Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 21:50, курсовая работа
Предметом исследования является экскурсионная деятельность.
Задачи дипломного проекта:
- создать условия для изучения истории родного города Уфа.
- разработать экскурсионный маршрут «История в лицах» по г.Уфа.
2.2 Методика подготовки экскурсий
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Во-первых, для кого создаётся экскурсия для учеников или для взрослых. Во-вторых, какого плана должна быть экскурсия. Это существенно помогает авторам экскурсии организовать свою работу более тщательно. Цель экскурсии определяется в первую очередь. Целью является то - ради чего показывают памятники и сооружения экскурсантам. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — достижение цели путем раскрытия ее темы.
Одним из главнейших пунктов в подготовке к экскурсии является выбор темы. Выбор темы зависит от конкретного спроса, заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Поэтому, к отбору материала относятся очень внимательно.
После того как тема определена, нужно отобрать литературу и составить библиографию. Составляется определённый список книг, брошюр, статей из различных газет и журналов, которые помогаю максимально раскрыть тему. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература». Также определяются и иные источники экскурсионного материала, ими могут быть государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Для рассказа отбираются только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, интернет энциклопедии.
Далее экскурсоводы приступают к отбору и изучению экскурсионных объектов. Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Качество экскурсии зависит от правильности подобранных объектов, их количества, последовательности показа.
В качестве объектов могут быть:
• памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например: памятник Салавата Юлаева, Монумент Дружбы);
• здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, здания культурного назначения и другие постройки;
• природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
• государственные и народные музеи, картинные галереи, постоянные и временные выставки;
• памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища и др.;
• памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются по трём признакам (таблица 2.1)
Таблица 2.1
1. По содержанию: |
2. По функциональному назначению |
3. По степени сохранности: |
Одно-плановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом). |
Основные, которые служат основой для раскрытия подтем. |
Полностью сохранившиеся. |
Многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города). |
Дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе. |
Дошедшие до наших дней со значительными изменениями. |
Частично сохранившиеся. | ||
Утраченные. |
Перед работниками, которые создают экскурсии, стоит важная цель – это отобрать из множества объектов самые интересные по внешнему виду, и по информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. При столкновении с проблемой выбора экскурсионных объектов сходными по содержанию, нужно выбрать те, которые наиболее интересны для данной темы. Практикой выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как памятник Салавата Юлаева, Телецентр, Гостиный двор).
Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например мечеть Ля-ля Тюльпан). Экзотичность может быть природного характера.
Выразительность объекта, т.
е. внешняя выразительность
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена. Поэтому оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15 экскурсионных объектов.
В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника
(состояние памятника и
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
Далее, следует создать маршрут экскурсии. Маршрут экскурсии должен быть удобным для следования экскурсионной группы. Он строится на удобном для последовательности осмотра объектов маршруте. Главная задача маршрута , это наиболее полное раскрытие темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. В некоторых случаях бывает необходимо сменить маршрут в связи с возможными «пробками», ремонтными работами на городских улицах. Все это учитывается при создании маршрута.
Неотъемлемой частью разработки маршрута является его объезд. При объезде маршрута экскурсовод более детально ознакамливается с предполагаемыми остановками, подъездами к объектам. Местами, с которых наиболее выгодно и интересно смотрится объект. Рассчитывает время отведенное на осмотр и рассказ каждого объекта, определяется с методикой показа. Выявляет опасные места и предпринимает меры безопасности.
К подготовке контрольного текста экскурсовод подходит с особой внимательностью, т.к. от этого зависит интерес слушател
Комплектование «портфеля экску
«Портфель экскурсовода» - включает в себя наглядные пособия необходимые для проведения экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить то, что сейчас невозможно показать. Например, это историческое здание, разрушенное от времени. Или здание которое пережило реконструкцию. С этой целью используются фотографии зданий. Или пустырь на котором раньше располагалось здание а сейчас намеревается строительство того или иного объекта. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.
В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. На каждую тему создаётся отдельный «портфель экскурсовода», он помогает сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.
Определение методических приёмов проведения экскурсии и определение техники её ведения. Методические приёмы определяются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов. Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.