Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:14, шпаргалка
Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.
Вопросы
Психология управления: ее объект, предмет, категрии
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Поведение челека в организации
Типы сотруднико
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
Способы преодоления раногласий
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.
Вопросы
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
6. Основные теории мотивации
7. Мотивация групп:
8. Основные функции управления (производственные):
9. Социально-психологические функции:
10. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности.
11. Процесс принятия решений в структуре управленческой деятельности
12 .Составляющие процесса принятия решений.
13.Факторы, влияющие на принятие решений.
14.Психологические аспекты целеполагания в управленческой деятельности.
15. Классические стили управления
16.Решетка менеджмента Р. Блейка, Д. Мутона: пять типов управленческого поведения.
17.Психологические последствия различных стилей управления.
18.Механизм групповой динамики.
19.Типы подчинённых и особенности управления.
20.Психологические проблемы коммуникации.
21.Кадровая политика. Японский опыт.
22.Индивидуальный стиль деятельности.
23.Проблема восприятия времени и планирование рабочего времени.
24. Виды взаимодействия в управленческой деятельности.
25.Психология переговорного процесса.
27.Трансакции в общении.
28.Синтоническая модель общения.
29. Характерология Хейманса - Ле Сенна:
30. Типология конституциональных различий У. Шелдона
31.Психологический тип и ведущая функция.
32.Психосоциотип личности – основа индивидуальности человека.
33.Четыре основные психологические функции.
34.Функции конфликта. Этапы, стадии и фазы развития конфликта.
35.Стили поведения в конфликтных ситуациях.
36.Имидж и его слагаемые.
37.Формула воздействия имиджа.
38.Принципы формирования имиджа.
1. Психология управления: ее объект, предмет, категории
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
Социально-психологические отношения - это взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её реальным содержанием.
Объект психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные дела.
В предмет психологии управления входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.д.); психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности); общей психологии (психологическая теория деятельности, теории личности, теория развития), типологии личности, психики людей, психологические законы управления.
Организация – дифференцируемое и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ. Различают организации формальные и неформальные.
Формальная организация имеет административно-юридический статус, ставит индивида в зависимость от обезличенных функциональных связей и норм поведения.
Неформальная организация – это общность людей, сплачиваемая личным выбором и непосредственными внедолжностными контактами.
Управление – целенаправленное воздействие на определённый объект.
Менеджер (англ. - mаnаgег) - специалист по управлению. С психологической точки зрения менеджер осуществляет руководство людьми с учетом основополагающих представлений о человеческом характере и поведении. Основываясь на исследованиях американского психолога М.Шоу, отечественный ученый Р.Л.Кричевский в обобщенный портрет руководителя включает:
Менеджеры низового звена – связаны непосредственно с конкретными исполнителями работ (инженеры).
Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу низовых звеньев, возглавляют подразделения организации (начальники служб, главные специалисты).
Менеджеры высшего звена – это высший организационный персонал, определяющий направление развития организации, отвечают за принятие важнейших решений.
Функции управления – различные виды управленческих действий.
2. Личность в сфере управленческой деятельности.
Типы сотрудников:
Ломака – таким людям, прежде чем принять решение, нужно долго думать.
Любитель решать все с ходу – в противоположность Ломаке человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи.
Разведчик – прикрывается вниманием и заботой , выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, или сообщает ложную информацию.
Наставник – в противоположность Разведчику, Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе.
Хвастун – рассказывает обо всех победах и достижениях.
Доморощенный психолог – ему непрерывно надо анализировать все.
Манипулятор – он способен навязать свою волю во всем.
Типы манипуляторов:
Диктатор – преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидность Диктатора: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.
Тряпка (слабак) – обычно жертва Диктатора, полярная противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидность Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист.
Прилипала – является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за негу работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.
Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он оскорбитель, ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация – Сварливая баба («пила»).
Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с хулиганом. Разновидности: Угодливый, Доброжелательный Моралист.
Судья - преувеличивает свою критичность.
Защитник – противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает поддержку и снисходительность к ошибке, портит других, сочувствуя им сверх всякой меры.
Можно выделить четыре основных манипулятивных системы:
Характер – это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера, акцентуация характера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты.
Можно выделить следующие основные типы акцентуации характера:
3.Взаимосвязь ситуации, социальной среды и личностных качеств конкретного человека.
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.
Социокультурные, экономические и политические особенности общества обусловливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется человек, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.
Социальная группа, к которой принадлежит человек, ближайшее социальное окружение (семья, круг друзей и знакомых, микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены. Любой акт общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. Роль — это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим:
1) «Я хороший — ты хороший». Люди с этой установкой знают себе цену, трудятся и сотрудничают конструктивно.
2) «Я хороший— ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.
3) «Я плохой — ты хороший». Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности. Они стремятся избегать тесных контактов с окружающими, пребывают в состоянии депрессии.
4) «Я плохой — ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.
Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому важно осознанно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.
Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т. е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, во имя интересов дела прилагают дополнительные усилия, проявляют активность, находят возможности для сотрудничества.
Для решения данной проблемы необходимо учитывать следующее:
1) подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.
2) поведение человека в организации детерминируется принятыми служебными нормами, правилами и проявляется прежде всего следующими качествами: объективность индивидуума, его склонность к доминированию-послушанию, честолюбие, импульсивность и социальность.
Под объективностью понимается принцип поведения, когда оно управляется ситуацией. «Объективный» человек способен вести себя рационально и объективно в любой ситуации.
Необъективное поведение часто является результатом фрустрации. Люди, находящиеся в состоянии фрустрации могут реагировать любым из нескольких иррациональных способов: 1) стать агрессивными вплоть до физического насилия; 2) опуститься до инфантильной реакции; 3) упрямо держаться привычного образа действий, отказываясь воспринимать разумные предложения; 4) «опустить руки», потеряв все признаки инициативности и присутствия духа.