Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 20:21, дипломная работа
Бизнес в предприятии общественного питания, которым является ресторанный бизнес, будет успешным, если он нацелен на удовлетворение желаний гостей в продукции и услугах. Международная статистика показывает, что 95% всех точек питания и развлечения «умирают» в течение первых 5-ти лет, но самое интересное, что около 80% прекращают свое существование в течение первого года работы. Они продаются, меняют название, кухню, концепцию, интерьер. И даже если в них что-то меняется, в любом случае бизнес, как он был задуман изначально, оказывается провальным. Для достижения счастливой (доходной) жизни предприятием общественного питания, ресторатору необходимо обратить внимание на два этапа, определяющих успешность организации общественного питания. Первый – это проектирование, второй – управление. Не удачно выбранные расположение и концепция ресторана, формат предприятия, направление кухни, ценовая политика, неверно определена целевая аудитория, неудачное зонирование обеденного зала, неверное расположение барной стойки, диссонанс интерьера и концепции – все это может привести к заведомому фиаско любого ресторана. Однако, даже если все выше упомянутое спроектировано правильно, то не эффективное и не грамотное управление неминуемо приведет к краху.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации общественного питания. Эффективность деятельности предприятия общественного питания и пути ее повышения……………………………………………………………...7
1.1 Принципы организации общественного питания и тенденции развития.7 1.2 Ресторан – как один из видов предприятий общественного питания. Требования, предъявляемые к ресторанам…................................................16
1.3 Эффективность деятельности предприятия общественного питания и факторы ее определяющие…………………………………………………...…37
1.4 Пути повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания, которые используют в современных условиях……40
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния ресторана «Идиллия»……………………………………………………………………...44
2.1 Общая характеристика и организационная структура ресторана «Идиллия»………………………………………………………………………..44
2.2. Анализ потребительского рынка ресторанных услуг…………………….46
2.3 Анализ конкурентной среды………………………………………………..51
2.4 Анализ организационной структуры и трудовых ресурсов предприятия.54
2.5 Анализ меню предприятия…………………………………………………55
2.6 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………….59
2.7. Выводы по аналитическому разделу ……………………………………...90
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ресторана «Идиллия»……………………………………….92
3.1 Выбор эффективной маркетинговой стратегии ресторана «Идиллия»…92
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности ресторана………………………...96
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий на основе дисконтированных методов расчета…………………………………………..104
Заключение…………………………………………………………………….107
Список использованных источников………………………………………109
Из приведенных в таблице 2.12 результатов видно, что коэффициенты промежуточной и абсолютной ликвидности значительно больше оптимальных значений. Это может свидетельствовать о нерациональном использовании денежных средств.
Таблица 2.12
Показатель |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
Коэффициент общей (текущей) ликвидности |
4,823529 |
5,128205 |
0,304675716 |
Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности |
2,970588 |
3,128205 |
0,157616893 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
1,235294 |
1,74359 |
0,508295626 |
Анализ баланса ресторана «Идиллия» показал, что финансовое состояние данного предприятия довольно устойчивое. Это обуславливается: высокими значениями коэффициента финансовой независимости и низким значением коэффициента финансовой зависимости, оптимальными значениями коэффициентов финансового риска и маневренности собственного капитала, а также оптимальными значениями коэффициентов покрытия. Важным показателем финансовой устойчивости ресторана «Идиллия» является так же то, что финансирование материальных оборотных средств, происходит почти полностью за счет собственного капитала. Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования. Из таблицы 2.8 видно, что предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью.
Перейдем к анализу формы №2 «Отчет о финансовых результатах». Анализ прибыли проводится методом сравнения фактических данных за отчетный период с фактическими данными за предыдущий период (таблица 12).
Как показывают данные отчета о финансовых результатах (Приложение 2) чистая прибыль предприятия выросла по сравнению с базисным на 95,6 тыс. грн., что составило 79,07 %. Этот прирост полностью обусловлен приростом прибыли от обычной деятельности. В отчетном периоде, по сравнению с базисным периодом. Значительно увеличилась доля себестоимости реализованной продукции на 52,08%. Такие изменения можно охарактеризовать как негативные. Однако, себестоимость не повлияла на полученную прибыль, поскольку были уменьшены другие затраты. Динамика изменения выручки от реализации приведем на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6.
