Производство современных субъектов хозяйствования в условиях олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов фирмы как экономического субъекта рыночной экономики и ее развития в условиях олигополистического рынка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ олигополии как рыночной структуры;
- анализ и оценка моделей олигопольного поведения фирм;
- исследование фирмы как экономического субъекта в условиях олигополистического рынка на примере СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ
ОЛИГОПОЛИИ 5
1.1. Производство фирмы в условиях олигополии 5
1.2. Модели олигопольного поведения 11
1.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага 11
1.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага 16
1.2.3. Олигополия в теории игр 19
2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»
НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ 22
2.1. Характеристика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как олигополиста 22
2.2. Конкурентный анализ и конкурентная позиция
СП ОАО «Брестгазоаппарат» 29
Заключение 36
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 717.50 Кб (Скачать файл)

[9, с. 312]

 

Цифры в табл. 1.2 (платежной матрице) показывают величину прибыли, получаемой фирмами при различных сочетаниях их стратегий; первая цифра - прибыль фирмы I, вторая - прибыль фирмы II. Прибыль фирмы I равна 12 ден. ед., когда соглашение соблюдается обеими фирмами, и 6 ден. ед., когда оно придерживается только она. Когда фирма I нарушает соглашение, тогда ее прибыль равна 15 ден. ед. в случае соблюдения соглашения фирмой II или 8 ден. ед. при двухсторонней конкуренции.

При принятии однократного решения фирме I лучше не выполнять соглашение: если фирма II будет придерживаться соглашения, то фирма I прибыль в размере получит 15 ден. ед. вместо 12 ден. ед., а если конкурент нарушит соглашение, то у фирмы I прибыль будет 8 ден.ед. вместо 6 ден. ед. Поскольку положение фирмы II симметрично, то обе фирмы будут конкурировать.

Так обстоит дело при  однократном принятии решения. В  повторяющейся (динамической) игре имеет  значение, является ли она конечной, в которой известно сколько раз  можно повторить принятие решения, или бесконечной.

В соответствии с теорией  для нахождения оптимального решения  в динамической игре участники должны сначала определить свое поведение  в последнем раунде, затем - в предпоследнем  и таким образом дойти до начала игры. При небольшом числе раундов  динамическая игра имеет то же решение, что и статистическая с подобной платежной матрицей. В момент принятия решения в последнем раунде игрок оказывается в положении статистической игры и выбирает соответствующую стратегию. Применительно к нашим дуополистам это означает, что они решат конкурировать. Зная, что в последнем раунде лучше конкурировать, они при имеющихся данных о прибылях придут к выводу, что лучше конкурировать вплоть, до первого раунда.

Ситуация меняется в  игре с бесконечным (очень большим) числом раундов. Когда дуополист знает, что ему придется неограниченное число раз учитывать последствия решения своего конкурента, тогда он может отказаться от конкуренции, подавая тем самым сигнал сопернику. Если последний «не поймет», то при бесконечной игре всегда можно вернуться к конкуренции. В то же время надежда на то, что соперник «поймет», вполне обоснована. При симметричном распределении информации каждый из конкурентов знает, что не только для него, но и для другого лучшей стратегией является конкуренция.

Если оказалось, что в одном из раундов соперник добровольно уменьшил свое предложение, то разумно истолковать это как приглашение к сотрудничеству по ограничению рыночного предложения ради поддержания монопольной цены. Не случайно одним из решений бесконечной игры является стратегия «как ты мне, так и я тебе» (тit for тat). В результате рынок дуополии может оказаться фактически монополизированным без явного договора о картельном соглашении.

В целом, теория игр предоставляет значительно больше возможностей при поиске оптимальных стратегических решений в условиях приближенных к реальной экономике, чем классическая теория конкуренции фирм. Поэтому широко используют при более глубоком изучении поведения фирм в теории отраслевых рынков, производственном и финансовом менеджменте.

 

 

2. ПРОИЗВОДСТВО СП ОАО  «БРЕСТГАЗОАППАРАТ»

НА РЫНКЕ  ОЛИГОПОЛИИ

2.1. Характеристика СП ОАО «Брестгазоаппарат» как олигополиста

 

Акционерное общество «Брестгазоаппарат» было образовано в 1994 году российским акционерным обществом «Газпром»  и Брестским акционерным обществом «Газоаппарат», которое с 1951 года специализировалось на производстве газовых бытовых плит. Совместное российско-белорусское предприятие открытое акционерное общество «Брестгазоаппарат» - СП ОАО "Брестазоаппарат" - ведущий производитель газовых плит в СНГ. Плиты GEFEST продаются сегодня во все страны СНГ.

