Управление персоналом предприятия в условиях рыночной экономики (на примере ООО «Страз»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления персоналом в условиях рыночной экономики на примере ООО «Страз».
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда задач, последовательно раскрывающих тему работы:
• раскрыть сущность и значение системы управления персоналом;
• рассмотреть принципы и методы управления персоналом;
• изучить основные направления управления персоналом;
• дать характеристику предприятию, проанализировать кадровый потенциал и трудовые показатели предприятия;
• проанализировать систему управления персоналом на предприятии;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии и оценить эффект предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом организации ………..……………………………………………………………
1.1 Сущность и значение системы управления персоналом организации ……………………………………...……………………
1.2. Организационная структура системы управления персоналом …..…….…………………………………………………………..
1.3. Методы управления персоналом…………………………….….
1.4. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Страз»…..…….…………………………………………………
ГЛАВА 2. Совершенствования системы управления персоналом ООО «Страз»………………………………………………………….
2.1. Анализ и оценка кадровой политики ООО «Страз»……….….
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия ООО «Страз»..…
2.3. Оценка результативности управления персоналом предприятия ООО «Страз»…………………………………..……….….
2.4. Совершенствование организации управления персоналом на предприятии ООО «Страз»…………………………….…….….
ГЛАВА 3. Безопасность жизнедеятельности……………………………...
3.1. Факторы и условия труда определяющие БЖД на промышленном предприятии……………….…………………………….
3.2. Аттестация и сертификация рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности………………………………..………….
Заключение………………………………………………….…………………..
Список использованной литературы………………………….……………….
Приложения……………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 5.doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

И.Н.Герчикова считает, что УП - самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема персонала и управления им; решение вопросов, связанных с обучением и повышением их квалификации.

А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров пишут, что УП - это «комплекс управленческих (организационных, экономических, правовых) мероприятий, обеспечивающих соответствие количественных и качественных характеристик персонала и направленности его трудового поведения целям и задачам предприятия (организации)».

А.П.Егоршин в термине «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К этой категории работающих он относит всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции, занятые переработкой сырья с использованием средств труда.

Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение цели. СУ, используя управляющее воздействие, направляет, корректирует действия ОУ, получая информацию о результатах труда исполнителей посредством обратной связи. Управляющее воздействие может возникнуть только в том случае, если между СУ и ОУ установлены отношения управления, то есть, налажены взаимодействие и отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность, которые позволяют одним вырабатывать управленческие команды, а другим - эти команды выполнять.

Кадры в одно и то же время могут выступать как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия выступают объектом потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению материально-вещественными элементами производства [27].

Управление персоналом преследует цели:

  • помощь фирме в достижении общих целей;
  • эффективное использование мастерства и возможностей работников;
  • обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
  • стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу в данной фирме.

Система целей для управления персоналом, с одной стороны, должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации, а с другой - какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Успех управления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.

  Итак, с точки  зрения работника, его потребности  могут быть выражены через  функции труда, которые он (то  есть труд) выполняет по отношению к человеку как участнику конкретного трудового процесса. Эту систему целей структурно можно представить следующим образом.

Для определения целей управления персоналом часто используют формулу, отражающую традиционное представление об этом управлении: «Нужные люди в нужном месте в нужное время».

Эту формулу можно операционализировать, представив основные цели управления персоналом так:

  • обеспечение фирмы работниками необходимой численности и  состава;  
  • организация эффективного использования работников.

Главная цель - прибыль предприятия в системе управления персоналом - достигается через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве [7].

Система управления (СУ) персоналом включает следующие основные элементы:

  • группу специалистов аппарата управления;
  • комплекс технических средств СУ;
  • информационную базу для управления персоналом;
  • комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом;
  • правовую базу;
  • совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.

Работа службы персонала имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса.

В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала, планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации и переподготовка и другие [27].

В самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции, вернее, обеспечивающих необходимое производственное поведение.

Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.

Система работы с персоналом представляет собой совокупность принципов и методов управления кадрами и состоит из пяти взаимосвязанных элементов: кадровой политики, подбора персонала, оценки персонала, расстановки кадров, обучения персонала [16].

 Кадровая  политика определяет генеральную  линию и принципиальные установки в стратегии работы с персоналом.

Подбор персонала преследует цели  заполнения  вакантных рабочих  мест и  формирования резерва кадров.

Оценка персонала производится для определения соответствия кандидата на вакантную должность или сотрудника по занимаемой должности.

Расстановка кадров должна обеспечивать постоянное    движение    кадров    исходя    из    индивидуального    потенциала сотрудников, планируемой служебной карьеры, целей и задач организации. 

Обучение персонала позволяет обеспечить соответствие уровня профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

Система управления персоналом отражается в основных документах организации: уставе, философии, правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре, положении об оплате труда, положениях о подразделениях, контрактах с сотрудниками, должностных инструкциях, моделях рабочих мест, регламентах управления.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией [18].

 

 

1.2. Организационная структура системы управления персоналом

 

Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

Этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности. Их объем и иерархический ранг во многом определяются позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе. Авторитет кадровой службы зависит не только от ее полномочий распорядительства, но и от уровня специальных знаний сотрудников, полезности службы по степени ее воздействия на кадровые процессы.

В зарубежной практике выделяется несколько таких вариантов. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации.

Вариант 1. кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию (в соответствии с рисунком 1.1) [16]. Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.

Рисунок 1.1. Первый вариант местоположения кадровой службы в

системе управления организацией

 

Вариант 2: служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации (в соответствии с рисунком 1.2).

Рисунок 1.2. Второй вариант местоположения кадровой службы в

системе управления организацией

 

Преимуществом второго варианта является близость ко всем сферам руководства организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы. Однако при таком варианте следует исключить опасность множественной подчиненности противоречивым указаниям.

Вариант 3: кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству (в соответствии с рисунком 1.3.).

Рисунок 1.3. Третий вариант местоположения кадровой службы в

системе управления организацией

 

Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления.

Вариант 4: служба управления персоналом организационно включена в руководство организацией (в соответствии с рисунком 1.4).

Рисунок 1.4. Четвертый вариант местоположения кадровой службы.

 

Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.

В последние годы в практике западных фирм выделяется функциональная сфера управления, получившая название «Контроллинг». Данная сфера управления концентрирует в себе органы, выполняющие функцию координации развития организации, а также общие функции управления. В некоторых фирмах кадровая служба попадает в сферу деятельности «Контроллинга» в системе управления организацией (в соответствии с рисунком 1.5).

Рисунок 1.5. Типовая структура «Контроллинга» с возможным

включением кадровой службы

 

Формирование оргструктуры системы управления персоналом включает следующие этапы:

а) структуризация целей системы управления персоналом;

б) определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;

Информация о работе Управление персоналом предприятия в условиях рыночной экономики (на примере ООО «Страз»)