Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Формирование
конкурентоспособности
Предприятия розничной торговли занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий).
Рынок
розницы в России - один из самых
динамично развивающихся в
Благодаря позитивным переменам за последнее десятилетие в структуре денежных доходов, росту реальной заработной платы, социальных трансфертов начала меняться и структура потребления.
Все больше россиян готовы платить дороже за гарантированное качество товаров и услуг, за широкий выбор, за удобство процесса покупки. Такие условия могут обеспечить торговые сети, среди преимуществ которых: консолидация закупок, позволяющая получать серьезные внешние скидки, и централизация контрольно-управленческих функций, ведущая к серьезному снижению внутренних издержек.
Привлекательность рынка розничной торговли продуктами питания привела к тому, что крупные западные сети заявили о намерениях активного развития в России. Приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы: снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того, работа иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес-среды. В результате весь рынок становится цивилизованнее и российские игроки получают больше возможностей привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на свое дальнейшее развитие [34].
Потребительские рынки двух российских столиц все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, ниже уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.
Розничный рынок Приморского края и г. Находка в том числе стабильно развивается в течение последних нескольких лет.
Ужесточение конкуренции на розничном рынке заставляет ритейлеров разрабатывать новые подходы к покупателю. Операторам приходится искать выходы на новую аудиторию и на новые рынки с помощью открытия магазинов в новых форматах и региональной экспансии. Появление реальной ценовой конкуренции заставляет операторов более активно в качестве инструмента конкурентной борьбы использовать цены.
В конкурентной борьбе на первое место выходит комплексность услуг. Неудивительно, что приморские ритейлеры активно предлагают формирование заказа по телефону и через Интернет с доставкой на дом, оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, обслуживание покупателей по банковским картам, фотоуслуги, комплектование праздничного заказа и химчистку.
Для последних лет характерно активное укрупнение торговых предприятий: слияние, поглощение, новое строительство и реконструкция. Причина этого очевидна: компании, работающие на перспективу, готовятся к все более жесткой конкурентной борьбе, им нужно отстаивать свою долю рынка в борьбе с федеральными сетями и западными ритейлерами, которые приходят в регион.
Единственное преимущество независимых магазинов - индивидуальное общение с покупателем - не может помочь им выиграть в борьбе в большинстве случаев с менее дорогими продуктами, которые смогут предложить сетевики в широком ассортименте. Независимые магазины могут развиваться по нескольким путям: узкая специализация (как по товару, так и по назначению, например, "магазин у дома"), приобретение франшизы сети или продажа [56].
Исследуемое предприятие ИП Шкурдода А.Н. является юридическим лицом, основным видом экономической деятельности которого является розничная торговля продуктами питания. Предприятие относится к частной собственности.
Главной целью
организации является обеспечение
эффективности использования
Торговый
зал магазина имеет форму многоугольника,
вдоль стен по периметру расположены
стеллажи для хранения и выкладки
товара. На предприятии работает 9 человек,
численность торгово-
Хозяйственная
деятельность ИП Шкурдода А.Н. осуществляется
на основе производственно - финансовой
самостоятельности, на принципах самоокупаемости
и самофинансирования и полной ответственности
за последствия своей
Финансовая деятельность общества осуществляется в целях увеличения прибыли за счет снижения издержек по закупке, хранению и реализации продукции и повышения качества предоставляемых услуг.
Коммерческая деятельность занимает важное место в деятельности всего предприятия. Основными показателями, характеризующими коммерческую деятельность являются: изучение спроса; закупка товаров; товарные запасы и ассортимент; продажа; реклама.
Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников коммерческого отдела, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информации.
В
ИП Шкурдода А.Н. изучение спроса на продукцию
не проводится. Тем самым не обеспечивается
экономическая эффективность
Учет товарных запасов налажен в стоимостном выражении, и в физическом выражении – в массах. Время от времени проводится инвентаризация товарных запасов, т.е. физически пересчитывается, перевешивается все имеющиеся запасы продукции на складе. Текущие товарные запасы определяются исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период.
Продажа осуществляется в строгом соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров. Эти правила регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами.
Благоприятное
впечатление оставляет опрятный
внешний вид работников, порядок
и чистота в помещениях. Выявление
намерений покупателей
Для предприятия ИП Шкурдода А.Н. характерна линейно-функциональная организационная структура (рис.4).
Рисунок 4. Организационная структура предприятия ИП Шкурдода А.Н.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.
Непосредственное управление предприятием осуществляет директор ИП Шкурдода А.Н. В непосредственном подчинении директору находятся все сотрудники предприятия.
Следует отметить, что исследуемое предприятие Шкурдода А.Н. (директор) возглавляет уже более 14 лет, при этом серьезных изменений в работе предприятия не происходило, поэтому в настоящий момент для данного предприятия эта организационная структура является сформированной и устоявшейся в течение многих лет. Однако если понадобится реконструкция и модернизация предприятия (а это необходимо), необходимо также будет пересмотреть организационную структуру компании, так как она во многом зависит от таких факторов, как объем выполняемых работ, уровня механизации и автоматизации, вида и типа предприятия, технологии организации труда.
Руководство
организации не проводит маркетингового
исследования рынка, конкурентов, покупателей.
На предприятии не используются даже
стандартные методы анализа и
планирования деятельности предприятия.
Главная цель любого коммерческого
торгового предприятия –
Большая часть товаров (80%) хранится в торговом зале непосредственно на полках. В складских помещениях хранится в основном товары длительного хранения (бакалея, крупы и другие).
Так как товары перед выкладкой их в торговый зал требуют доработки, для этого на предприятии предусмотрены специальные рабочие места, оборудованные всем необходимым инвентарем и оборудованием для совершения необходимых операций. Подготовленный товар выкладывается на полки в торговом зале. При этом учитывается товарное соседство для отдельных видов продукции. Выкладкой товаров занимаются чаще всего продавцы магазина, а также мерчендайзеры компаний-производителей.
На предприятии используется традиционная форма процесса розничной продажи, то есть продажа за наличный расчет с выдачей товара покупателю после оплаты наличными деньгами. Без покупки выходят лишь 10-15% покупателей. Это свидетельствует о том, что у предприятия свои постоянные клиенты, которые знают, зачем идут в этот магазин и что они там найдут.
ИП Шкурдода А.Н. не использует снижение цен, так как не испытывает необходимости «избавляться» от товара: любая просроченная или не реализованная в срок продукция отправляется обратно поставщику и предприятие не несет убытков.
Ассортимент
исследуемого предприятия включает
в себя более 3000 наименований продукции,
при этом внедрение АСУ находится
только на первой стадии, что очень
сильно затрудняет учет товарных запасов.
Кроме того, ассортимент предприятия
неустоявшийся и подвержен
Ежегодно на предприятии происходит снятие убыточных и нерентабельных позиций и замена их новыми. Обновляется до 30% продукции. Однако следует заметить, что ассортиментная политика предприятия формируется не на основе анализа ассортимента, а на основе опыта и «на глазок», что в результате приводит к несбалансированности ассортимента и товарного портфеля организации, о чем говорилось выше. Ассортимент на предприятии формируется исходя из желания максимально удовлетворить потребности всех групп потребителей без анализа доходности и прибыльности товара, что в результате приводит к необоснованному росту наименований товаров в ассортименте организации, росту издержек обращения, связанных с формирование ассортимента, товарных запасов, их хранением, доработкой и упаковкой, и снижению доходности.
Поставщиками ИП Шкурдода А.Н. являются более 50 организаций. Основными поставщиками магазина являются крупные оптовые компании и производители продуктов питания.
Хотя многие оптовики предлагают одну и ту же продукцию, сократить число поставщиков в настоящее время не представляется возможным, так как каждый из них предлагает более выгодные условия на какой-либо определенный товар. Сокращение числа поставщиков привело бы к упрощению работы с поставщиками и организации заказов на поставку. Однако это невозможно, пока на рынке не появятся крупные оптовые компании, которые будут выступать в роли единых распределительных центров.
На предприятии товар заказывается по мере необходимости. Так как большая часть товара хранится непосредственно в торговом зале на стеллажах и полках, размер партии определяется с учетом этого фактора, остатков товаров и сложившихся средних темпах продажи данного товара. Кроме того, на размер партии и частоту завоза оказывает влияние срок хранения товара. Так, скоропортящиеся товары заказываются мелкими партиями 2-3 раза в неделю, свежезамороженные продукты – 1 раз в неделю.
Для более полной характеристики предприятия необходим анализ его хозяйственной деятельности. Основные показатели деятельности ИП Шкурдода А.Н. за 2009 и 2010 года представлены в приложении А.
Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж, объем деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить его возможности на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его товарной политики, при принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, в процессе выработки оптимальных пропорций товарооборота.
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия