Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:14, отчет по практике
Цель преддипломной практики - закрепление практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ организационной структуры организации;
разработать проект мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия. Объектом исследований выступает Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орску.
Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2011 году поступило 989 млн. рублей, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 723 млн. рублей, что выше уровня поступлений 2010 года на 17,7% и 9,6% соответственно.
2.3 Анализ организационной структуры Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску целям и задачам ее деятельности
Структура Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску
Руководитель
Заместители руководителя
Отдел кадрового обеспечения
Отдел работы с налогоплательщиками
Отдел урегулирования задолженности
Отдел общего и хозяйственного обеспечения
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску характерна линейно-функциональная организационная структура с сильной степенью централизации функций, относящаяся к бюрократическому типу организационных структур. Данный вид организационной структуры направлен на повышение эффективности работы в заданных условиях и не подразумевают инновационность деятельности. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
Линейно-функциональная структура стимулирует профессиональную специализацию. Снижает дублирование функций, потребление материальных ресурсов и улучшает координацию в функциональных колодцах. Однако, как правило, в этой структуре подразделения более заинтересованы в реализации своих целей и задач, чем общих целей всей компании; появляются «удельные княжества»; решение задач, находящихся на пересечении функций и требующих высокой степени согласованности действий, страдает. Цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной и «узкой», под каждым уровнем управления находится один, два подчиненных. Высокая ригидность приводит к тому, что запаздывают реакции на внешние изменения.
Эффективность организационной структуры зависит от соответствия ее системе целей организации, принятым стратегиям и механизму распределения минимальных, но необходимых ресурсов. В этом смысле анализ оргструктуры управления носит перспективный характер и является важнейшим информационно-образующим аспектом системы в целом.
Для оценки эффективности организационной структуры используем методику, предложенную Н.Н. Федоровой. В соответствии с данной методикой эффективность организационной структуры управления может быть определена как функция от таких параметров, как:
степень рациональности структуризации целостной системы на элементы, характеризующаяся показателем Ксс;
степень рациональности структуры отношений между элементами, характеризующаяся показателем Ксв;
степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся показателем Кмц;
степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся показателем Кму.
(2.1)
где Ксс - показатель эффективности состава системы;
Ксв - показатель эффективности структуры связей;
Кмц - показатель эффективности механизма целеполагания;
Кму - показатель эффективности механизма управления.
Расчет обобщающих показателей Ксс, Ксв, Кму производится с использованием метода ранжирования частных показателей по формуле:
(2.2)
где - количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;
- коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным путем по характеру его влияния на результаты работы фирмы, при этом должно соблюдаться условие );
- оценка в баллах по шкале от 1 до m.
Показатель прогнозных возможностей системы Кмц, определяемый отношением результата к главной цели, должен также учитывать то, что вклад подсистем в достижение цели системы в целом будет различным. Необходим дифференцированный подход к их оценке через ранжирование подсистем по степени важности их вклада. В этом случае Кмц определяется по формуле:
где Р - результат функционирования хозяйственной организации за рассматриваемый период;
Ц - цель хозяйственной организации за рассматриваемый период; - количество подсистем, вносящих свой вклад в целевую эффективности системы;
- оценка частных показателей эффективности целеполагания i-ой подсистемы (на основе анализа отношения ( ) соответствующей подсистемы),
; - коэффициенты весомости i-ой подсистемы, при этом также должно соблюдаться условие .
Значение Кмц=1 свидетельствует о высоком качестве целеполагания и эффективности работы прогнозного блока системы. Отклонения свидетельствуют о сбоях в системе целеполагания или наличии экономического кризиса. Частные показатели, характеризующие эффективность механизма целеполагания основных блоков организации, показывают, где именно образовалась критическая зона.
Показатель Кмц, таким образом, является мерой реализации целевых установок системы управления.
Надежность организационной структуры управления может быть определена через комплексный показатель эффективности оргструктуры:
Степень реализации внешних и внутренних возможностей - через комплексный показатель эффективности организационного механизма Ком:
где а1, а2, а3, а4 - коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1.
Проведем анализ организационной структуры управления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску.