Уже более 50 лет завод  в Бресте работает на рынке бытовой  техники. За это время предприятие  выработало свою стратегию. Основное положение - обеспечение качества изготовления и разработка стильного внешнего вида, в соответствии с высокими современными стандартами. Основными рынками сбыта являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, страны Балтии, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан).

 СП ОАО «Брестгазоаппарат» производит:

    • плиты газовые бытовые четырехгорелочные различных моделей;
    • плиты газоэлектрические бытовые;
    • плиты газовые двухгорелочные настольные;
    • плиты газовые бытовые туристские;
    • электроплиты бытовые с чугунными, керамическими конфорками и стеклокерамическим столом;
    • встроенные плиты с газовыми, электрическими и стеклокерамическими столами;
    • встроенные духовки.

Ежегодно с конвейера  сходит около полумиллиона плит. Сочетание  высокого качества и современного дизайна  делают плиты GEFEST одними из наиболее покупаемых на рынке СНГ. В сбытовой политике предприятия основную роль играет высокоорганизованная региональная дилерская сеть. Для увеличения популярности торговой марки ведутся крупномасштабные рекламные кампании с привлечением телевидения, радиовещания, прессы и интернет. Специальные маркетинговые исследования позволяют наиболее точно узнать потребительские ожидания, вносят коррективы в процесс проектирования и производства, делать гибче ценовую политику предприятия. Сотни сервисных центров во всех уголках СНГ готовы помочь в установке и обслуживании плит GEFEST.

Ежегодно специалисты СП ОАО "Брестазоаппарат" проводят SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон организации производства и сбыта продукции, возможности осуществления и угрозы срыва намеченной маркетинговой программы.

Резюмируя итоги SWOT-анализа за последние годы необходимо отметить среди сильных сторон предприятия следующие:

1. Достаточно высокий  технический уровень, дизайн и  качество продукции.

2. Лидер СНГ в производстве  плит на рынке РФ по количеству и качеству выпускаемой продукции.

3. Известность торговой  марки GEFEST.

4. Доставка через склады  ответственного хранения.

5. Наличие гарантийного  обслуживания.

6. Монополисты на рынке газовой аппаратуры РБ и олигополисты на внешнем рынке газовой аппаратуры.

7. Возможность развития  производства за счет осуществления  инвестиционной программы.

8. Наличие сертификата  ИСО-9001 (получен в 2001 году).

9. Современный технологический  уровень производственных процессов.

К объективным возможностям развития СП ОАО "Брестазоаппарат" как олигополиста можно отнести:

- Ненасыщенная емкость рынка.

- Рост жизненного уровня населения на основных рынках сбыта.

- Либерализация налогового законодательства на основных рынках сбыта.

Однако, существует масса  факторов, негативно влияющих на снижение конкурентоспособности газовой аппаратуры СП ОАО "Брестазоаппарат":

1.Низкое качество некоторых  узлов плит.

2.Неполная номенклатура, в т.ч. отсутствие высококлассной  продукции. Этот фактор уже  можно считать исключенным из списка, так как с начала 2004 года предприятие расширило модельный ряд производимой продукции встроенными столами с различными типами поверхностей, а также разработало встраиваемые духовки, которые уже в ближайшее время будут доступны потребителям.

3.Недостаточная гибкость производства.

4.Полная загрузка производственных  мощностей.

5.Относительно низкие  затраты на рекламу и продвижение  по сравнению с западными конкурентами.

Одними из наиболее остро  стоящих перед СП ОАО "Брестазоаппарат" проблем остаются внешние угрозы, среди которых:

- Рост конкуренции со стороны западных производителей.

- Рост активности  конкурентов  в СНГ в вопросах повышения качества и дизайна продукции;

- Повышение уровня требований отечественных и зарубежных  потребителей газовой аппаратуры;

-    Последствия  мирового финансового кризиса.

Позитивным моментом является образование единого таможенного  пространства России, Беларуси и Казахстана с 1 июля 2010 года.

 

Таблица 2.1 Показатели емкости основных рынков сбыта

СП ОАО "Брестазоаппарат" на 1.01.2008г.

Район

Численность населения, чел.

Кол-во чел. в среднестат. семье,                              чел.

