Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Целью курсовой работы является исследование управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности внутри организации.

Задачи исследования:
1. Дать определение понятию мотивации. Изучить формы, типы мотивации персонала.
2. Дать определение понятию стимулирования персонала. Рассмотреть основные формы стимулирования
3. Осуществить обзор основных теорий и концепций мотивации трудовой деятельности.
4. Выделить основные преимущества и недостатки мотивационных моделей.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………......
1.1 Понятие мотивации персонала организации. Основные формы и типы мотивации ………………………………………………………………………
1.2 Понятие и сущность стимулирования персонала организации. Система стимулирования труда……………….…………………………………………
1.3 Основные теории и концепции мотивации трудовой деятельности …
1.4 Преимущества и недостатки мотивационных моделей………………….
1.5 Мотивационные стратегии и методы……………………………………...
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНЗАЦИИ…………………………………………………………………
2.1 Зарубежный опыт по организации и стимулированию труда персонала организации……………………………………………………………………
2.2 Анализ система стимулирования и мотивации трудового персонала на примере социологического исследования в тур – фирме «Геваль» г.Витебска……………………………………………………………………….
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности персонала в современных организациях…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников …………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ НА 10 БАЛЛОВ!.docx

— 97.52 Кб (Скачать файл)

 Гибкая система оплаты  труда в США построена таким  образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться  и практически никогда не уменьшается;  при этом часть заработка ставится  в прямую зависимость от результатов  общей работы. К основным видам  дополнительной оплаты труда  в США относят: премии управленческому  персоналу; компенсационные выплаты  при выходе на пенсию; специальные  премии менеджерам, не связанные  с их успехами; премии, зависящие  от величины прибыли, при неизменной  величине базового оклада; доплаты  за повышение квалификации и  стаж работы; продажу работникам  акций компаний.

 В американских корпорациях  обычно действуют две основные  программы стимулирования персонала,  основанные на компенсационных  (в виде постоянного жалованья)  или стимулирующих выплатах. Побуждение  работников предприятия к более  усердному труду в интересах  компании включает в себя наградные  бонусы и ряд других форм  поощрений, в частности, право  на доход в виде акций. Бонусы  не являются фиксированной величиной  (в отличие от оклада) и могут  варьироваться в значительных  пределах. Они рассматриваются как  награда, начисленная в качестве  вознаграждения за услуги, оказанные  компании в течение года.

 В части материального  вознаграждения американские компании  прежде всего уделяют внимание  основному жалованью (окладу) и  в целом общему ”набору” выплат  сотрудникам. Жалованье менеджерам  низшего звена обычно устанавливается  на уровне окладов, типичных  для соответствующих должностей  в других компаниях. Оплата  управляющих высшего звена зависит  от важности работы и почти  всегда индивидуальна. На некоторых  американских предприятиях повышение  заработной платы ставится в  зависимость не столько от  выработки, сколько от повышения  квалификации работника и количества  освоенных специальностей. Система  ”оплаты за квалификацию” охватывает  высококвалифицированных рабочих,  а также руководителей среднего  звена и мастеров: при освоении  каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной степени использоваться в работе. Механизм системы включает в себя понятие ”единицы квалификации”, которое характеризует сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки.

 При определении итогов  работы основное внимание уделяется  тому, какие качества работника  влияют на результат. Американские  корпорации обычно применяют  комплекс систем оценок. В частности,  система сравнения факторов используется  для оценки содержания деятельности  работников, занятых в сфере управления. При этом рассматриваются объемы  работ и сфера влияния, требования  к работнику и сложность выполняемой  функции. Выясняются характеристики, общие для всех должностей, но  свойственные им в разной степени.  Оценка прямо пропорциональна  сложности и важности работы. О ”ценности” каждого вида  деятельности судят по вкладу  в конечный результат работы  компании в целом. Общие характеристики  составляют базу для сравнения  всех должностей и выступают  в качестве факторов и подфакторов,  по которым оценивается определенная  должность по отношению к другим  должностям. По мнению американских  специалистов, это позволяет определить  круг профессиональных знаний  и умений, необходимых работнику  для замещения той или иной  должности. 

