Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...
-объединение перерабатывающего сегмента экономики посредством групп и компаний на принципе межотраслевого взаимодействия с предприятиями машиностроительного комплекса и т.д.;
-как стратегическая задача – строительство предприятий перерабатывающей промышленности на селе;
-развитие села в современные городские поселения, производительность которых отвечала бы потребностям современной страны.
В настоящий момент аграрный полисно-промышленный комплекс может состоять из:
-аграрных предприятий, хозяйств;
-иных различных промышленных предприятий, компаний (группы компаний, межотраслевая комбинация);
-потребительских организаций, обществ, объединений и т.п. (сеть реализации различных форм);
-банко-ссудной системы.
Социально-политические механизмы должны обеспечивать жизнеспособность, гарантии и перспективы всех элементов единого аграрного полисно-промышленного комплекса.
Государственная система регулирования в области аграрных отношений, аграрная политика должны быть основаны на многолетнем опыте как внутри страны, так и опыте зарубежных стран. Поддержка продовольственного комплекса и единого аграрного полисно-промышленного комплекса должна рассматриваться как элемент государственных приоритетов:
-защита собственного товаропроизводителя;
-содействие экспорту отечественного товара;
-финансирование развития социальных программ, стимулирующих и способствующих росту производительных сил.
В современных условиях для сельского хозяйства (растениеводство) России определение приоритетных направлений развития и государственного регулирования после вступления в ВТО в последнее время приобрело особую актуальность.
Ежегодное снижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сельского хозяйства, негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей и продовольственной безопасности страны.
Объем производства продукции сельского хозяйства (см. рис. 1) в 2012 г. составил 2281,6 млрд. руб.,(97,7%) что вызвано сокращением объемов производства в растениеводстве (рис. 1). Валовой сбор зерна в 2011 г. составил 71,7 млн. т. (118,3%) при средней урожайности 18,8 ц/га, что ниже уровня 2011 г. на 21,7 (87%) млн. т. и 4,3 ц/га, соответственно.
Рисунок 1 - Объем производства продукции сельского хозяйства в России
По данным Минсельхоза России, гибель посевов сельскохозяйственных культур отмечена в 21 субъекте РФ на площади свыше 5,5 млн. га, что составляет 7,2 % от общей посевной площади, при этом режим чрезвычайной ситуации был введен в 20 субъектах РФ, где от засухи пострадали 9437 хозяйств, ущерб оценивается в 14,2 млрд. руб. На поддержку пострадавших от засухи из федерального бюджета было выделено 6 млрд. руб.
С 2012 г. по сравнению с предыдущим годом возросла продажа основных видов сельскохозяйственной продукции. По всем каналам было реализовано 28,7 млн. т. зерна.
В целом на поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2013 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 118,5 млрд. руб. По состоянию на 1 октября 2013 г. фактически профинансировано 85,9 млрд. руб., или 76,6 % годового лимита.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, профинансированы в объеме 35,6 млрд. руб. (75,9 %), на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до одного года — 15,6 млрд. руб. (90,1 %), на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе — 4,2 млрд. руб. (66,1 %), на поддержку элитного семеноводства — 1,3 млрд. руб. (70,6 %), на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений — 2,8 млрд. руб. (47,5 %), на поддержку племенного животноводства — 3,4 млрд. руб. (76,8 %), на поддержку экономически значимых региональных программ — 5,7 млрд. руб. (41,6 %) и др. [11].
Наряду с государственной поддержкой положительно на развитие отрасли воздействует низкий уровень налогообложения. В настоящее время налоговые льготы — средство обеспечения минимума рентабельности. Во многих странах налогообложение в сельском хозяйстве имеет тенденцию к упрощению, сокращению числа налогов, снижению уровня ставок и расширению налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот остается в странах, где в структуре аграрного производства преобладают мелкие производственные единицы, что характерно для России.
Ускорению темпов технико-технологического переоснащения отрасли во многом способствует льготное кредитование сельского хозяйства. Только в 2013 г. на субсидирование льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям было потрачено около 70 млрд. руб. При этом существенного ускорения темпов технического переоснащения отрасли можно добиться за счёт компенсации части затрат (20–50 %) при покупке новой ресурсосберегающей техники за счёт федерального или регионального бюджета. Только в 2013 г при поддержке Министерства сельского хозяйства области было куплено 1082 единицы современной техники, из них 628 тракторов, 277 зерноуборочных комбайнов, 103 кормоуборочных комбайна, 74 жатки [23, c. 237].
В Российской Федерации реальное финансирование сельскохозяйственного сектора началось сравнительно недавно. Наметилась позитивная динамика объемов его бюджетной поддержки. Несмотря на это, сельхозтоваропроизводитель практически не имеет гарантий на получение государственной помощи в полном объеме и в установленные сроки [14].
В агропромышленном комплексе Тамбовской области производится более 20% валового регионального продукта. В селе проживает более 42% населения области. Основное богатство региона — черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья (78,9%), из которых на долю черноземов приходится 87%.
Учитывая это, развитие агропромышленного комплекса признано приоритетным направлением развития региона.
В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы в 2013 году достигнуты следующие показатели: [22].
