Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:51, контрольная работа
Управление как процесс. Понятие процесса управления, его сущность и содержание. Характеристики процесса управления. Структура управленческого цикла. Схема процесса управления, его этапы и стадии.
Решение в процессе управления. Понятие, сущность и содержание управленческого решения. Требование к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Схема процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений. Организация разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Управленческие ситуации и проблемы.
1. Обеспечивающие выбор и информирование целей (целе-пологание).
2. Предназначение
для разработки программы
3. Обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование).
Необходимо отметить,
что информацией следует
Традиционные методы управления производственным процессом базируются на документировании информации, являющей входной и выходной для лиц и органов, принимающих управленчесике решения.
К документированной информации такого рода относятся:
- сетевые или
иные модели и карточки
- оперативно –
календарные планы (
- ведомости материально – технического снабжения;
- оперативная информация о состоянии комплекта работ;
- результаты состояния комплекса работ;
- информация для оперативных совещаний;
- карточки – задания
на выполнение оперативных
- данные контроля за реализацией оперативных решений;
- недельно-суточный график производства;
- сводный недельно-суточный
график обеспечения работ
- недельно-суточный
график обеспечения средствами
механизации и автомобилями
- недельно-суточный график работы механизмов и оборудования;
- недельно-суточный
график автотранспортных
Кроме вышеназванных примеров документированной информации, обеспечивающей процесс управления, для принятия решений используются и другие виды информации.
Например, для принятия решений, связанных с застройкой города, рассматривается следующая документированная информация:
- проекты детальной
планировки, экспертизы проектов, решения
об утверждении титульных
- поадресные списки объектов, в том числе включенных (исключенных) в (из) титульные (х) списки (ов) проектно-изыскательских работ, прошедших и не прошедших экспертизу, утвержденных и не утвержденных, включенных и не включенных в титульный список строительства, эксплуатируемых и не эксплуатируемых, выведенных и не выведенных на проектные мощности.
Приведенные примеры
дают возможность перейти к
Характеристики управленческой информации.
Для обеспечения требуемого качества управления используемый информационный процесс должен обладать следующими характе-ристиками:
- полнотой и качеством информации;
- ценностью и полезностью информации;
- достоверностью и точностью информации;
- актуальность информации, зависящей от ее возраста;
- плотностью информации;
- оперативностью и доступностью информации;
- частотой использования определенных видов информации.
Достижение требуемых значений указанных характеристик может быть достигнуто благодаря:
- упорядочению системы
делопроизводства по всем
- повышению удельного
веса аналитической и
- сокращению трудозатрат
на информационную работу, ускорению
переходных процессов и
- разработке и
внедрению методических
- совершенствованию
системы контроля за
- повышению качества технадзора;
- организации
Классификация управленческой информации.
Большое разнообразие информации, используемой а практике управления, нуждается в развитии классификационных подходов. Классификация информации преследует разнообразные цели:
1) развитие системного и комплексного родхода к управлению;
2) cовершенствование технологии управленческой деятельности;
3) совершенствование
системы профессиональных
4) поиски путей
повышения эффективности
Классифицировать информацию, используемую для управления, можно по самым разнообразным признакам. Наиболее часто применяются следующие принципы классификации (рис.20):
1) по различным аспектам управления (характеру возникающих задач);
2) по характеру восприятия человеком;
3) по форме представления;
4) по источникам возникновения;
5) по времени использования;
6) по отношению к хозяйственному субъекту;
7) по возможности использования.
В зависимости от характера возникающих задач и соответствующего им аспекта управления информации делиться на организационно – экономическую, собственную управленческую, технико-технологи-ческую, социально-психологическую, идейно-воспитательную. При решении любой из этих задач руководитель должен быть компетентен и иметь всю полноту информации. В противном случее эффективность управления может резко снижать либо приобретать негативный характер.
По характеру
восприятия человеком можно выделить
различные органолептические
По форме представления различают знаковую информацию, имеющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, образную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной и кодированной форме.
Буквенная (текстовая)
информация обычно характеризует определенное
состояние управляемой и
Рис. 20. Классификация управленческой информации
Цифровая информация,
как и кодированная, может выражать
самые разные состояния управляемой
системы и ее реакцию на управляющие
воздействия. Однако эффективное пользование
такой информацией требует
Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация может отражать влияние на систему (фирму) как непосредственного окружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так, для фирмы эта информация относится к тем сферам, которыми само предприятие управлять не может, - экономические циклы, политическая обстановка, рыночная конъектура, погода, климат и т.п.
Внутренняя информация
характеризует состояние
По времени ее использования в информационных потоках можно выделить постоянную и переменную информацию. Постоянная информация является относительно стабильной, например, нормы, нормативы, стандарты, численность и состав работающих.
Переменная информация связана с возникновением новых обстоятельств, новых возможностей и ограничению. Пример переменной информации – объем выручки, число клиентов.
По отношению к системе информация делться на входную и выходную. Входная информация характеризует потоки энергии, вещества, информвции, поступающие в данную систему. Выходная информация характеризует продукт деятельности системы (например, объем и номенклатуру товаров и услуг).
По возможности
использования различают
Классификация информации по видам ее источников. Выделим три источника, из которых информация может поступать к лицу, принимвющего решение либо в решающую систему.
Первым является исследовательская деятельность и в более широком смысле деятельность, основная на активном поиске информации как во внешней среде, так и в среде, сохраняющей полученный опыт, например в долговременной памяти компьюте-зированной информационной системы.
Вторым источником
информации является канал обратной
связи, по которому поступает информация
о результатах предшествующих решений.
В этом случае человек или орган,
принимающий решение, не выполняя специальных
исследовательских или
Определение третьего источника информации требует некоторых дополнительных пояснений. Достаточно часто решение, принятое в интервале времени [ t1, t2], влияет на будущее решение, принимаемое в интервале времени [t1,t2]. При этом нужно помнить не только о непосредственном результате принимаемого решения, но и о том, что реализация этого решения может быть исходной точкой, для принятия последовательных решений сходного типа. Иначе говоря, нужно помнить, что, когда мы в будущем будем принимать те или иные решения, мы можем попасть непосредственно в результате принятия некоего решения как в лучшую, так и в худшую ситуацию в зависимости от того, какими были ранее принятые решения. Может случиться так, что приносяопределенные преимущества в настоящий момент, в дальнейшем данное решение приведет к безвыходной ситуации.
Ситуации этого типа имеют динамичный характер, поскольку информация о будущих, отдаленных последствиях принимаемого решения оказывает большое влияние на процесс выбора. Будем называть такую информацию информацией предвидения. В то время, как рассмотренная ранее информация о результатах предшествующих решений, поступая по каналу обратной связи, влияет на будущее поведение человека, принимающего решение, информация предви-дения, базируясь на представлении человека о будущем, влияет на его нынешние решения. Иными словами, в последнем случае ситуация в данный момент определяется тем, что ожидается в будущем. Информация предвидения играет принципиальную роль в процессе принятия многоступенчатых решений.
Информация, поступающая
как из внешней среды, так и
из долговременной памяти или тому
подобных источников, изменяет ситуацию.
Во-первых, эта информация может
изменять предметное представление
о ситуации. Во-вторых, новые данные
изменяют субъективную вероятность
подтверждения гипотез о
Информация о работе Роль и функции решения в процессе управления