Источник: сост. авт. 

Анализ сильных и слабых сторон предприятия на основе анализа факторов внутренней среды представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4

 

Матрица анализа сильных и слабых сторон ОАО «Калачевский хлебозавод»

 

 

Оценка качества

Очень слабое

Слабое

Нейтральное

Сильное

Очень сильное

Важность

Высшая

1.5

 

1.4; 2.1, 2.4; 4.7.

1.3; 3.2; 4.3;

3.4

Средняя

 

4.6

1.1; 1.2; 1.6; 3.1; 3.3; 4.2; 4.4;

4.1

 

Низшая

 

1.7; 3.5

1.8; 3.6

2.2; 2.3

 

Источник: сост. авт.




Как видно из табл. 2.4, ситуацию можно оценить как нейтральную. У предприятия много сильных сторон: хорошая репутация на рынке, удовлетворение потребностей покупателей по ассортименту продукции, высокая квалификация руководства и менеджеров. Однако есть слабые стороны, которые касаются маркетинговой деятельности (реклама, НИОКР), низкая инициатива руководства при высокой квалификации руководящих работников предприятия.

Оценим итоги анализа деятельности предприятия и представим их в Приложении 6.

По результатам анализа внутренних факторов следует отметить, что у предприятия неудовлетворительные показатели в сфере маркетинга. Желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации. Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия. Главный изъян - в производственном факторе – неудовлетворительный технический уровень оснащения производства, большое количество ручных операций. Существенным минусом организационного фактора является безынициативность руководства, неоперативность в принятии решений.

Проведем анализ факторов внешней среды организации и представим в Приложении 7.

На основании анализа факторов внешней среды предприятия составим и представим список основных угроз предприятия в Приложении 8.

Практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия. И наоборот, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.

Оценка конкурентоспособности предприятия невозможна без анализа конкурентоспособности предприятий – конкурентов. При изучении предприятий-конкурентов особое внимание следует уделять вопросам исследования специфики их маркетинговой и коммерческой работы при параллельном сопоставлении с возможностями и особенностями собственного предприятия, а именно: методике изучения рынков; товарной политике, включая технологию разработки новых товаров, составления оптимального ассортимента; ценовой политике; организации каналов товародвижения; рекламе и средствам стимулирования сбыта; кадровой политике; методам ведения переговоров; особенностям контрактов и др.

Выбор конкурентов проводился на основании информации поставщиков, покупателей, периодических изданий.  У ОАО «Калачевский хлебозавод» было выявлено четыре конкурента:

  1. ОАО «Хлебозавод №5» г. Волгоград;
  2. ЗАО «Хлебозавод №6» г. Волгоград;
  3. ЗАО «Красноармейский хлеб» г. Волгоград;
  4. ИП Снегирев п. Береславка .

ОАО «Хлебозавод № 5» - крупнейший производитель хлебобулочных изделий в Волгоградской области. Продукция хлебозавода № 5 известна жителям региона с 1934 года. В 2002 году завод вошел в структуру Управляющей компании «Волго-Дон-Хлеб». ОАО «Хлебозавод №5» - современное предприятие, оснащенное современным высокотехнологичным оборудованием, укомплектованное штатом профессионалов высокого класса. Штат предприятия насчитывает более 1000 человек.

Хлебобулочные изделия изготавливаются из натуральных продуктов по традиционной классической технологии. Предприятие выпускает традиционные виды хлеба из пшеничной муки, смеси ржаной и пшеничной муки, булочные изделия.

ОАО «Хлебозавод №5» занимает лидирующее положение на рынке Волгограда и области, и на сегодняшний день является новатором во всех видах отраслевой деятельности. На предприятии ведется экспериментальная работа, применяются традиционные рецепты хлебопечения, используется передовой опыт зарубежных коллег. Все это позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции и совершенствовать ее качество.

Высочайшее качество продукции предприятия доказано признанием и победами на различных выставках, смотрах-конкурсах как национального, так и международного уровня. ОАО «Хлебозавод №5» награжден золотыми медалями Международной выставки «Зеленая неделя» в Берлине, Германия в 2006 – 2010 годах. Продукция предприятия отмечена золотой медалью на международном смотре качества хлеба и хлебобулочных изделий, проводимом в рамках международной конференции «Современное хлебопечение – 2008». Хлеб «Пеклеванный новый», производства хлебозавода №5, был признан лидером в номинации «Хлеб ржаной и хлеб из смеси ржаной и пшеничной  муки».

ЗАО «Тракторозаводской хлебокомбинат» - это современное предприятие, выпускающее более двадцати наименований продукции.

Хлебобулочные изделия изготавливаются из натуральных продуктов по традиционной классической технологии. Главная задача, стоящая перед предприятием – расширение рынка сбыта и укрепление завоеванных позиций с помощью расширения ассортимента и качества выпускаемой продукции. Стратегия развития:

  • повышение объемов производства и качества выпускаемой продукции;
  • снижение энергозатрат за счет использования газовой печи  для производства соломки.
  • увеличение производства пряников и сушек до 10 т в сутки;
  • использование марочной упаковки готовой продукции.

 Анализа конкурентов экспертным методом проводился по следующим этапам:

1. Подбор экспертов и  формирование экспертных групп. Экспертные группы были сформированы из числа специалистов предприятия.

Структура экспертной группы:

а) специалисты в области маркетинга:

  • начальник отдела маркетинга;

б) специалисты в области качества:

  • начальник  производственно- технического отдела;
  • заведующий производством;
  • технолог.

в) специалисты в области закупок и снабжения:

  • начальник отдела сбыта, специалист отдела сбыта;

г) специалисты в области экономики:

  • главный экономист;

д) специалисты технических служб:

  • технический директор.

2. Формирование вопросов  и составление анкет.

Для сбора данных экспертами был разработан инструментарий в виде анкет-матриц с указанием параметров конкурентоспособности и основных конкурентов предприятия.

3. Формирование правил  определения суммарных оценок  на основе оценок отдельных  экспертов.

Оценка измеряемого параметра должна производиться путем выбора одного числового балла из некоторой совокупности чисел. Такой оценке предшествует построение шкалы измерения. Экспертам необходимо оценить каждый из параметров посредством использования шкалы, снабженной от 1 до 5 числовыми и словесными обозначениями:

Информация о работе Проектирование мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере ОАО «Калачевский хлебозавод»)