Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:28, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа развития реформы жилищно-коммунального хозяйства в МО г. Радужный и в России выявить проблемы и определить направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть основные направления и этапы развития ЖКХ в России;
2) изучить особенности современной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства России;
3) охарактеризовать современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России;
4) дать оценку состояния жилищно-коммунального хозяйства г. Ра-дужный;
5) определить направления развития реформирования жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный;
6) выявить проблемы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и определить направления их решения в системе реформирования ЖКХ в России.
Введе-ние………………………………………………………………….
Глава 1. Государственная политика в области
Реформирования ЖКХ………………………………………………...
1.1. Основные направления и этапы развития ЖКХ в России
1.2. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России………………………………………………………
1.3. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Рос-сии……………………………………………………………...
Глава 2. Исследование развития жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» г. Радужный…………………………………………………
2.1.Организационно- экономическая характеристика деятельности ООО"Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный……………………………………………………....
2.2. Оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства г.Радужный ………………………………………..........................
Глава 3. Проблемы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» г. Радужный…………………………………………………..
3.1. Направления развития реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Радужный………………………….
3.2. Проблемы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и направления их решения в системе реформирования ЖКХ в России……………...
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………..
Приложение……………………………………………………………...
При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля и регулирования в данной сфере. Принципиального решения требуют вопросы высокого износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и низкого качества обслуживания многоквартирных домов, что соответственно влечет падение качества и комфорта проживания в них граждан. Безусловно имеется положительный эффект от деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, за счет средств которого и средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном и осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов. Вместе с тем такой капитальный ремонт осуществляется в минимально-необходимых объемах. При этом зачастую не ставится задача повышения уровня эффективности использования ресурсов, снижения потерь и повышения уровня благоустройства дома при проведении его ремонта. В результате отремонтированные многоквартирные дома не соответствуют современным техническим требованиям[20, С. 339].
В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:
Однако сама федеральная целевая программа не была принята . Вместе с тем требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты[43].
Необходимо также отметить, что в настоящее время четко не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. В связи с этим вопросы совершенствования межбюджетных отношений в данной сфере заслуживают отдельного внимания. Например, при расчетах потребностей муниципального образования в финансовой поддержке из бюджетов субъекта Российской Федерации, не всегда принимаются во внимание необходимые расходы местных бюджетов на проведение капитального ремонта муниципального имущества. В то же время доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование различных расходов (на содержание учреждений, благоустройство территории и иные мероприятия по решению вопросов местного значения).
Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются[21, С. 258].
Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на услуги в сфере ЖКХ, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги на тепло и электрическую энергию значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному и текущему ремонту дорог, а также их содержанию на 95 процентов[43]. Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать только за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. В совокупности со слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций данное обстоятельство порождает низкое качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и сопровождается высокой стоимостью этих услуг. Еще одной важной проблемой в сфере ЖКХ является отсутствие действенного контроля со стороны органов местного самоуправления за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием недостаточности у муниципалитетов реальных рычагов влияния на деятельность этих организаций.
В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Системный характер проблем в сфере ЖКХ требует серьезных политических и экономических решений на государственном уровне.
Глава 2. Исследование развития жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» г. Радужный
2.1. Организационно- экономическая характеристика деятельности ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный
ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный входит в состав МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Радужный» Схема структуры управления представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура управления МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Радужный»
Основными целями деятельности Учреждения являются[40]:
Для достижения указанных целей, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
1). Выполняет функции муниципального заказчика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации[40]:
2). Разрабатывает и реализовывает муниципальные адресные, ведомственные программы в сфере жилищно-коммунального комплекса муниципального образования город Радужный с учётом требований действующего законодательства об энергосбережении и энергоэффективности.
3). Организует разработку и представление технических условий для объектов капитального строительства и реконструкции.
4). Осуществляет контроль за выполнением подрядными организациями работ, заказчиком которых является Учреждение.
5). Проводит анализ производства и потребления коммунальных услуг населением, проживающим в жилищном фонде муниципального образования город Радужный , а также бюджетных организаций города.
6). Проводит анализ хозяйственно-финансовой деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса муниципального образования город Радужный.
7). Готовит аналитические отчеты, обзоры о конъюнктуре рынка жилищно-коммунальных услуг, эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, деятельности ТСЖ и управляющих организаций.
8). Предоставляет субсидии на возмещение затрат, недополученных доходов организациям от оказания коммунальных услуг населению муниципального образования город Радужный по регулируемым тарифам.
9). Проводит технико-экономические расчеты потребности бюджетных средств для финансирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования город Радужный в рамках полномочий органов местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.
10). Оформляет документы на получение паспорта готовности муниципального образования город Радужный к работе в осенне-зимний период.
11). Осуществляет согласование и внесение на утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
12). Участвует в разработке долгосрочных планов модернизации (реконструкции) объектов жилищно-коммунального комплекса и мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в части реформирования жилищно-коммунального комплекса.
13). Готовит расчеты для предоставления на согласование и утверждение в городскую комиссию по регулированию цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
14). Участвует в организации работы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования город Радужный.
15). Проводит разъяснительную работу по выбору собственниками помещений в многоквартирных домах способов управления жилищным фондом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и оказывает методическую помощь собственникам помещений многоквартирных домов в реализации выбранного способа управления жилыми домами.
16). Проводит работу по подготовке документации для проведения конкурсного отбора управляющих организаций в рамках исполнения полномочий Учреждения.
17). Представляет интересы собственника муниципального образования город Радужный на общих собраниях собственников жилых помещений многоквартирных домов.
18). Ведет регистрационный учет граждан по месту жительства и по месту пребывания.
19). Осуществляет контроль за состоянием, содержанием и режимом уличного освещения.
20). Предоставляет разрешение владельцам или пользователям автомобильного транспорта, перевозящего тяжоловестные и крупногабаритные грузы при проезде по автомобильным дорогам муниципального образования город Радужный.
21). Осуществляет контроль за состоянием объектов, составляющих муниципальную казну и обслуживаемых предприятиями и организациями коммунального комплекса, в том числе: плановый надзор за техническим состоянием имущества, составляющего казну муниципального образования город Радужный; инспекционные обследования по обращениям граждан (населения); надзор за организацией эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, а также сохранностью и надлежащим использованием объектов жилищно-коммунальной сферы, входящих в состав муниципальной казны.
22). Осуществляет оказание платных услуг физическим и юридическим лицам связанных, с основной деятельностью Учреждения.
Таким образом, исследуемое Учреждение имеет соответствующую структуру осуществляемой деятельности, штат полностью укомплектован, прописаны устойчивые взаимосвязи между подразделениями и должностными лицами.
Далее изучим изменение структуры персонала в ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" (табл. 2).
Данные таблицы показывают, что в ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" повышается производственный потенциал: удельный вес специалистов по факту выше его величины в предыдущем периоде на 5,1%. Также произошли изменения по категории персонала «руководители», их численность увеличилась на 1 человека, тем не менее, не стала соответствовать плановой. Численность рабочих в 2010 и 2011 годах осталась без изменений, к 2013 году их число увеличилось на 2, и составила 13 человек.