Средний период обновл. газ. плит, шт./год

Поправ. Коэф., учитыв. Степень  газифик. Региона

Поправ. коэф., учитыв. Доходы населения

Емкость рынка, шт./год

Российская Федерация

           

Северный район

5 778 400

3.2

0.05

0.61

0.95

52 322

Северо-Западный район

7 914 100

3.2

0.05

0.83

0.95

96 917

Центральный район

29 538 800

3.2

0.05

0.92

1.61

700 874

Центральный район

(без г. Москва)

20 908 000

3.2

0.05

0.90

0.68

199 856

г. Москва

8 630 800

3.2

0.05

0.96

3.87

501 018

Волго-Вятский район

8 342 900

3.2

0.05

0.88

0.62

71 123

Центрально-Черноземный  район

7 821 300

3.2

0.05

0.84

0.62

63 949

Поволжский район

16 863 600

3.2

0.05

0.89

0.78

181 890

Северо-Кавказский район

16 923 700

3.2

0.05

0.87

0.54

124 389

Уральский район

20 541 900

3.2

0.05

0.84

0.96

258 058

Западно-Сибирский район

16 971 500

3.2

0.05

0.51

0.96

128 983

Восточно-Сибирский район

9 316 600

3.2

0.05

0.53

0.96

74 067

Дальневосточный район

7 282 000

3.2

0.05

0.48

0.96

52 103

Калининградская область

951 400

3.2

0.05

0.99

0.65

9 566

Всего по Российской Федерации

148 246 200

3.2

0.05

0.76

0.88

1 814 240

Украина

52 000 000

3.2

0.05

0.72

0.48

280 800

Страны Балтии

7 600 000

3.2

0.05

0.80

1.50

142 500

Республика Беларусь

10 000 000

3.2

0.05

0.80

0.39

48 750

Узбекистан

22 000 000

3.2

0.05

0.95

0.12

39 188

Молдова

2 200 000

3.2

0.05

0.85

0.45

13 148

Казахстан

2 500 000

3.2

0.05

0.30

0.85

9 961

Итого емкость  рынка

         

2 348 587


 

Основные продажи продукции  СП ОАО «Брестгазоаппарат» приходятся на РФ, как наиболее емкий и перспективный  регион. Кроме этого, также важны Украина, страны Балтии, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан. В таблице 2.1. представляется приводится емкость рынков сбыта, рассчитанных специалистами СП ОАО «Брестгазоаппарат».

Как видно, Российская Федерация  занимает основной удельный вес в структуре реализации продукции СП ОАО «Брестгазоаппарат», сегмент рынка составляет порядка 72% всей емкости, за ней следуют  Украина и страны Балтии. Теперь обратимся к структуре реализации плит СП ОАО «Брестгазоаппарат» в 2007 году (таблица 2.2. и рисунок 2.1.):


 

Рисунок 2.1. – Структура  реализации газовой аппаратуры

СП ОАО «Брестгазоаппарат»

 

Однако, каждый из рынков сбыта СП ОАО «Брестгазоаппарат» обладает определенной спецификой. Среди регионов Российской Федерации наиболее крупными можно считать Центральный (г.Москва), Северо-западный (Г.Санкт-Петербург) и Уральский районы. Продажи здесь наиболее стабильны в течение года при высоких средних ценах, что объясняется высоким потенциалом продаж данных районов. Стоит отметить и тот факт, что в этих районах наиболее заметна тенденция к увеличению покупки плит через Интернет и заказ по телефону. Кроме того, есть объективные предпосылки для увеличения поставок в названные регионы.

Среди наиболее перспективных  регионов можно выделить Поволжский и Северо-Кавказский районы. Здесь наблюдается стабильный рост потребления в течение последних лет. Потому представляется целесообразным увеличение поставок в данные районы в будущем. Среди неперспективных следует назвать Волго-Вятский район (нестабильные, беспорядочные поставки), Северный район (крайне низкая плотность населения, что вызывает резкий рост затрат на продвижение товара), Западно-Сибирский,  Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы (низкая плотность населения при значительной удаленности региона, что провоцирует значительные (до 20%) накладные расходы).

Основными конкурентами для СП ОАО «Брестгазоаппарат» на указанных рынках сбыта  являются бренды Indesit, Моrа, Дарина, De Luxe, Ardo, Bosh, Beco. Доля бренда GEFEST на основных рынках сбыта на сегодняшний день составляет 20-30 %.

Проанализируем существующую на рынке бытовых плит ситуацию с  точки зрения конкуренции различных  брендов, с которыми предприятие  непосредственно сталкивается в  конкурентной борьбе:

«Дарина»

Преимущества бренда – достаточно высокая надежность в работе, новое оборудование, хорошая упаковка, стабильные поставки запасных частей. В настоящее время завод выпускает около 5000 плит. При этом проектная мощность завода – 250 тыс. плит, что позволяет говорить о потенциале производственных мощностей.

Информация о работе Производство современных субъектов хозяйствования в условиях олигополии