Функционирование и развитие технопарков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:39, реферат

Краткое описание

В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке.
Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика технопарков
1.1 Понятие технопарка
1.2 Классификация технопарков
2. Особенности функционирования технопарков в России
2.1 История появления технопарков
2.2 Основное отличие от иностранных технопарков
3. Перспективы развития технопарков в России
3.1 Роль государства в развитии технопарков
3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков
3.3 Пути развития технопарков
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

менедж.docx

— 260.22 Кб (Скачать файл)

Ряд инновационных центров находятся в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.

Японская модель

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

а) быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;

б) занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

в) иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

г) быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство технополисов” создают центры “пограничной технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых - около 6 тысяч человек).

 
2. Особенности функционирования  технопарков в России

 

 

2.1 История появления  технопарков

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными "площадками безопасности"2, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года). [2]

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 1). Один из крупнейших - Научный парк МГУ - оказался на одиннадцатом месте.

Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.

Таблица 1- Наиболее эффективные технопарки России (по итогам аккредитации 2000 г.) [8]

 

Название технопарка

балл

1

Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье" Московского государственного инженерно-физического института, г. Москва

9,53

2

Научный парк "МЭИ" Московского государственного энергетического института, г. Москва

8,93

3

Научно-технологический парк "Волга-техника" Саратовского государственного технического университета, г. Саратов

8,03

4

Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург

7,60

5

Научно-технологический парк "Башкортостан" Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа

7,47

6

Научно-технологический парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород

6.78

7

Зеленоградский научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград

6,71

8

Обнинский научно-технологический парк "ИНТЕГРО" Обнинского института атомной энергетики, г. Обнинск

6,45

9

Ульяновский технопарк Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск

6,28

10

Томский международный деловой центр "Технопарк", г. Томск

6,08


 

Характерно, что проведенная аккредитация не изменила положения вещей. Она была только средством, позволившим выявить реальный уровень развития инновационной инфраструктуры, однако не влекла за собой никаких последствий - ни налоговых льгот, ни дифференцированного, в зависимости от результатов работы технопарков, финансирования. Бюджетные средства, в случае их выделения, продолжали распределяться равномерно по всем действующим технопаркам, входящим в Ассоциацию технопарков.

Более успешен опыт создания технопарков не при образовательных учреждениях, а при промышленных предприятиях. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия. Тем самым создаются устойчивые индустриальные сети. Наибольших успехов в кластеризации добилась отрасль машиностроения (ОМЗ, Мотовилихинские заводы, КАМАЗ, АвтоВАЗ).

 

 

2.2 Основное отличие от  иностранных технопарков

Технопарки по своей идее, как они были задуманы около полувека назад, и по тому, как они сейчас наиболее быстрыми темпами развиваются в США (где технопарков больше всего — около 150), — это совсем не то, что делается у нас. В отличие от нашей практики, где технопарки являются, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода, призванной лишь способствовать внедрению разработок своих специалистов, на Западе они имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направления работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма, — экономической эффективностью. И выбирают клиентов соответственно. Если российская практика не выйдет за свои нынешние узкие рамки структур, лишь обслуживающих потребности учредителей, то наши перспективы в этом смысле представляются достаточно скромными. В этом можно убедиться, если посмотреть на динамику развития отечественных технопарков — она значительно уступает западным темпам.

В Финляндии, например, уже 7 технопарков, несколько отличающихся друг от друга, но сходных в главном — они самостоятельны в своей работе. Самый большой — технопарк в Тампере. Аналогичного в России пока нет и в ближайшем будущем не предвидится. Хотя по возрасту он сравним с нашими, но по мощи и перспективам далеко превосходит последние. Даже в условиях тяжелого экономического кризиса, который имеет сейчас место в Финляндии, его можно отнести к немногочисленному разряду вполне благополучных, если даже не процветающих, предприятий. Секрет успеха — в независимости от "отцов".

Технопарк в Тампере был учрежден университетом и научно-технологическим центром. Он получил от них территорию (практически даром — земля в Финляндии очень дорогая) и на первоначальном этапе пользовался всеми льготами, предоставляемыми государством для вузов. Но в своей работе технопарк в Тампере совершенно самостоятелен, как, впрочем, и все другие наиболее процветающие западные технопарки. Являясь мощной самостоятельной структурой, он напрямую (а не через учредителей, как у нас) связан с инвесторами, банками и промышленными предприятиями.