 Консультативной фирмой  ”Маккинзи” были выделены следующие  факторы (подфакторы):

сфера воздействия - влияние  должности на результаты деятельности компании (количество работников в  подчинении, материальные и финансовые ресурсы, рост дохода компании);

сложность выполнения задач, включенных в обязанности (планирование, решение проблемы и творческая активность, принятие решений);

требования - объем знаний и мастерства, необходимый для  выполнения работы (специальные и  общие технические знания и мастерство, умение убеждать и вести переговоры, искусство управления).

Факторы и подфакторы оцениваются  в баллах, при этом ”цена” балла  зависит от уровня жалованья: для  низших уровней - два балла, для более  высоких - три. Сумма баллов по всем подфакторам определяет сравнительную  оценку каждой рассматриваемой должности.

 Японцы руководствуются  другими принципами: в частности,  руководитель должен быть специалистом, компетентным в вопросах, решаемых  любым подразделением фирмы (при  прохождении повышения квалификации  он выбирает для освоения каждый  раз новый участок работы). В  качестве критериев оценки персонала  используются совмещение профессий,  способность работать в коллективе, осознание значения своего труда  для общего дела. В основе кадровой  политики - системы пожизненного  найма, кадровой ротации, репутаций,  обучения на рабочем месте,  формирующие мощную мотивационную  среду, которая позволяет готовить  высокопрофессиональные кадры, эффективно  реализовывать их творческий  и интеллектуальный потенциал. 

 Смысл пожизненного  найма заключается в реальном  обеспечении заинтересованности  работников трудиться в данной  организации как можно дольше. Это зависит в основном от  способности администрации заинтересовать  работника оплатой труда, вознаграждением  за выслугу лет, премиями, повышением  профессиональной подготовки, различными  социальными льготами, неформальной  заботой о сотруднике и его  семье. В этой связи системы  оплаты труда, обучения, являясь  автономными, тесно связаны с  системой пожизненного найма,  выступают ее составными элементами. Следует отметить, что в настоящее  время система пожизненного найма  в классическом виде применяется  лишь на некоторых крупных  предприятиях и на государственной  службе.

 Суть системы ротации  заключается в перемещении работников  по горизонтали и вертикали  каждые два-три года. Характерно, что выпускников вузов, ежегодно  трудоустраивающихся на предприятия  и в организации, не назначают  сразу на руководящие должности.  Свою трудовую биографию они  начинают с должностей, не требующих  высокой квалификации. Впоследствии  такого специалиста или руководителя, знающего свою организацию изнутри,  сложно ввести в заблуждение,  да и вероятность принятия  им непрофессиональных решений  минимизируется. Система ротации  обеспечивает гибкость рабочей  силы, повышает уровень ее, квалификации  и конкурентоспособности. 

 Система репутаций  гарантирует в условиях ротации  качественную, творческую и перспективную  деятельность всех сотрудников,  чтобы при переходе работника  через два-три года на новое  место за ним закрепилась репутация  инициативного и порядочного  человека.

 Решающая роль в  обеспечении эффективности работы  предприятий и организаций отводится  системе подготовки на рабочем  месте. Образовательные функции  четко разграничены между школьным  образованием, дающим фундаментальные  знания, и внутрифирменным, направленным  на профессиональное обучение.

 Действенная система  мотивации персонала (и прежде  всего оплаты труда) обеспечивает  высокую результативность труда.  Ранее размер оплаты труда  работников зависел от их возраста  и стажа, но постепенно увеличивалось  значение квалификации и эффективности  труда. В настоящее время величина  заработной платы на 40% определяется  стажем работы в компании.

