Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоритическое и практическое исследование государственного регулирования и его роль в функционировании и развитии организаций
Задачи данной курсовой работы:
Раскрыть информацию о сущности организации, ее структуре.
Показать функции и реализацию государственных органов управления.
Изучить способы регулирования государством предпринимательской деятельности
Проанализировать вмешательство государства в деятельность ОАО «Сбербанк России»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования и его роли в функционировании и развитии организаций………………………………….7
1.1 Сущность организации, место и роль организации в системе научных знаний, организация и среда деятельности……………………………………...7
1.2 Функции государственных органов управления и их реализация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях……………………..13
1.3 Формы, способы и проблемы государственного регулирования деятельности организаций………………………………………………………22
1.4 Основные направления регулирования деятельности хозяйствующих субъектов………………………………………………………………………....27
1.5 Роль государства в функционировании и развитии организации……….33
Глава 2. Регулирование государством и его роль в развитие и функционировании ОАО «Сбербанк России»…………………………………39
2.1.Организационные аспекты деятельности ОАО «Сбербанк России»….....39
2.2 Роль государства в развитии и функционировании ОАО «Сбербанк России», регулирование деятельности банка………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Стародумов, 26М122,Курсовая.docx

— 129.37 Кб (Скачать файл)

 

3. Формы, способы и проблемы государственного регулирования деятельности организаций

В настоящее время государство  не может ограничиться функциями так называемого государственного регулирования экономики (ГРЭ), установлением и поддержанием “правил игры” (по М. Фридману). Оно должно создавать необходимые и достаточные условия для социального партнерства в обществе. Причем с обострением противоречий в обществе, в случае форсмажорных обстоятельств, в кризисных и посткризисных экономических условиях роль ГРЭ повышается и приобретает особую значимость, о чем говорит множество фактов развития мировой экономики, особенно в конце XX – начале XXI вв.

Государственное регулирование –  система политического, экономического, правового и социального обеспечения  благоприятной среды с целью  устойчивого развития и адаптации  социально-экономической системы  и отдельных ее субъектов к  изменяющимся экономическим условиям.4 [28]

Основные функции государственного регулирования рыночной экономики:

1) организационно-стабилизационная  – стимулирует экономическое  развитие, обеспечивает стабильность  и предсказуемость цен на социально  важную продукцию, а также необходимый  уровень занятости населения;

2) экономико-социальная – реализует справедливое распределение доходов в обществе”.

Такое вмешательство обычно направлено:

• на удовлетворение потребности  в общественных благах (национальная обороноспособность, обеспечение законности и порядка, образование, здравоохранение, экология и т. д.);

• устранение негативных последствий  и результатов экономической  деятельности;

• решение проблем в условиях рыночной неопределенности;

• обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов;

• решение проблем развития отношений  России в ВТО и др.

При осуществлении процессов в  области ГРЭ государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости  от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей (рис. 1.3).

Административное регулирование  охватывает:

• квотирование (количественное ограничение  экспорта – импорта конкретных товаров);

• контингентирование (внешнеторговое регулирование в виде экспортно-импортных  квот, законодательное ограничение  эмиссии денег и т. д.);

• лицензирование и аккредитацию (выдачу лицензий на осуществление  той или иной деятельности).

Рис. 1.3.1. Система методов и инструментов ГРЭ

Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом  и другими макроэкономическими  показателями. [22]

Экономическое регулирование, как  показано на рис. 1.3.1, может быть двух видов:

• косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное);

• прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство  и программирование).

Правовое регулирование состоит  в установлении “правил игры”  для всех субъектов рынка. При  этом устанавливаются нормы и  правила, определяющие формы и права  собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства  различных субъектов, организационно-правовые формы предприятий и организаций.

Важным инструментом прямого ГРЭ  являются антимонопольная политика государства и государственное  программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению  крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей  продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе.

Порядок разработки госзаказа состоит  в следующем: формирование состава  госзаказа; проведение тендера (конкурсного  отбора); заключение контракта с  исполнителем. В контракте содержатся группы показателей:

• параметры конечного продукта;

• цена, объемы и сроки поставок;

• степень коммерческого и других видов риска;

• порядок распределения прибыли (убытков) между сторонами и др.

Разрабатываемые государственные  программы формально не являются законами, но они являются важнейшим  инструментом эффективного планирования и реализации национальных программ в масштабе народного хозяйства.

В системе государственного регулирования  можно выделит 4 формы:

1 планирование, программирование  и прогнозирование;

2. финансово-кредитное регулирование;

3. антимонопольное регулирование;

4. дерегулирование экономики.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и  включающий выбор, и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной  оценки альтернативных вариантов и  выбора наиболее приемлемого из них  в ожидаемых условиях развития.[7]

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного  состояния этого объекта. [7]

Программирование как форма  государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные, экологические  и др. [7]

 

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной  системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики  в заданном планом, прогнозом или  программой направлении. Ее воздействие  осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов  и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной  системе выделяют бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и  цены.

Бюджетно-налоговое регулирование  представляет собой совокупность средств, направлений и мероприятий по аккумулированию и наиболее рациональному  и приоритетному распределению  финансовых ресурсов с целью обеспечения  макроэконо­мической стабилизации и экономического роста. Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными образованиями необходимые финансовые ресурсы, которые требуются для осуществления централизованного руководства (регулирования) социально-экономическими процессами.

Налоговые регуляторы - это различные  виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и способы  взыскания.

Кредитно-денежное регулирование  осуществляется в финансовой сфере  и в реальном секторе экономики.

Цены - важнейший регулятор общественного  производства. Они формируют структуру  национальной экономики, ее важнейшие  пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих  субъектов. В руках государства  цены являются инструментом регулирования  различных экономических и социальных процессов (например, ограничения монополистической деятельности, регулирования и контроля выпуска социально значимых товаров и услуг и т. д.).

Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное  регулирование. В Республике Беларусь, ставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, антимонопольное регулирование получило развитие с 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Сегодня антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования. Его главные направления противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.

В системе государственного регулирования  экономики следует выделить дерегулирование, которое должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру.

 

 

4. Основные направления  регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов

Государственное регулирование функционирования хозяйствующих субъектов осуществляется во всех государствах, имеет подчас весьма существенные национальные особенности. При этом можно выделить несколько основных направлений их государственного регулирования.

Прежде всего правовое обеспечение образования хозяйствующих субъектов, их государственная регистрация.

В соответствии с международной  практикой регистрация фирм осуществляется государственными административными  органами и является обязательной. Она преследует цели:

- осуществление государственного контроля за предпринимательской деятельностью, возникновением и ликвидацией фирм, выполнением ими разрешенных видов деятельности, соответствием фактической деятельности фирм видам, указанным при регистрации;

- получение от предпринимателей сведений бухгалтерского и финансового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринимательской деятельности;

- осуществление налогообложения;

- предоставление путем  публикаций сведений об участниках предпринимательской деятельности в своей стране.[27]

Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности.

Регистрация фирм осуществляется занесением их в реестр с указанием определенных данных о них. Любые изменения этих данных, а также прекращение деятельности фирмы вносятся в торговый реестр. Регистрация в большинстве стран предполагает представление фирмой ее устава и учредительного акта (меморандума). Регистрация фирмы предоставляет за­щиту исключительного права на фирму, ее наименование и товарный знак.

Ведение предпринимательской  деятельности становится возможным  только на основе полученного от государственного органа разрешения (или патента), которое выдается лишь на основе регистрации.

В Российской Федерации регистрация предприятий, организаций, других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 51) в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Согласно этому документу  юридическое лицо действует на основании  устава, либо учредительного документа  и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). Учредительный  договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). [1]

В учредительных документах юридического лица определяются его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица и другие сведения. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций определяются предмет и цели деятельности юридического лица.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь также фирменное наименование.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. принят Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», снижающий барьеры входа на рынок за счет упрощения процедуры регистрации юридических лиц. Данный закон основан на принципе единообразия и идее «одного окна». Им предусмотрен единый порядок регист­рации юридических лиц независимо от их организационно- правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. [2]

Используя свой регулирующий потенциал, государство вторгается в область занятости. Оно контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует профессиональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда. Разрабатываются и применяются программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в государственном секторе.

Информация о работе Роль внутренней и внешней среды в функционировании и развитии организации