Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
За
2010 год товарооборот предприятия
вырос на 8019 тыс.р. или на 12,3% к 2009
году. На развитие товарооборота
большое влияние оказало
Важным
показателем
Следует отметить, что уровень издержек
у предприятия несколько ниже
среднего для предприятий торговли.
Это связано с тем, что предприятие
не несет явные транспортные расходы
(все товары доставляются силами поставщиков),
в составе издержек обращения
нет статьи «Прочее выбытие», так
как все бракованные, просроченные
или нереализованные в срок товары
возвращаются поставщикам, а сумма
недосдач восполняется продавцами и
кассирами. Таким образом, низкие издержки
обращения могут стать основой
для обеспечения устойчивого
конкурентного положения
Уровень
конкурентоспособности и
На
исследуемом предприятии
В качестве основных методов управления на рассматриваемом предприятии применяют экономические методы управления: система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда сотрудника напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Таким
образом, на основе проведенного анализа
можно сделать вывод, что предприятие
работает достаточно эффективно и имеет
определенные достоинства (прочные
и выгодные условия сотрудничества
с поставщиками, длительное присутствие
на рынке, удобное месторасположение,
большие торговые площади и т.д.).
Для более полного
Оценка
конкурентоспособности
Начнем проведение оценки конкурентоспособности с применения маркетингового подхода к оценке конкурентоспособности торгового предприятия.
Основным достоинством данного метода является определение требований и ожиданий потребителей к магазину и возможность на их основе разработать направления улучшения деятельности предприятия.
Сначала
необходимо определить те характеристики,
которые могут помочь определить
конкурентоспособность уже
Перечисленные характеристики служат потребителям в качестве критериев при сравнении магазинов.
Данная методика оценки конкурентоспособности магазина включает следующие три этапа:
1. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении Б. Всего было заполнено 60 анкет.
2.
Определение степени
3.
Выработка рекомендаций по
Заметим, что нельзя просто раздать опросные анкеты — процент заполненных анкет будет весьма мал. Необходимо заполнять анкету совместно с посетителем, освобождая его от чтения пояснений в анкете, терпеливо разъясняя ему, что он должен сделать.
Результаты обработки полученных анкет сведем в таблицу 3 в порядке убывания значимости критерия.
Таблица 2.1 - Результаты обработки анкет
№ п/п |
Название критерия |
Важность критерия для покупателя |
Оценка степени удовлетвореннос |
7 |
Комплекс дополнительных услуг |
113 |
4,7 |
5 |
Атмосфера магазина |
96 |
2,3 |
3 |
Уровень цен |
92 |
4,0 |
1 |
Ассортимент |
86 |
4,3 |
4 |
Длина очередей |
82 |
4,0 |
6 |
Удобство расположения товаров |
75 |
4,1 |
8 |
Уровень обслуживания и квалификации персонала |
67 |
3,5 |
2 |
Время работы |
54 |
4,6 |
На основе данных таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы:
1. Для покупателей исследуемого ИП Шкурдода А.Н. наиболее важны комплекс дополнительных услуг, предоставляемых на предприятии, атмосфера магазина и уровень цен.
2.
Покупатели удовлетворены
3.
В достаточной степени
4.
Покупатели не удовлетворены
по двум наиболее важным
Для
повышения
-
улучшить атмосферу
-
повысить уровень обслуживания
и квалификации персонала (
Недостатком
данного метода оценки конкурентоспособности
предприятия является то, что предприятие
рассматривается без
Для устранения данного недостатка и определения положения на рынке ИП Шкурдода А.Н. относительно конкурентов можно использовать матрицу «позиция предприятия / привлекательность рынка» (матрица McKinsey).
Для этого необходимо определить факторы рыночной привлекательности отрасли и факторы конкурентоспособности компании (табл. 2.2) и шкалу оценок. Примем шкалу оценок от 1 до 10. Шкала оценок для привлекательности рынка: 10 – очень привлекателен, 7 – привлекателен, 5 – неплохой, 3 – не привлекательный, 0 – абсолютно не привлекательный. Шкала оценок для оценки позиции компании: 10 – исключительно сильный, 7- сильный, 5 – неплохой, 3 – слабый, 0 – абсолютно слабый. Оценка каждого фактора и определение его весомости (значимости) производятся методом субъективных оценок. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.