 В 70-х годах в  Японии предпринимались попытки  внедрить американскую систему  тарифных ставок, учитывающую квалификацию  и результативность труда, однако  они не увенчались успехом.  Распространение получила синтезированная  система, базирующаяся на использовании  двух ставок: основной личной (ступень,  определяемая на основе стажа  и возраста сотрудников) и трудовой (разряд, соответствующий должности/квалификации  работника, устанавливаемый в  зависимости от квалификации  и результативности труда). В типовых  сетках оплаты труда 11 градаций  и 32 ступени. Кроме того, большое  значение придается дополнительным  выплатам (пособия - семейное, транспортное, региональное, за особые условия  труда). Два-три раза в год работники  получают несколько должностных  окладов в виде бонусов по  результатам труда. 

 Ежегодно Управление  по делам персонала - особая  правительственная структура, функционирующая  на правах министерства и занимающаяся  всей технической и методической  деятельностью госслужбы, анализирует  уровень оплаты труда служащих  госсектора. Затем этот показатель  сравнивается с заработками работников  производственного (частного) сектора,  поскольку уровень оплаты труда  в госсекторе ставится в прямую  зависимость от оплаты труда  в производственном (частном) секторе.  Рост зарплаты в производственной  сфере влечет за собой улучшение  макроэкономических показателей,  экономический рост, высокие заработки  и достойный уровень жизни  населения. 

 

 Для японских моделей  стимулирования труда характерны: дифференциация заработной платы  по отраслям; изменение оплаты  труда в зависимости от фактического трудового вклада и реальных результатов работы - за счет градаций внутри одного разряда; оплата труда менеджеров увязывается с результатами работы предприятия (используется система ”плавающих окладов”, в рамках которой базовые ставки директоров, руководителей, начальников отделов колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной менеджер).

 В кризисных ситуациях,  как правило, в первую очередь  снижаются оклады руководителей  разного уровня и главы компании, в то же время заработки  рабочих увеличиваются. Подобная  корректировка способствует исправлению  положения: на японских предприятиях, где царит ”дух семьи”, предпочитают  перекладывать проблемы на менеджеров, а не на рабочих. 

 Для западноевропейских  компаний характерны три модели  стимулирования труда: 

беспремиальная (функции  стимулирования труда выполняет  заработная плата);

премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;

премиальная, предусматривающая  выплаты, размеры которых устанавливаются  с учетом индивидуальных результатов  труда.

 Премиальные модели  оплаты труда реализуются путем  привлечения работников к участию  в прибылях (они получают дифференцированное  годовое вознаграждение из прибыли  компании); в доходах (из сумм  дохода каждому работнику выплачивается  вознаграждение, размер которого  определяется по результатам  оценки выполнения им производственного  задания и не зависит от  прибыли фирмы); в капитале (работники  получают премии в виде акций  по их номинальной цене).

 На некоторых промышленных  предприятиях Германии заключаются  договоры, по которым работник  обязуется с максимальной отдачей  использовать свой потенциал,  намечая определенные показатели  результативности, при этом он  имеет право распоряжаться своим  рабочим временем по личному  усмотрению.

В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет  поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в  управлении своей деятельностью.

 В Англии, Франции и  ряде других стран получила  распространение так называемая  гибкая система оплаты, в основе  которой - учет индивидуальных  качеств работника, его заслуг  и результатов работы с помощью  специальных оценочных шкал по  ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты  труда, против чего выступают  профсоюзы, однако эту систему  поддерживают высококвалифицированные  специалисты и рабочие. Придавая  большое значение квалификации  работников, ряд западных фирм  производит оплату труда не  по разряду работ, а по разряду  рабочих, что в большей степени  стимулирует последних к повышению  квалификации.

Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной  оплаты труда. При этом система материального  стимулирования ориентируется на фактическую  квалификацию работника, а не на указанную  в дипломе. Так, на западноевропейских предприятиях ”Дженерал Моторс”  повременная оплата труда отсутствует. Работники получают фиксированное  жалованье за квалификацию, а не за количество человекочасов, проведенных  на своем рабочем сместе. Под фактической  квалификацией понимается способность  работника не только выполнять свои служебные обязанности, но и участвовать  в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте  хозяйственной деятельности своего предприятия.

Информация о работе Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации