Система управления кадровыми процессами в МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.

Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.

Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.

Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России

.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления

.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях

1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России

.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России

2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

оказывают практическую и методическую помощь командирам и начальникам, подчиненным  кадровым органам в работе по всестороннему  изучению, подготовке, подбору и  расстановке кадров на местах;

 

планируют замену офицеров и прапорщиков (мичманов), проходящих службу в местностях, где установлен срок военной службы;

 

организует работу с органами трудоустройства  и другими органами по защите прав и интересов работников в  связи с увольнением, сокращением, реорганизацией и ликвидацией структурных подразделений организаций МЧС России;

 

ведут информационно-аналитическую  работу, учет и отчетность по сотрудникам  организаций МЧС России, готовят  статистические отчеты по работе с  кадрами;

 

отрабатывают  документы по представлению сотрудников  МЧС России к государственным  наградам Российской Федерации и  ведомственным наградам МЧС России.

 

Для осуществления  руководства кадровой работой в  системе МЧС России создан Департамент  кадров и профессиональной подготовки.

 

Работу Департамента курирует заместитель  Министра, который формирует предложения  по проведению единой кадровой политики, совершенствованию системы подготовки и воспитанию кадров, организует обучение в образовательных учреждениях  МЧС России.

 

Все заместители Министра, в соответствии с возложенными на них обязанностями участвуют в работе по формированию кадровой политики в курируемых ими структурных подразделениях.

 

В соответствии с Положением о порядке  прохождения военной службы и  Положением о службе в органах внутренних дел назначение офицеров (сотрудников ГПС) на должности, для которых штатом предусмотрены воинские (специальные) звания высших офицеров, а также присвоение воинских (специальных) званий высших офицеров осуществляется указами Президента Российской Федерации, а полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих (сотрудников) на другие воинские должности (должности) устанавливаются Министром.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.06.2000 № 1149 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» на кадровые органы возложена дополнительная обязанность согласования кандидатур для назначения на должности номенклатуры Президента Российской Федерации и Министра в пределах федерального округа, а также согласование представлений о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских званий.

 

Кадровая служба не только обеспечивает проведение кадровой политики, но и принимает активное участие в ее формировании. Многоплановость работы по управлению персоналом, необходимость сопряжения по содержанию и по времени самых различных мероприятий, вызванные к жизни новыми экономическими условиями, выводят кадровую службу на принципиально новый уровень, повышают ее значимость в общем процессе управления.

 

Функция кадровой службы при формировании кадровой политики заключается в  консультировании и методическом обеспечении. Кроме того, кадровая служба выполняет роль своеобразного эксперта, который акцентирует внимание на последствиях тех или иных мер, имеющих отношение к персоналу, вносит предложения по изменению существующего положения. Когда сформирована кадровая политика, функция кадровой службы связана с координацией конкретных действий по более тесному сотрудничеству руководящего состава органов управления МЧС России в области управления персоналом.

 

Повышение эффективности системы  управления кадровой работой в МЧС  России базируется на основе:

 

четкого функционального и организационного построения подсистем управления кадрами  на всех уровнях системы МЧС России с учетом сочетания интересов  регионов и субъектов Российской Федерации;

 

создание единой защищенной системы  передачи и получения оперативной и достоверной кадровой информации;

 

комплексного систематизированного анализа кадровой ситуации и прогнозирования  кадровых процессов в организациях МЧС России.

 

Единая система воспитания в  МЧС России

 

Единая система воспитания - целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, их организаций и учреждений, а также органов управления и должностных лиц организаций МЧС России по формированию и развитию личности сотрудников МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников Министерства к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и государства.

 

Переход к единой системе воспитания призван обеспечить повышение престижа службы в МЧС России, создание в общественном сознании устойчивой поддержки проводимой административной реформы государства, связан с возрастанием психологических нагрузок на все категории личного состава и образует новый уровень качества и эффективности воспитательной работы.

 

Целью создания единой системы воспитания является совершенствование и унификация системы воспитания сотрудников  МЧС России и ее интеграция в единую с другими войсками, формированиями и органами систему.

