Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:43, шпаргалка
М-р– это лицо, занимающее пост. дол-ть, наделенное полномочиями и
обладающее ответ-тью в области принятия решения в пределах своей
компетенции. Спецификой труда м-ра явл. конечный рез-т его деят-ти-
принятое решение. Содержанием труда м-ра явл. орг-ция реал-ции принятых
решений.
теля. Рез-том дел-ния лин. пол-ий явл. принцип единоначалия (раб-к получает
пол-ия только от одного рук-ля и несет ответ-ть только перед ним) и
субординация (четко установл. порядок обращения к вышестоящему рук-лю).
Деят-ть аппарата направлена на предоставл. рук-ву инф-ции, необх. для
принятия эффект. решений. Выдел. след. разновидности аппаратов:
консультативн. аппарат- группа функц. спец-тов в узких, спец. областях
знания, осуществл. консультирование рук-теля в рамках своей компетенции.
Обслужив. – функцион. подразделение орг-ции, выполн. определ. услуги в
рамках свой компетенции (отдел кадров, служба маркетинга). Личный аппарат –
разновидность обслужив. аппарата, деят. кот. направлена на исполнение
распоряжений рук-теля.
Виды полномочий, делегированных аппаратам по отношению к линейной
структуре: рекоменд. полномочия (консультир. лин. рук-ва), обязательное
согласование (обеспечив. расширение реком. пол-ий и обязывает лин. рук-во
согласовывать определ. круг решений со штабным аппаратом), парал. пол-ия
(включ. право отклонять определ. решения лин. рук-ва), функцион. п-ия
(означ. предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и
запрещать определ. действия в пределах своей компетенции).
48. Центр-ция и децен-ция в управлении.
Центр-ция означ. концентрацию задач управления. Децен-ия означ. разделение
задач управления по определ. признакам: функц. область, в кот. решается
задача (произ-во, маркетинг, снабжение и тд), процедуры действия; объект
управления; стадия решения проблемы (подготовка реш, реш, реалиация,
контроль), хар-р задач (повтор, инновац), пространство, время, качество,
кол-во.
Важн. виды разделения задач управления: функцион. разделение – раз-е по
функц. областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям,
процедурам и приемам на нижних уровнях; дивизион. раз-е – раз. по сферам
бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей;
регион. раз.- раз. по регионам и прежде всего по областям сбыта; фазовое
раз.- ра. по фазам выполнения задач; комбинация различных видов разделения
задач.
Степень цент-ии м-та выражается прежде всего в хар-ре организац. структуры
управл, принятой на предпр. Она снижается при переходе от лин. к функцион.
структурам.
Различают вертик. (- передача права принимать решения вниз по уровням
управления) и горизонт. (--подчиненным. не явл. рук-телями
50. Процесс.
теории мотивации, их
Пр. теории исходят из того, как появляются пот-ти, когда чел-к мотивирован
к деят-ти, когда будет реализовывать свои п-ти, поведение людей определю не
только потр-тями, а явл. также ф-цией их восприятия и ожиданий, связанных с
данной ситуацией, и возм. последствий выбранного типа поведения.
Теория ожиданий Врума базируется на том, что при наличии активной п-ти чел-
к приступит к действиям только в том случае, если будет оценивать вер-ть
получения рез-та достаточно высоко. В противном случае чел-к к действию не
приступит. Сопоставляются затраты труда с рез-тами, рез-ты с
вознаграждением, а вознагр. оценивается в соответствии с удовлетворением
(валентностью).
Т.о. мотивация = З-Р*Р-В*Валентность
Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения,
возникающая в следствие получения определенного вознаграждения. Т.е.
ожмидание того, что усилия приведут к желаемому рез-ту, ожид. . что рез-ты
повлекут за собой вознагражд. , ожид., что вознагр. будет иметь достаточную
ценность. Чтобы стимулы были сильные, м-ры должны учить подчин. получать
требуемые рез-ты и создавать для этого все необх. усл., устанавливать
непосредств. связь м/у рез-тами труда и вознагражд. подч., изучать пот-ти
подч., чтобы знать, какие вознагражд. имеют для ни ценность.
Теория справедливости базируется на том, что люди субективно определяют
отношение вознагражд. к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаг.
др. людей,
выполнявших аналогичную
о справедливости получ. возн., а след. и уровень мотивации чел-ка к эф.
труду. Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости.либо
изменив уровень затрач. усилий, либо пытаясь изменить уровень получ.
вознагражд. М-ры должны разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы
каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень свои доходов.
Модель Портера-Лоулера – комплексная теория, включающая в себя как эл-ты
теории ожиданий, так и теории справед-ти. Согласно модели, достигнутые рез-
ты зависят от 3 переменных:затрач. усилий (3), способностей и характерных
особ-тей чел-ка(6), а также от осознания своей роли в процессе труда (5).
Уровень затрачив. усилий в свою очередь зависит от ценности вознагр.(1) и
того, насколько ощутима связь м/у затратами усилий и возможн. вознагражд.
(2). Достижение требуемого уровня рез-ности(4) может повлечь внутр.
