Система управления кадровыми процессами в МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.

Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.

Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.

Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России

.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления

.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях

1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России

.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России

2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

анкетирование - ключевое значение в анкетировании как методе оценки качеств сотрудника имеют выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне подготовки работника или кандидата на должность. Для разработки анкет должны привлекаться специалисты в области социологии, психологии и организации труда;

 

метод экспертного опроса - получение  на основе сбора мнений экспертов  надежного обобщенного заключения о качестве сотрудника или претендента  на должность в обстановке, исключающей  контакты между экспертами. В группу экспертов входят независимые эксперты, представители нижестоящего Ранга, равного ранга и вышестоящего ранга, кроме этого учитывается мнение самого оцениваемого. Экспертный опрос можно проводить и более простым путем - методом интервьюирования экспертами.

 

Технологии индивидуальной работы с кадрами управления - это технологии нахождения и введения в действие лучших ресурсов человека. Индивидуальные технологии могут способствовать профессиональному отбору и обучению кадров; адаптации их| трудовом коллективе; развитию деловых, моральных и психологических качеств; нейтрализации вредных склонностей и привычек.

 

Следует иметь в виду, что нет  технологий, обеспечивающих стопроцентный  успех в работе с кадрами. Поэтому  используются различные методы оценки профессиональных, деловых, личностных качеств работников.

 

Анализ кадровых технологий, используемых зарубежными специалистами, свидетельствует, что разные страны отдают предпочтение разным методикам:

 

 

МетодикаСтранаФранция, %Англия, %Тесты  на способности4970Личностные тесты4264Центры оценки1939Графология773Астрологии250

 

При этом точность предсказания, полученного  с помощью различных методов  и процедур оценки, распределяется следующим образом (в %):

 

 

Оценочные центры (ориентированные  на продвижение по службе)...70Профессиональная психодиагностика, тесты способностей50-60Оценочные центры (ориентированные на игровую деятельность), личностные тесты40Интервью, опрос людей, знакомых с кандидатом20Астрология, графология10

 

Технологичность оценки обеспечивается «привязкой» к реальности и комбинированием различных оценочных процедур в единую структуру, когда недостатки одних методов компенсируются за счет достоинств других. Думается, что такой подход оправдан и должен использоваться в практике работы кадровых подразделений МЧС России.

 

 

2.3 Социологическое сопровождение  управления кадровыми процессами  в МЧС России

 

 

1. Программа формирования и развития  социального механизма реализации  кадровой политики МЧС России.

 

Сущность социального механизма  реализации кадровой политики МЧС России заключается в осуществлении эффективного морально-психологического обеспечения служебно-профессиональной деятельности всех категорий сотрудников МЧС России. Так как состояние морально-психологического обеспечения в организациях МЧС России составляет основу мотивационного комплекса, стимулирующего профессиональную активность сотрудников и, как следствие, повышение кадрового потенциала всего Министерства.

 

Реализация социального механизма  реализации кадровой политики МЧС России должна быть представлена следующим образом :

 

1.формирование и развитие эффективной  системы морально-психологического  обеспечения;

 

2.формирование и развитие контрольно-профилактической  деятельности в МЧС России (создание  эффективной контрольно-профилактическую  системы МЧС России, включающую в себя службу собственной безопасности);

 

.формирование и развитие корпоративной  (ведомственной) культуры МЧС  России;

 

По результатам комплексного исследования, морально-психологическое обеспечение  деятельности МЧС России находится  в неудовлетворительном состоянии. Морально-психологическое обеспечение в системе МЧС России в течение последних 7-8 лет превратилось в мало эффективную и неорганизованную деятельность местного уровня, проявляясь в основном в виде «галочных» мероприятий и соответствующих этому уровню отчетных документов, а так же уже систематических фактов служебных и межличностных конфликтов с эскалацией до коллективного уровня. Для разрешения этих конфликтов требовалось, в том числе, вмешательство руководства МЧС России, что обусловлено неэффективной работой руководителей организаций МЧС России в области морально-психологического обеспечения деятельности своего подразделения. Такая ситуация в значительной степени ослабила кадровый потенциал МЧС России. По мнению опрошенных, отсутствие эффективной информационно-разъяснительной работы приводило к порождению устойчивых слухов, дезориентирующих сотрудников, особенно в вопросах служебной перспективы и, как следствие, снижающих их профессиональную активность, а в некоторых случаях заставляли увольняться специалистов в поисках стабильности и из-за страха не найти работу в случае массовых увольнений.

 

В настоящее время проведен ряд  структурно-организационных изменений  на уровне центрального аппарата Министерства, в соответствии с чем Департамент кадровой политики МЧС России приступил к строительству целостной системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России. Но выполнение этой миссии следует считать маловероятным из-за отсутствия на местах соответствующих специалистов. Как правило, руководители воспитательных подразделений не только не имеют даже общего плана работы на год, но и не имеют представления об организации этой работы.

 

Морально-психологическое обеспечение  деятельности МЧС России может быть представлено как совокупность мероприятий, организуемых Центральным аппаратом МЧС России и проводимых в организациях и подразделениях Министерства, направленных на формирование и развитие механизмов регулирования поведенческих установок личного состава и оптимизацию условий труда, стимулирующих сотрудников к профессиональной самореализации.

 

Основные направления этого  вида обеспечения должны включать:

 

Информационно-воспитательную работу - совокупность мероприятий, направленных на формирование мировоззрения сотрудников  МЧС России, их убеждений, морально-нравственных норм и принципов, определяющих и регулирующих их деятельность при выполнении задач и обязанностей;

 

Социально-правовую работу - совокупность мероприятий, направленных на создание условий жизнедеятельности, соответствующих характеру службы сотрудников МЧС России, обеспечение прав, льгот, гарантий и компенсаций, а также правового механизма их реализации;

 

Психологическую работу - совокупность мероприятий по формированию у сотрудников  МЧС России психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и устойчивость, способность выполнять служебные задачи, а также на сохранение психологического здоровья;

 

Культурно-досуговую работу - совокупность мероприятий, направленных на организацию  отдыха, эстетическое воспитание и просвещение сотрудников МЧС России;

 

Контрольно-профилактическую работу - совокупность мероприятий, направленных на выявление фактов дисциплинарных и правовых нарушений среди сотрудников  организаций МЧС России и организацию  профилактики этих нарушений.

 

Практически все направления требуют  серьезного изучения и научной разработки с позиции ее применения в системе  МЧС России.

 

Следует отметить, что при проведении информационно-воспитательной, социально-правовой, психологической, культурно-досуговой  работ может быть взята модель, принятая и функционирующая в системе вооруженных сил РФ. Но, учитывая специфику деятельности МЧС России и объективную потребность в осуществлении контрольно-профилактических мероприятий, особенно в сфере инспекторско-надзорной деятельности, контрольно-профилактическая работа должна стать основным элементом системы МПО МЧС России.

 

 

 

 

Рис.2 Структура морально-психологического обеспечения

 

кадры управление государственный

 

2. Проект программы и инструментария  социологического мониторинга кадровых ресурсов системы МЧС России

 

В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более  широко используется для комплексной  сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии ,налаживанию взаимодействия федерального центра и территориальных органов власти и управления ,укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.

 

В условиях проводимой в стране административной реформы и как следствие структурно-функциональных изменений в системе МЧС России привели к активизации целого ряда факторов прямо или косвенно влияющих на состояние и тенденции развития процессов в сфере управления кадровыми ресурсами МЧС России. Эти изменения в значительной степени отразились на отношении различных категорий сотрудников Министерства к перспективам организации своей профессиональной деятельности и исполнении своих служебных обязанностей.

 

Социологический мониторинг позволит собрать необходимую социальную информацию о реальном состоянии кадровых ресурсов системы МЧС России, а так же обеспечить руководителей структурных подразделений МЧС России обобщенными данными о складывающейся обстановке в интересующих его сферах служебно-профессиональных отношений.

 

Методы и процедуры социологического исследования

 

Методы сбора социальной информации

 

Исходя из целей и задач планируемых  исследований, сбор социальной информации планируется осуществлять следующими методами: анализ документов, анкетный опрос (анонимный) и интервью (опрос начальников (руководителей) структурных подразделений МЧС России), проводимые членами рабочей группы.

 

Процедура полевого исследования:

 

на основе данных, полученных в  ходе первичного экспертного опроса руководящего состава МЧС России, разработать инструментарий для проведения масштабного социологического опроса в системе МЧС России;

 

провести социологический опрос  методом анкетирования личного  состава МЧС России согласно установленной  выборочной совокупности;

 

провести интервьюирование руководителей  организаций МЧС России в местах проведения опроса;

 

провести анализ документации по организации  кадрового обеспечения в организациях МЧС России (местах проведения опроса);

 

уточнить возможности управлений регионального и субъектового уровня по участию в формировании опорной социологической сети МЧС России;

 

Процедура обработки и обобщения  данных.