 

Достижение цели создания единой системы воспитания предполагает:

 

создание отвечающей современным  требованиям Российского государства  и военного строительства системы  воспитания всех категорий сотрудников  МЧС России;

 

создание единой структуры органов  воспитательной работы войск гражданской обороны, пожарных и спасательных формирований;

 

оптимизацию состава и организационно-штатной  структуры воспитательных структур;

 

создание единых, унифицированных (сопряженных) систем управления воспитательной работой и морально-психологическим обеспечением;

 

создание эффективного органа управления системой воспитания;

 

разработку нормативного, правового, материально-технического обеспечения  системы управления морально-психологическим  состоянием сотрудников, боевой и мобилизационной  готовности, строительства, подготовки и применения сил МЧС России;

 

сохранение устойчивого управления органами, силами и средствами воспитательной работы МЧС России;

 

координацию и объединение усилий воспитательных структур подчиненных  МЧС России сил и средств в интересах совместного выполнения задач в мирное время и чрезвычайных ситуациях.

 

Механизм создания единой системы  воспитания включает:

 

разработку и руководство едиными  нормативными правовыми актами и  основополагающими уставными документами, регламентирующими воспитательную работу с личным составом;

 

реализацию взаимосогласованных  унифицированных подпрограмм воспитания;

 

совместное проведение мероприятий  информационно-воспитательной, социальной, психологической, культурно - досуговой  работы, защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, по поддержанию дисциплины среди сотрудников МЧС России;

 

совместное проведение социологических  исследований;

 

создание унифицированной подсистемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур;

 

организацию обеспечения техническими средствами воспитания по территориальному принципу;

 

организацию и обоснование финансово-экономического обеспечения единой системы воспитания.

 

Результаты экспертного анализа и социологических опросов в 2005,2006 годах среди различных категорий сотрудников МЧС России, позволяют определить ряд негативных факторов влияющих на процесс управления кадровыми процессами в МЧС России и сделать следующие выводы:

 

. Значительная часть практически всех категорий личного состава министерства испытывает гордость за свою профессиональную принадлежность к МЧС России, что обусловлено, в первую очередь, их уверенностью в том, что, по мнению населения и близких им людей, служба в МЧС России является престижной и почетной. В тоже время этой категории не безразлична судьба своего ведомства, и они испытывают тревогу по поводу реально существующих тенденций развития дезорганизационных процессов в системе МЧС России в целом.

 

. Сущность дезорганизационных процессов, с точки зрения опрошенных, заключается в активизации и укреплении устойчивости целого ряда негативных факторов.

 

а) Интенсивное ухудшение функционирования внутриведомственной системы финансово-экономического и материально-технического обеспечения деятельности, в первую очередь, территориальных органов МЧС России;

 

б) Отсутствие системности и рациональности в сфере администрирования, что  выражается в следующем: значительно  увеличился документооборот (на уровне ГУ МЧС России это увеличение за последние три года имеет 8-10 кратность); отчеты различного характера запрашиваются не только вне установленных сроков Табеля срочных донесений (который многие руководители даже не видели), но и имеют дублирующий характер. По первичным расчетам, в большинстве исследованных ГУ МЧС России, при стопроцентном привлечении личного состава конкретного отдела только на переписку должно затрачиваться 150-160% общего трудовременного ресурса.

 

в) Непродуманность и неэффективность  решений в организационно-штатном  аспекте реорганизации системы МЧС России по всем сферам деятельности. Практически все эксперты (управленцы ГУ МЧС России по субъектам РФ) высказали полное несогласие и неудовлетворенность со «спущенными сверху» штатами, отмечая, что в рамках этих же лимитов по численности на местах разработали бы более эффективный штат.

 

г) Укрепление негативных тенденций  в кадровых процессах системы  МЧС России, к которым большая  часть интервьюируемых экспертов  относит:

 

смещение приоритетов при назначении на важные управленческие должности в сторону личной лояльности кандидата «выдвигающему» его лицу и пренебрежение такими личностными характеристиками как компетентность, образованность, управленческая культура, порядочность;

 

неэффективность системы морально-психологического обеспечения, в том числе, информационно-воспитательной и социально-правовой работы, что обусловлено отсутствием специалистов в данной сфере деятельности.

 

д) Отсутствие системы юридического обеспечения деятельности организаций  МЧС России. В современных условиях рыночных отношений субъекты системы МЧС России вынуждены организовывать свою жизнедеятельность на основе договорных отношений, а из-за отсутствия юристов в штате этих организаций этот процесс обречен на большие проблемы (в большей части это касается авиации).

 

е) Усиление тенденций способствующих возникновению коррупционных и  иных видов правонарушений при отсутствии полноценной системы контрольно-профилактической деятельности, включающей в себя службу собственной безопасности МЧС России. Этот факт, по мнению экспертов, порождает две основные проблемы: первая - руководитель вынужден скрывать различного рода правонарушения в подчиненной структуре, в первую очередь, для того, чтобы они не стали объектом внимания других компетентных органов и не отразились на репутации МЧС России, как ведомстве, не предпринимающем собственных усилий по контролю и профилактике этих правонарушений; вторая - потенциальные правонарушители осознают сложившиеся «благоприятные условия» и ведут себя намного смелее. Следует отметить факт роста числа сторонников «добиваться справедливости», отдающих предпочтение таким способам, как обращение не во внутриведомственные инстанции, а во внешние ведомства (в том числе в МВД, ФСБ, прокуратуру, суды).

 

ж) Растущее обострение взаимоотношений между ГУ МЧС России по субъектам РФ и вновь созданными органами управлениями по делам ГОЧС при администрациях субъектов РФ, где инициатором этих обострений выступают в основном последние. Руководителями ГУ МЧС России эти конфликты в большей степени скрываются и сглаживаются из-за опасения резких кадровых решений по отношению к себе. Характер этих обострений и конфликтов скорее межличностный, так как в основном сотрудники органов управления по делам ГОЧС - бывшие сотрудники МЧС России и не всегда уволенные по личной инициативе, но в отдельных случаях эта ситуация поддерживается и администрацией некоторых субъектов РФ. В основном главными проблемами во взаимодействии этих структур являются некомпетентность и амбициозность сотрудников этих органов управления.

 

 

2. Технологии совершенствования  системы управления кадровыми  ресурсами МЧС России

 

 

2.1 Социальные технологии в системе  управления кадровыми процессами  МЧС России

 

 

Концептуальные основы развития системы  кадрового обеспечения МЧС России важны, но они не смогут быть реализованы в жизнь, если не найдут своего отражения в практических мерах, конкретных действиях. Именно технологический уровень их проработки является на сегодняшний день не достаточно разработанной областью.

 

Технологии в системе кадрового  обеспечения МЧС Кадровое обеспечение - явление социальное. Следовательно, технологии кадрового обеспечения относятся к виду социальных технологий.

 

На сегодняшний день мы можем  насчитать десяток подходов и  определений, которые по-своему отражают сущность понятия «социальные технологии».

 

Н. Стефанов утверждал: "Технология не есть что-то чуждое социальным системам. Там, где человек относится к  окружающим его процессам активно  и целенаправленно, где он стремится  сознательно и планомерно изменить естественную или социальную среду, в принципе возможна технология". И далее он предлагал: " ... в самом общем виде принять, что социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности... Другими словами, социальная технология - это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи. Чем дальше усложняется человеческая деятельность, тем более обязательным становится расчленение ее на соответствующие этапы и операции, реализуемые в определенной последовательности".

 

Афанасьев В., конкретизируя вышесказанное, подчеркивает: «Социальные технологии - важный момент механизма управления, поскольку он являет собой средство перевода требований объективных законов  на язык общественной практики, практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей на наилучшее достижение поставленных целей". Социальная технология, по его мнению, является неотъемлемым звеном механизма управления, созданного самой социальной системой.

Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России