вознагражд.(7а), такие как чувство удовлетвор. от выполненной работы,
самоуважение, чувство компетентности, а также внешние вознаг.(7б), такие
как похвала рук-ля, премия, продвижение по службе. Удовлетворение (9) – это
рез-т внешних и внутр. вознагр. с учетом их справедливости (8). Удовл-ние
явл. мерилом того, насколько ценно возн. на самом деле (1). Эта оценка
будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Элементы теории
ожидания здесь проявляются в том, что раб-к оценивает вознагр. в
соответствии с затрач. усилиями и верит в то, что это вознагр. будет
адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу
правильности или неправ-ти вознагр. по сравн. с др. сотрудниками и
соответственно и степень удовлетворения. Важный вывод из модели-
результативный труд ведет к удовлетворению.
51. Нематер. стимулирование в мен-те, способы и приемы его применения.
Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации
персонала. Реком-ции, направл. на удовлетворение социальных потребностей:
1)давать сотрудникам такую работу, кот. позволила бы им общаться;
2)создавать на рабочих местах дух единой команды; 3)проводить с подчинен.
периодич. совещания; 4)не стараться разрушить неформ. группы, если они не
наносят орг-ции реального вреда; 5)создавать условия для соц. активности
членов орг-ции вне ее рамок.
Реком-ции, направл. на удовл. п-тей в уважении: 1)предлагать подчин. более
содержат. работу; 2)обеспечить им положит. обратную связь с достигнутыми
рез-тами; 3) высоко оценивать и поощрять достиг. подч. рез-ты; 4)
привлекать подчин. к формулировке целей и выработке решений; 5)
делегировать подчин. дополн. права и полномочия; 6) продвигать подч. по
служ. лестнице; 7)обеспечивать обучение и переподготовку, кот. повышает
уровень компетенции.
Реком-ции, направл. на удовлетв. п-тей в самовыражении: 1)обеспечивать
подчин. воз-ти для обучения и развития, кот. позволили бы полностью
использовать их потенциал; 2)давать подч. сложную и важную работу,
требующую полной отдачи; 3)поощрять и развивать у подч. творч. способ-ти.
52. Стили
рук-ва, определяемые личностью
Ст. рук-ва
– характерные черты поведения,
рук-тем в процессе управления. Различают 3 стиля руководства, определяемых
личностью рук-теля: авторитарный, демократический, либеральный.
Разнообразие стилей, опред. личн. рук., м.б. сформировано на основе
сочетания двух факторов: заботе рук-теля о произ-ве и о людях. Графически
это сочетание м.б. представлено спец. «решеткой м-та».
1.1.Рук-тель мало заботится и о пр-ве. и о людях. Рез-ты невысокие,
моральный дух коллектива низок, рук-тель прилагает миним усилия для
выполнения лишь самой необходимой работы (либеральный стиль).
9.1. Произв. рез-ты могут быть высоки, но удовлет-ти людей нет, что создает
массу проблем (авторитарный). Эф-ть пр-ва явл. рез-том жесткого управления
и ущемления прав рабочих.
1.9.Создание друж. атмосферы в коллективе, размеренный темп работы.
Интересы орг-ции отходят на задний план. (клубный стиль).
9.9.Выполнение работы обеспечив. совместными усилиями всего коллектива,
развита система поощрения, высокая произв-ть труда. Рук-тель нацеливает
всех раб-ков на достижение произв. целей на основе доверия и уважения к
ним. Развивается самост-ть, ответ-ть, создается дух единой команды.
(демократич.)
5.5. Успех
произ-ва обеспечив. оптим.
рук-тель склонен к компромиссам, сплоченный коллектив. Рук-тель умело
балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень произв. рез-тов и
удовлетв. моральный настрой.
Более детальная хар-ка м.б. осуществлена на основе 4 признаков:
напраленность рук-ля на рез-т, способы мотиваци, привлечение подчин к
управл, требоват-ть.
Автор. – важен только рез., мотивация, основанная на беспрекословновном
подчинении, подч. не привлек. к управл., жесткая треб-ть, стиль м.б.
оправдан в группе с неразвитыми матер. и высшими потребностями. а также в
экстремальных ситуациях.
Демократ. – важны и рез-ты и способы достижения, м-я, основ. на использ.
матер. и соц.-психол. потребностей, подч. активно и по существу привлек. к
управл., треб-ть в сочетании с доверием, стиль следует применять при
условии заинтересов-ти раб-ков в получ. рез-тов, иниц-ти и ответ-ти.
Либер.- рез-ты не важны, м-я практически отсутствует, созается вид, что
подч. участвуют в управл., низкая треб-ть, применение этого стиля свидет-ет
о нечеткости в определ. целей группы и ее роли в произв. процессе.
53. Ситуационное лидерство в м-те .
Сит. лид-во – стили рук-ва в зав-ти от уровня зрелости рабоч. группы:
степени квалификации и стремление к ее росту. Уровень зрелости раб группы -
соотв. стиль рук-ва.
Полностью квалиф. и желающая дальше совершенств. – предоставление самост-ти
(определение
ф-ций и ответ-ти раб-ков,
Достаточно квалиф. и продолж. совершен. – участие в принятии решений
(привлечение раб-ков к постановке целей, консультации и поощрение самост-
ти)
Малоквалиф., но проявл. активность в повышен. квалиф. – координация (менее
глубокий инструктаж и контроль, поощряется инициатива и деловые контакты).
Низкоквал. и не располож. соверш. – указывание (тщательный инструктаж и
детальный контроль, поощрение исполнит-ти и личных достижений)
54. Коллег.
органы управления при
Информация о работе Типы менеджеров, решаемые ими задачи в организации