В Петербурге есть несколько технопарков, организованных при крупных вузах. Такое происхождение нормально и естественно. Плохо то, что они не имеют своего юридического лица, не имеют права приглашать по контракту в качестве клиентов людей с улицы. Даже в лучших технопарках, таких, как, например, технопарк Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), все клиенты — это профессора, доценты, завлабы этого же вуза, который посредством технопарка пытается помочь им реализовать свои замечательные идеи. Благородная сама по себе, эта установка ограничивает технопарк в маневре, сильно сдерживает его развитие. Если это еще можно было понять в первые год — два, на раннем этапе, в период становления, то в перспективе такая политика представляется ошибочной. Администрация технопарков должна иметь возможность выбирать себе клиента, исходя из проекта его бизнес-плана. По прогнозам, если наши технопарки не выйдут из своего нынешнего полуэмбрионального состояния, то по завершении государственной программы поддержки технопарков, они, скорее всего, отомрут.

 
3. Перспективы развития  технопарков в России

 

 

3.1 Роль государства в  развитии технопарков

22 января 2005 года президентом  РФ В.В. Путиным было дано официальное  поручение о подготовке государственной  программы «Создание в Российской  Федерации технопарков в сфере  высоких технологий». [7] Правительство  РФ утвердило программу, предусматривающую  общее государственное финансирование  строительства сети технопарков  в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд. рублей (свыше $1,1 млрд. долларов  США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года. Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопарков частным инвесторам.

В результате реализации Программы к 2010 году предполагали создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.

В государственную программу были включены следующие объекты:

1.         «Дмитровский технопарк» (Московская область) – информационные технологии

2.         «Черноголовский технопарк» (Московская область) – химия, информационные технологии

3.         Технопарк «Идея» (Казань, Татарстан) – информационные технологии

4.         Технопарк «Идея» - объект ТАСМА (Казань, Татарстан) – нефтехимия

5.         Западно-сибирский инновационный центр – объект «Геолог» (Тюмень) – технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии

6.         Западно-сибирский инновационный центр – объект «Алебашево» (Тюмень) – технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии

7.         Технопарк Новосибирского Академгородка (Новосибирск) – биотехнологии, информационные технологии, силовая электроника, научное приборостроение

8.         Обнинский Технопарк – объект ИАТЭ (Обнинск, Калужская область) – ядерные технологии, информационные технологии

9.         Обнинский Технопарк – объект РМЦ (Обнинск, Калужская область) – биотехнологии, радиомедицина

10.      Нижегородский Технопарк «Анкудиновка» (Нижний Новгород) – информационные технологии, биотехнологии

11.      ИТ-парк Санкт-Петербург – информационные технологии

Вблизи либо на территории каждого из этих технопарков присутствует якорный ВУЗ, являющийся центром технологического обмена и подготовки кадров.

В состав технопарка должны были войти следующие объекты:

а) офисные помещения,

б) бизнес-инкубаторы,

в) центры коллективного пользования,

г) лабораторные помещения,

д) складские комплексы,

е) арендное жилье (апартаменты),

ж) постоянное жилье,

и) гостиницы,

к) школы и детские сады,

л) медицинские учреждения,

м) торговые комплексы и развлекательные центры, центры общественного питания, спортивные сооружения

и т.д.

График создания каждого технопарка должен был определяется отдельно, однако основные блоки можно было выделить для программы в целом:

·           2006-2007 год – подготовка проектной и разрешительной документации, уточнения бизнес-планов по каждому объекту;

·           2007 год – развертывание организационно-правовой инфраструктуры программы;

·           2007-2009 год – строительство объектов инфраструктуры на отобранных участках;

·           2008 год – заключение соглашений с якорными инвесторами и резидентами;

·           2008-2010 год – строительство объектов технопарков.

Рассмотрим, как вело себя государство по отношению к строительству технопарков на самом деле.

В целом, за этот период, технопарки смогли прижиться в России. Важную роль в этом играют специальные фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.

Информация о работе Функционирование и развитие технопарков в России