Динамику увеличения фонда оплаты труда мы видим на рисунке 2.7
Рисунок 2.7
Рисунок 2.8
На рисунке 2.8 видно изменение чистой прибыли в динамике. Мы видим не постоянность в получении прибыли. Предприятию необходимо пересмотреть свою маркетинговую политику.
Перейдем к факторному анализу прибыли предприятия. Факторный анализ – это методика комплексного системного изучения и изменения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Таблица 2.13
Показатели |
Код строки |
Предыдущий (базисный) год Хо |
Отчетный год Хі |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации продукции без учета НДС, акцизного сбора и других вычетов из доходов (В) |
35 |
446,7 |
613,3 |
166,6 |
2. Себестоимость реализованой продукции (С) |
40 |
146 |
156 |
10 |
3.Административные расходы (АР) |
70 |
29,4 |
50,6 |
21,2 |
4. Расходы на сбыт (СР) |
80 |
0 |
0 |
0 |
5.Другие операционные расходы (ДОР) |
90 |
98,6 |
97,4 |
-1,2 |
6. Финансовые доходы (ФД) |
120 |
0 |
0 |
0 |
7. Финансовые расходы (ФР) |
140 |
0 |
0 |
0 |
8. Налог на прибыль (ННП) |
180 |
51,8 |
92,8 |
41 |
9. Чистая прибыль |
220 |
120,89 |
216,51 |
95,62 |
Размер выручки от реализации зависит от цены реализованной продукции, удельного веса каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции.
Мы знаем, что цены в отчетном периоде увеличились на 5%, т.е. индекс цен составил 1,05.
Общее изменение выручки от реализации определяется следующим образом:
Вобщ=В1-В0= 1643,7-1390,3 = 166,6 тыс. грн.
То есть за отчетный период выручка от реализации увеличилась на 166,6 тыс. грн. Это изменение вызвано двумя факторами: цены реализации и объема реализованной продукции и услуг.
Вц= В1-В1:Іц= 29,2 тыс. грн.
ВNУД=В1/Іц – В0=137,4 тыс. грн.
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 29,2 тыс. грн., а увеличение объема выпуска способствовал увеличению выручки на 137,4 тыс. грн. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства. Это является позитивным явлением.
Рассчитаем влияние факторов на изменение себестоимости. Как правило, себестоимость изменяется так же в двух случаях: изменение цены реализации и объема реализованной продукции.
Собщ = С1-С0=10,0 тыс. грн.
СЦ(Зпер) = С1-С1/Іц = 7,43 тыс. грн.
СNИУД = С1/Іц-С0 = Собщ – СЦ(З пер) = 2,57 тыс. грн.
Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 2,57 тыс. грн., а за счет увеличения цен на 7,43 тыс. грн.
Влияние увеличения цен на чистую прибыль можно рассчитать следующим образом:
ПЦ = Вц –Сц(З пер) =21,77 тыс. грн.
Таким образом, увеличение цен привело к увеличению чистой прибыли на 21,77 тыс. грн.
Рассчитаем изменение чистой прибыли за счет изменения величины расходов:
Пр = -(( АР1+СР1+ДОР1) – (АР0+СР0+ДОР0)) = -20,0 тыс. грн.
Где :
АР – административные расходы;
СР – расходы на сбыт;
ДОР – другие операционные расходы.
Таким образом, перерасход по косвенным расходам привел к снижению прибыли в отчетном периоде на 20,0 тыс. грн.
Рассмотрим влияние величины расходов по налогу на прибыль.
ПННП = -( ННП1 – ННП0)= -41,0 тыс. грн.
Увеличение расходов по налогу на прибыль повлекло снижение размера чистой прибыли на 41,0 тыс. грн. Рассмотрим эти показатели в таблице 2.14.