-стоимость валовой продукции в фактических ценах реализации - 72300 млн. руб.;
-индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах – 125,8%;
-стоимость валовой продукции растениеводства - 44887,2 млн.руб.;
-индекс физического объема продукции растениеводства в сопоставимых ценах – 127%.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал, включая собственные средства, по полному кругу субъектов хозяйствования в сфере АПК находится на уровне 30 млрд. руб. Средства инвесторов направлялись на строительство животноводческих комплексов молочных комплексов, элеваторных мощностей по хранению и переработке зерна.
Данные результаты достигнуты за счет эффективной политики проводимой Правительством РФ и Министерством сельского хозяйства по поддержке агропромышленного комплекса. За период реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы объем средств, направленный на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области в 2006-2013 годах составил более 23,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 14,32 млрд. рублей, из областного – 8,91 млрд. рублей. Если в 2006 году поддержка составляла 638 млн. рублей, то по итогам 2013 года она увеличилась в 7 раз и составила 7,6 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 4,42 млрд. рублей, из областного бюджета – 3,21 млрд. рублей. Софинансирование из областного бюджета по всем мероприятиям выдержано в полном объеме [16].
Государственная поддержка придала импульс устойчивому развитию растениеводства, малых форм хозяйствования и социальному развитию села.
В растениеводстве основные усилия аграриев направлены на увеличение производства продукции, повышение ее качества за счет внедрения высокопродуктивных сортов и более широкого применения современных ресурсосберегающих технологий.
Валовой сбор зерновых на протяжении последних лет стабильно высокий и составляет более 2,0 млн. тонн. В 2013 году он составил 2,9 млн.тонн.
Доля производства сахарной свеклы и подсолнечника на российском рынке увеличивается: по предварительным данным в 2013 году доля производства сахарной свеклы в Тамбовской области составляет более 12% российского рынка (в 2009 году – 9,5%); подсолнечника – 7,1% (в 2009 году- 5,6%).
Увеличены объемы производства и картофеля. Валовой сбор картофеля составил 652 тыс. тонн (114% к уровню прошлого года).
Ежегодно растут темпы обновления сельхозтехники. Приобретение тракторов в сельскохозяйственных организациях области по сравнению с предыдущим годом увеличилось: в 2010 году на 3,1%, в 2011 году – на 4,6%, в 2012 году - на 3,5%, в 2013 году – на 11 %; зерноуборочных комбайнов в 2010 году – на 2,6%, в 2011 году – на 3,5%, в 2012 году – на 4,6%, в 2013 году на 49 5%.
Тенденция к увеличению обновления зафиксирована по всем остальным видам сельхозтехники.
В 2013 году Тамбовской областью за счет государственной программы через ОАО «Росагролизинг» обновлен парк сельхозтехники (квота на поставку новой техники составила 100 миллионов рублей).
Показатель энергообеспеченности увеличился с 205 л.с. в 2010 году до 209,8 л.с. на 100 га посевной площади в 2013 году.
В области насчитывается 275,9 тыс. личных подсобных хозяйств, 2469 крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим ставится задача повышения уровня производства сельскохозяйственной продукции в данной категории хозяйств, снижение уровня безработицы, обеспечение самозанятости сельских жителей.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играет организация кооперативного движения.
В ходе реализации программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2013-2015 годы, сформирована сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного вида деятельности.
По состоянию на январь 2014 года на территории Тамбовской области зарегистрировано 63 сельскохозяйственных кооператива, в том числе: кредитных - 10, снабженческо-сбытовых - 46, перерабатывающих - 2 и 3 - обслуживающих, 2 - снабженческо-сбытовых кооператива второго уровня. Удельный вес работающих кооперативов 1 уровня составляет 81,0%(оценка), 2 уровня - 100%.
В 2013 году оказана поддержка в рамках региональной экономически значимой программы «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области» на 2013 – 2015 годы». 15 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, высокопродуктивного молодняка крупного рогатого скота, приобретением модульных пунктов, техники, оборудования, а также со строительством и реконструкцией сельскохозяйственных рынков.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы поставлены основные цели развития отрасли до 2020 года: [21].
-обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
-повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
-повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
- устойчивое развитие сельских территорий;
-воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
Государственная программа
предусматривает комплексное
Масштабная программа развития АПК, которая охватывает все территории области, реализуется в Тамбовской области с 2009 года. Инвесторы вкладывают миллиарды рублей в новые современные предприятия, которые обеспечивают регион рабочими местами и налогами, а страну продовольствием. За десять лет (с 2012 по 2022 год) налоговые поступления от этих проектов составят 14 млрд. рублей, в том числе 10 млрд. останутся в регионе.
Реализация системы мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона, совершенствование системы государственной поддержки частных инвесторов, методов и форм регулирования инвестиционной деятельности обеспечивают значительный прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Тамбовщина входит сегодня в десятку инвестиционно-привлекательных регионов России.
Стратегия региональных властей – формирование в Тамбовской области аграрно-индустриальной территории Центральной России с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом. Это создаст условия для активного включения территории в процесс продовольственного импортозамещения и наполнения растущего рынка страны.
Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных хозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Однако, на сегодняшний день состояние рынка продовольствия и продовольственной безопасности в целом говорит о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает выход из кризиса и рост производства в сельском хозяйстве.
Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей