Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"
Как уже отмечалось, применение стратегических способов защиты требует серьезных организационно-управленческих новаций. Какие же это изменения в традиционной структуре среднего бизнеса? Это:
· Интеграция бизнеса (вертикальная или горизонтальная)
· Защита через нападение
· Диверсификация (распределение) имущественных и финансовых рисков в холдинговой структуре
Использование первых двух стратегических способов защиты характерно для предприятий - лидеров отрасли. Это и распространение своей власти вверх и вниз по производственной цепочке. Скупка и прямой захват более мелких конкурентов, построение производственной и сбытовой сети в регионах - тоже один из эффективных методов защиты на уровне стратегии.
При применении тактических способов защиты требуется серьезных стратегических и организационных новаций. Однако для их эффективного применения должна быть заранее подготовлена почва в виде системы внутренних документов предприятия, регламентирующих возникновение прав и принятие обязательств. При формировании такого пакета документов особое внимание необходимо уделить следующим направлениям:
· регламентация формирования и деятельности органов управления
· регламентация сделок с акциями
Наиболее популярный способ получения контроля над акционерным обществом - это скупка его акций. При выстраивании защиты от поглощения через консолидацию пакетов акций особое внимание следует обратить на минимально необходимые требования, предъявляемые в этой связи к уставу и к регистратору общества.
В практике корпоративных воин, где разрешение конфликта выходит за рамки переговоров и применяются все доступные средства нападения и защиты, очень часто встречаются случаи оспаривания решений органов управления по основанию несоблюдения порядка принятия решений. Так как варианты оспаривания по подобным основаниям разнообразны, к уставу общества необходимо предъявлять дополнительные требования, в частности, регламентировать:
· порядок уведомления акционеров и Общества о предложении акций на продажу (для ЗАО);
· порядок приобретения Обществом невыкупленных акций;
· порядок принятия решения об увеличении уставного капитала (объявленные акции);
· порядок конвертации эмиссионных ценных бумаг в акции.
Антимонапольное регулирование
1. Становление антитрастового (антимонопольного) законодательства. Антитрастовое законодательство США
Римское право
· закон Lex Julia de Annona - 50 г. До нашей эры регулирование торговли зерном
· продажа монополистических прав
· указ о регулирование цен - Diocletian, 301 г. нашей эры - система максимальных цен
· Указ против монополий - Zeno, 483г. нашей эры;
· Закон о предотвращении и подавлении объединений, направленных на ограничение торговли 1889 г Канада.
· Антитрастовое регулирование США
· Основными актами, регулирующими антитрастовое законодательство в США, являются:
· Закон Шермана (1890г) первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста(монополии) и вступление в сговор с такой целью. Акт обязывал федеральных прокуроров преследовать такие преступные объединения и устанавливал наказание в виде штрафов, конфискаций и тюремных сроков до 10 лет. Акт Шермана действует, в существенной части, по сей день, включен в федеральный Кодекс Соединённых Штатов
Закон Клейтона (1914) федеральный закон США, регулирующий деятельность трестов.
Великобритания
Закон о монополиях и Законоцарствий с уголовным законодательств
· Закон о спекуляции, 1919
· Закон о монополиях и ограничительной практике, 1948г.;
· Закон об ограничительной тотрговой практике, 1956г.;
· Закон о ценах при перепродаже товаров, 1964;
· Закон о монополиях и слияниях, 1965;
· Закон о конкуренции, 1980г.
2. Характеристика
антимонопольного
Антимонопольная политика
ЕС (общая политика по вопросам конкуренции)
в целом направлена на недопущение
ограничения свободы
В ЕС последовательно проводится Единая согласованная политика в области конкуренции. Главная цель этой политики -- обеспечить в рамках ЕС свободную конкуренцию между фирмами путем создания эффективного механизма наднационального контроля" гибкого и последовательного надгосударственного регулирования.
Основными направлениями единой политики ЕС в области конкуренции являются:-- поощрение развития малого и среднего бизнеса как наиболее распространенной формы предпринимательской деятельности в развитии рыночной конкуренции, стимулировании инновационных процессов, производстве высококонкурентной продукции;
-- содействие совместной
предпринимательской
-- поощрение создания
крупных, трансъевропейских
-- контроль за концентрацией производства, слияниями и расширение фирм;
-- выработка антимонопольного
законодательства, которое будет
способствовать развитию
Правила конкуренции в рамках ЕС направлены на то, чтобы политика, гарантирующая свободную конкуренцию, стала неотъемлемым элементом успешного функционирования единого рынка.
Законодательство ЕС различает три вида недобросовестной конкуренции: картели; злоупотребление господствующим положением на рынке; государственное субсидирование предприятий.
Под недобросовестной
конкуренцией понимаются: демпинг; установление
контроля над деятельностью конкурента
с целью прекращения этой деятельности;
установление дискриминационных цен
или коммерческих условий; ограничение
или установление контроля за производством,
сбытом, техническим развитием, капиталовложениями;
навязывание партнерам
Запрет неправомерного
использования на рынке господствующего
положения Согласно Римскому Договору
запрещено "...неправомерное
Комиссия ЕС наделена
широкими полномочиями, выявление и
расследование случаев
Согласно постановлению Совета ЕС, принятому в 1962 г., фирмы обязаны предоставлять Комиссии сведения обо всех заключенных соглашениях о сотрудничестве. Такие сведения предоставляются с соблюдением определенного порядка по установленной форме для заявок. Заявки содержат подробные сведения о деятельности фирмы, ее обороте, связях, поставщиках и покупателях. Необходимо обратить внимание Комиссии на те условия соглашений, которые могут ограничивать свободу принятия фирмой самостоятельных решений в отношении уровня цен, скидок с цены, объемов производства, выбора источников снабжения. По сути в заявках, направляемых в Комиссию ЕС, фирмы стремятся доказать, что они не нарушают конкуренцию и не оказывают негативного воздействия на взаимную торговлю стран-членов ЕС.
Рассмотрением заявок, именуемых нотификациями (от лат. notifico -- делаю известным, оповещаю), занимается Генеральная дирекция Комиссии ЕС по вопросам конкуренции, которая имеет исключительное право на одобрение согласованных действий фирмы в форме выдачи индивидуальных деклараций на определенный срок или специальных решений. В случае установления факта нарушения правил конкуренции, Генеральная дирекция может вынести решение о взыскании штрафа или прекращении деятельности межфирменных соглашений.
Решения Комиссии, принимаемые по итогам рассмотрения дел, касающихся конкуренции, публикуются в Официальном вестнике ЕС.
Римским Договором был принят ряд постановлений, устанавливающих исключения для отдельных видов деятельности, где укрепление взаимодействия было признано целесообразным и полезным для экономического развития ЕС. Эти исключения получили название групповых исключений (групповых изъятий). В их число вошли:
-- соглашения о специализации производства;
-- патентно-лицензионные соглашения, включая ноу-хау;
-- соглашения в
области исследований и
-- дистрибьюторские
соглашения при продаже
-- соглашения на
закупку, согласно которым
-- соглашение по
франшизам (право на продажу
товара, предоставляемое
Групповые исключения
предоставляются лишь на условиях,
гарантирующих сохранение конкуренции.
Фирмы, занимающиеся перечисленными видами
деятельности, освобождаются от предоставления
нотификаций и получения
Помимо групповых исключений специально выделяются определенные виды межфирменных отношений, на которые не распространяется порядок предоставления нотификаций, поскольку они не попадают под общие правила конкуренции. Это:
-- соглашение с монопольными агентами;
-- соглашения между
материнскими и дочерними
-- соглашения с субпоставщиками;
-- определенные виды соглашений (всего 18 видов), имеющих целью обмен опытом;
-- совместное проведение исследований -- рыночных и отраслевых;
-- совместное выполнение контрактов по исследованиям и развитию;
-- совместная рекламная деятельность.
Правила конкуренции в ЕС распространяются органами ЕС и на предприятия третьих стран, осуществляющих свою деятельность в странах-членах ЕС согласно решениям Комиссии и суда ЕС. Причем они распространяются и в тех случаях, когда фирмы третьих стран выступают на едином рынке ЕС через свои филиалы и дочерние компании, расположенные в странах-членах ЕС. Согласно правилам ЕС, ответственность за такие действия несут их материнские компании.
И хотя ни Комиссия, ни Суд ЕС не могут, не затрагивая суверенитета третьих стран, взыскивать штрафные суммы с фирм, находящихся в юрисдикции своих национальных судов, Комиссия и Суд ЕС могут наложить арест на их активы, находящиеся на территории стран-членов ЕС.
На практике Комиссия применяет штрафные санкции в отношении компаний третьих стран. Например, Комиссия наложила штраф в 2 млн ЭКЮ на японскую фирму "Тошиба", обвинив ее в нарушении правил конкуренции ЕС. "Тошиба ", как стало известно, включила в соглашение с дистрибьюторами в странах-членах ЕС несколько оговорок, ограничивающих свободную перепродажу закупаемых у "Тошиба" фотокопировальных машин на рынках западноевропейских стран.
Правила конкуренции в ЕС с конца 80-х годов стали распространяться не только на картельные соглашения, но и на сферу концентрации производства. Стремление фирм к упорядочению своих позиций на едином европейском рынке, поощрение органами ЕС трансъевропейской концентрации производства и капитала привели к значительному росту слияний и поглощений компаний в странах-членах ЕС. В связи с этим Совет министров ЕС в 1989г. принял постановление о либерализации контроля за слияниями компаний разных стран ЕС, заложив основы для завершения создания наднациональной конкурентной политики. Постановление о контроле за концентрацией производства дало право Комиссии ЕС осуществлять предварительный контроль за слияниями и поглощениями фирм. Такой порядок диктуется также ростом конкуренции на западноевропейском рынке со стороны американских и японских компаний.