Таблица 2.14
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль ресторана "Идиллия" | |
Показатели |
Сумма, тыс. грн. |
Изменение цен |
21,77 |
Объем реализованной продукции |
137,4 |
Объем произведенной продукции |
-2,57 |
Административные расходы и другие операционные расходы |
-20 |
финансовые доходы |
0 |
финансовые расходы |
|
Налог на прибыль |
-41 |
Всего |
95,6 |
Перейдем к оценке рентабельности деятельности ресторана «Идиллия». Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую эффективность. Выделяют три группы коэффициентов рентабельности:
Рентабельность инвестиций (капитала):
R ROA = Прибыль до налогообложения/ Всего источников средств = стр. 170 ф.2 / стр.380 ф.1 = 0,31 на начало отчетного периода и 0,32 на конец отчетного периода.
Здесь мы наблюдаем увеличение рентабельности на 2%. Это является позитивным явлением. Рентабельность совокупного капитала ресторана, как на начало, так и на конец отчетного периода достаточно высока.
R ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал = стр.220 ф.2 / стр.380 ф.1 = 0,28 на начало отчетного периода и 0,37 процентных пункта на конец отчетного периода.
Здесь наблюдаем увеличение рентабельности собственного капитала на 9%. Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Он показывает, какую прибыль приносит собственникам каждая денежная единица.
Рентабельность продаж:
R GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации = стр.050 ф.2/ стр. 035 ф.2 = 0,67на начало отчетного периода и 0,75 на конец отчетного периода.
Здесь наблюдается повышение рентабельности на 8 %. Этот коэффициент показывает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования. На данном предприятии проблем с ценообразованием не прослеживается.
Операционная рентабельность реализованной продукции
R OIM = Операционная прибыль / выручка от реализации = стр.100 ф.2/ стр.035 ф.2 = 0,39 на начало отчетного периода и 0,5 на конец отчетного периода.
Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства получать прибыль от деятельности до вычета затрат. На данном предприятии наблюдается позитивная тенденция. За анализируемый период операционная рентабельность реализованной продукции увеличилась на 11%.
R NPM = Чистая прибыль /выручку от реализации = стр.220 ф.2/ стр.035 ф.2 =0,27 на начало отчетного периода и 0,35 на конец отчетного периода.
Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность. Коэффициент чистой рентабельности реализованной продукции на предприятии увеличился на 8%. Это свидетельствует об увеличении доли чистой прибыли в выручке от реализации. И это так же является позитивной тенденцией.
Рентабельность производственной деятельности.
R ПВ = Валовая прибыль / Себестоимость продукции = стр.050 ф.2 / стр.040 ф.2 = 2,06 на начало отчетного периода и 2,93 на конец отчетного периода.
Этот коэффициент показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на гривну затрат. На начало периода на гривну затрат приходилось 2,06 грн. прибыли, а на конец анализируемого периода – 2,93 грн. прибыли на 1 гривну затрат. Ресторан показывает не плохую рентабельность производства. Однако, по моему мнению больше повышать оказанные услуги и выпускаемую продукцию. Это может привести к оттоку клиентуры.
R ПЧ = Чистая прибыль / Себестоимость продукции = стр. 220 ф.2 / стр. 040 ф.2 = 0,8 на начало отчетного периода и 1,4 на конец отчетного периода.
Этот показатель показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на гривну реализованной продукции. На данном предприятии чистая рентабельность за анализируемый период времени выросла на 60%. Расчет коэффициентов рентабельности для ресторана «Идиллия» сведем в таблице 2.15.
Таблица 2.15
Расчет коэффициентов рентабельности для ресторана «Идиллия»
Показатели, % |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность совокупного капитала |
30,62 |
31,89 |
1,27 |
Рентабельность собственного капитала |
27,99 |
37,33 |
9,34 |
валовая рентабельность продаж |
67,32 |
74,56 |
7,24 |
Операционная рентабельность продаж |
38,66 |
50,43 |
11,77 |
Чистая рентабельность продаж |
27,07 |
35,3 |
8,23 |
Валовая рентабельность производства |
205,96 |
293,14 |
87,18 |
Чистая рентабельность производства |
82,81 |
138,78 |
55,97 |