Этап 1. Анализ организационно-
Целью анализа оргструктуры
на данном этапе является оценка уровня
организационно-
В таблице 2.2 приведена классификация наличных нормативно-методических документов на предприятии.
Таблица 2.2 - Классификация нормативно-методических документов Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску
Тип документов |
Виды документов |
Нормативно-справочные |
Налоговый кодекс; Гражданский кодекс; КЗоТ; |
Организационно- |
Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Оренбургской области Правила внутреннего распорядка; Штатное расписание |
Организационно- |
Положение о подразделении; Должностная инструкция; Тарифно-квалификационная характеристика |
Организационно-методические |
Рекомендации по организации подбора и отбора персонала; Положение о системе оплаты труда; Инструкция по соблюдения правил техники безопасности |
Экономические |
Положение о премировании работников |
Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии и перечисленных в таблице 2.2, являются: штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях. Положение об организационной структуре в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления.
В организационную структуру Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску помимо аппарата управления входит четыре структурных подразделения. Штатное расписание определяет состав структурных подразделений из должностей работников, а также формирует окладную часть фонда заработной платы работников.
Для каждого подразделения разработано положение о подразделении. Положение о подразделении представляет собой документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения: его задачи, права, функции, ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями. В Необходимо отметить, что для положений о подразделениях в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску характерна единая структура документа. В него входят: общие положения, состав отдела, основные задачи и функции, права отдела, руководство и ответственность. Видим, что в положениях о подразделениях в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску не определены цели деятельности для каждого подразделения, его вклад в общий результат деятельности компании, показатели эффективности деятельности, характерные именно для данного подразделения, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями инспекции.
Еще одним структурообразующим документом является должностная инструкция. Она представляет собой документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащей требования к работнику, занимающему эту должность.
В Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску разработаны должностные инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов - тарифно-квалификационные характеристики.
Таким образом, Инспекция Федеральной
налоговой службы по городу Орску имеет
определенную систему организационно-
Этап 2. Анализ целостности объекта управления
Целью анализа является оценка степени взаимосвязи и взаимообусловленности подразделений организации, которые обеспечивают их взаимодействие в достижении цели системы.
Взаимодействовать могут только совместимые элементы, поэтому необходим матричный анализ целесообразной совместимости различных направлений деятельности в выполнении главной функции системы, которая и определяет миссию организации, ее долгосрочные и краткосрочные цели, а также пути их достижения.
Целью Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску является контроль за порядком исчисления и уплаты налогов физическими и юридическими лицами г.Орска.
С помощью метода проекций, т.е. построения матрицы соответствия, проведем анализ взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений предприятия.
Таблица 2.3 - Матрица соответствия основных направлений деятельности
Отдел кадрового обеспечения |
Отдел работы с налогоплательщиками |
Отдел урегулирования задолженности |
Отдел общего и хозяйственного обеспечения | |
Отдел кадрового обеспечения |
х |
Неразрывны |
Неразрывны |
Неразрывны |
Отдел работы с налогоплательщиками |
Неразрывны |
х |
Соответствуют |
Неразрывны |
Отдел урегулирования задолженности |
Неразрывны |
Соответствуют |
х |
Неразрывны |
Отдел общего и хозяйственного обеспечения |
Неразрывны |
Неразрывны |
Неразрывны |
х |
Из таблицы 2.3 видим, что основные направления деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску не только соответствуют друг другу.
В таблице 2.4 приведена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску в разрезе основных видов деятельности. Взаимосвязанными являются функциональные и линейные подразделения. Линейные подразделения взаимообусловлены, т.к результат деятельности одного подразделения необходим для работы другого линейного подразделения.
Таблица 2.4 - Матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений
Структурное подразделение |
Отдел кадрового обеспечения |
Отдел работы с налогоплательщиками |
Отдел урегулирования задолженности |
Отдел общего и хозяйственного обеспечения |
Отдел кадрового обеспечения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел работы с налогоплательщиками |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел урегулирования задолженности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел общего и хозяйственного обеспечения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информация о работе Совершенствование организационной структуры ИФНС