 

обработку анкет производить только в составе рабочей группы в  г. Москве (ЦСИ ГЗ МЧС России) результаты докладывать ее руководителю;

 

ввод информации в базу данных на ЭВМ, а также ее хранение и обработку  производить с соблюдением мер, обеспечивающих конфиденциальность информации;

 

на основе проведенной обработки  и анализа социальной информации выявить факторы, влияющие на состояние кадровых ресурсов системы МЧС России;

 

 

Основные этапы выполнения работ

 

№ этапа, под-этапаНаименование этапов работ Отчетные материалы, кому представляются1251.уточнение  исходных данных, сбор первичной информациилисты  наблюдения 2.разработка социологического инструментария и уточнение, утверждение и рассылка программы социологического исследования а) проектные варианты анкет, опросных листов - руководителю рабочей группы. б) программа социологического исследования -Заказчику3.а) подготовка, проведение и обработка данных первичного экспертного опроса; б) пилотажное исследование и оформление (размножение) социологического инструментария.а) макеты социологического инструментария - руководителю рабочей группы. б) анкеты и бланки интервью в планируемом объеме - Исполнителю4.организация и проведение социологического опроса в системе МЧС России согласно утвержденного расчета выборки.отработанные анкеты в объеме планируемой выборки - Исполнителю5.обработка, обобщение и анализ полученных данныхсформированная информационная база данных6.а) формирование итогового отчета по результатам проведенного социологического исследования. б) подготовка аналитических справок заинтересованным структурным подразделениям ЦА МЧС Россииа) итоговый отчет по результатам проведенного социологического исследования - Заказчику б) аналитические справки - в заинтересованные структурные подразделения ЦА МЧС России7.подготовка аналитических справок по проблемам, уточненным Заказчикоманалитические справки - руководству МЧС России

 

Методика проведения анкетирования  на местах

 

Организация проведения анкетирования  имеет большое влияние на его  результаты: полноту, продуманность, откровенность  ответов. Поэтому, организаторам и  участникам исследований нужно учесть ряд практических рекомендаций по созданию соответствующей обстановки.

Необходимо подготовить помещения  для опроса. Желательно, чтобы это  была аудитория, где есть возможность  разместить опрашиваемых так, чтобы  между ними было расстояние, обеспечивающее самостоятельность и анонимность при заполнении анкеты (например: рассаживать в актовом зале через одно место).

Очень важно правильно выбрать  время проведения опроса. Для этой цели лучше всего подходит время, определенное распорядком дня или  руководством подразделения, обеспечивающее максимальное присутствие сотрудников. Не рекомендуется организовывать анкетирование вне рабочего времени.

После того, как анкетируемые рассажены  соответствующим образом, организатор  опроса в течении 3-5 минут информирует  о теме исследования, целях и задачах опроса, как будут использованы полученные результаты. Обязательно следует отметить, что исследование проводится анонимно и подписывать анкету не обязательно. Кроме того, нужно сообщить, что перед сдачей заполненной анкеты, она будет в присутствии каждого опрашиваемого просматриваться с целью выявления пропущенных ответов. Если появятся вопросы по форме заполнения анкеты, то на них нужно обязательно ответить. После этого можно раздать анкеты.

Раздав анкеты, следует обратить внимание респондентов на вопросы в табличной форме, подчеркивая, что в них заполняется каждая строка или столбец (в зависимости от формы таблиц). Дать пояснение по другим проблемам заполнения анкеты, которые, возможно, вызовут затруднение у опрашиваемых.

Руководитель исследования или его помощники не имеют права контролировать выбор респондентами того или иного варианта ответа на заданный вопрос. Поэтому, в процессе заполнения анкеты главное - обеспечить возможность самостоятельно работать над анкетой каждому опрашиваемому. Не следует ходить по рядам и следить, как идет заполнение. Следует находиться на одном месте и быть готовым подойти к затрудняющимся, ответить на возникший вопрос. Когда опрашиваемый начинает обсуждать что либо с товарищами, необходимо подойти и негромко спросить о характере возникших затруднений, в случае необходимости дать пояснение.

Для сбора заполненных анкет  целесообразно использовать урну для  голосования. Тем самым, анонимность  опроса сохраняется не только на этапе  заполнения анкеты, но и на этапе  их сбора. Член рабочей группы, проводивший опрос, просматривает анкету перед сбросом в урну, в присутствии опрашиваемого, лишь на предмет ее заполненности (чтение и просмотр анкеты другими запрещен).

Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России