Таблица 2.2 – Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении ИП Шкурдода А.Н.
№ |
Факторы оценки |
Оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Факторы рыночной привлекательности | ||||
1 |
Величина рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
2 |
Развитие рынка |
5 |
0,1 |
0,5 |
3 |
Конкурентная структура |
3 |
0,1 |
0,3 |
4 |
Отраслевая прибыльность |
5 |
0,1 |
0,5 |
5 |
Чувствительность рынка к ценам |
5 |
0,05 |
0,25 |
6 |
Платежеспособность покупателей |
10 |
0,12 |
1,2 |
7 |
Торговые отношения (сила переговоров) |
10 |
0,06 |
0,6 |
8 |
Барьеры для входа на рынок |
7 |
0,03 |
0,21 |
9 |
Возможные помехи снабжения товаром |
10 |
0,03 |
0,3 |
10 |
Технические факторы |
3 |
0,12 |
0,36 |
11 |
Социальные факторы |
10 |
0,07 |
0,7 |
12 |
Юридические факторы |
10 |
0,08 |
0,8 |
13 |
Человеческие факторы |
7 |
0,04 |
0,28 |
Итого |
- |
1 |
6,5 | |
Факторы конкурентоспособности предприятия | ||||
1 |
Размер предприятия |
7 |
0,04 |
0,28 |
2 |
Темпы роста |
5 |
0,06 |
0,3 |
3 |
Доля рынка |
5 |
0,03 |
0,15 |
4 |
Прибыльность |
3 |
0,08 |
0,24 |
5 |
Технологический уровень |
3 |
0,05 |
0,15 |
6 |
Ассортимент |
3 |
0,09 |
0,27 |
7 |
Цены |
3 |
0,1 |
0,3 |
8 |
Уровень и качество обслуживания |
3 |
0,12 |
0,36 |
9 |
Имидж |
3 |
0,1 |
0,3 |
10 |
Человеческие ресурсы |
3 |
0,08 |
0,24 |
11 |
Коммуникации на рынке |
10 |
0,12 |
1,2 |
12 |
Финансовая сила |
5 |
0,08 |
0,4 |
13 |
Дополнительные услуги |
10 |
0,05 |
0,5 |
Итого |
- |
1 |
4,69 |
Для исследуемого предприятия суммарный показатель рыночной привлекательности составил 6,5, конкурентоспособности предприятия – 4,69.
Для обеспечения сопоставимости получаемых в результате данных для оценки конкурентов будут использованы те же факторы (приложение В, Г, Д).
Для ООО «Пятерочка» суммарный показатель рыночной привлекательности равен 8,33, а конкурентоспособности предприятия -7,84.
Факторы рыночной
привлекательности и
Для последнего анализируемого предприятия – ИП Мамедов А.И. - оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия равны 5,89 и 7,27 соответственно.
Полученные суммарные показатели рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении всех рассматриваемых предприятий представим на рисунке 5.
Из рисунка можно сделать вывод, что все три конкурента ИП Шкурдода А.Н. располагаются в области «победителей», а исследуемое предприятие находится в области «середняков». То есть по отношению к конкурентам у него более слабая конкурентная позиция, однако нельзя сказать, что инвестирования в данное предприятие будут неприбыльны. Но их размер должен быть ограничен, так как связь между инвестициями и прибылью может отсутствовать. Предприятию необходимо развиваться и укреплять свою конкурентную позицию. Стратегической рекомендацией является интенсивный рост с ориентацией на будущие прибыли.
Основным достоинством данного
метода является наглядное определение
конкурентного положения
Рисунок 5. Матрица McKinsey
В данной работе уже было отмечено,
что конкурентоспособность
Данные таблицы свидетельствуют, что торговое предприятие ИП Шкурдода А.Н. не имеет конкурентного преимущества по показателю конкурентоспособности реализуемых товаров и уступает ООО «Меркурий» и ООО «Пятерочка», и незначительно превышает показатель ИП Мамедов А.И. при том, что масштабы их деятельности несопоставимы. Наиболее низкими являются показатели конкурентоспособности реализуемого товара по продвижению товаров, то есть данный аспект деятельности ИП Шкурдода А.Н. является одной из его слабых сторон и способствует ослаблению его конкурентной позиции относительно других торговых предприятий.
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия