Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа
Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Стоит отметить, что предложенный нами КТВ - интегрированный (суммарный) показатель достижения целей и выполнения задач конкретного работника.
Далее проведем обзор рынка труда и заработных плат в РФ
Как же привлечь и удержать лучших?
Источником информации по заработным платам служат рекрутинговые сайты:
Кроме того, информацию относительно условий приема на работу и оплаты можно узнать из рекламных проспектов конкурентов:
а)
б)
в)
Рис 3.1 Объявления о вакансиях «Перекресток» (а), «Пятерочка» (б), «Виктория» (в)
Мониторинг рынка труда и заработных плат – это эффективный инструмент в управлении человеческими ресурсами, позволяющий оптимизировать политику оплаты труда и мотивации персонала, повысить конкурентоспособность компаний. Зачем нужен обзор рынка труда и заработных плат:
Рассмотрим пример исследования заработных
плат среди различных профессий, проведенного
одним из крупнейших рекрутинговых агенств
России - порталом Superjob.ru. Информация, представленная в данном
материале, основана на изучении резюме
специалистов, размещённых в базе портала Superjob.ru [23]. Традиционно
за мужчинами закреплены работы, связанные
с тяжелым физическим трудом, - это те сферы
деятельности, куда эмансипация предпочитает
не заглядывать. Так, на 100% мужской является
профессия слесаря-ремонтника. Подавляющее
большинство соискателей должности токаря
и оператора станков с ЧПУ – также представители
сильного пола (99%). Среди машинистов женщину
встретить довольно непросто (4%), а вот
крановщицы, напротив, не являются редкостью
(17%). Довольно часто женщины трудятся малярами
(34%). Трудно представить себе женщину в
качестве персонального водителя. Это
еще одна из исконно мужских должностей,
сильный пол составляет 99% кандидатов.
Охранная деятельность, безусловно, также
прерогатива сильного пола. И хотя мужчин
в данной сфере деятельности большинство,
среди соискателей позиции охранника
встречаются и дамы (4%). Причем женщины
претендуют как на должность охранника
объекта, так и на позицию частного охранника,
телохранителя. Инженерные должности,
как линейные, так и руководящие, по большей
части заняты мужчинами. Но если женщина-главный
энергетик по-прежнему является исключением
из правил (1%), то среди ГИПов доля представительниц
слабого пола выросла за 5 лет на 4 процентных
пункта (10% в 2008 г. и 14% в 2013 г.). В специальностях
инженера-механика, инженера КИПиА и инженера
АСУ ТП сильный пол обладает значительным
численным перевесом (99%, 98% и 92% соответственно).
А вот в сфере проектирования и охраны
труда лидерство мужчин уже не столь очевидно:
(60% и 58% соответственно).
Прогноз роста заработных плат в России в 2013 г.
Количество вакансий растет, но не все профессии в ближайшие пять лет окажутся востребованными на рынке труда, по крайней мере относительно роста заработной платы.
Рис.3.2 ТОП-10 позиций с самыми высоким потенциалом ростом зарплаты в 2013 г.
При этом стоит отметить, что прирост средней предлагаемой зарплаты в целом по Москве не превысит 10%. Опережающие темпы роста зарплат у каждой из позиций связаны с изменениями, которые происходят на рынке труда и в экономике в целом. На рынке труда в целом на одну вакансию претендует 4 соискателя. Оптимальным же состоянием для рынка является конкуренция в 3 человека на одно вакантное место.
Рис.3.3 ТОП-20 позиций с умеренным потенциалом роста зарплаты в 2013 г.
Топ-менеджмент и сфера продаж в рейтинге позиций с высоким потенциалом роста зарплат стоит обособленно. Изменение зарплат на рынке обычно можно отследить только по фиксированной части оклада, которая увеличивается из года в год незначительно. Таких специалистов чаще всего мотивируют бонусами за успешные проекты или достижение определенных результатов и финансовых показателей, размер которых у всех разный. Поэтому в 2013 г. совокупный доход директоров и представителей сферы продаж также будет существенно расти.
Исследования социологов в области лояльности и удовлетворенности персонала позволяют сделать следующие выводы.
10-20 % работников нелояльны всегда и во всем; 5-10
% работников считаются 75 % работников представляют из себя некий «маятник» |
Внимание к интересам не только собственников и топ-менеджеров, но и рядовых работников неизменно ведет к повышению лояльности со стороны первых, вторых и третьих. Это, в свою очередь, благотворно влияет не только на текущие процессы, но и на благоприятное развитие компании в будущем. Одним из наиболее эффективных методов для анализа удовлетворенности работой и лояльности персонала было и остается анкетирование (Приложение 1). Выявить степень лояльности работника к организации помогает экспресс-опросник, который должны заполнить несколько человек (но может и один, если он не испытывает личной неприязни к тому, кого он оценивает). Количество вопросов и их содержание можно придумать самостоятельно, но их должно быть не менее 20. Как же измерить полученный результат?
IY (индекс удовлетворенности или лояльности) = % положительных ответов - % отрицательных ответов |
Пример анкеты представлен в табл. 3.4
Пример анкеты из практики
№ п/п |
Наименование фактора производственной ситуации |
Совершенно удовлетворен |
Удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Не удовлетворен |
Совершенно неудовлетворен |
1 |
Содержание труда |
х |
||||
2 |
Занимаемая должность |
х |
||||
3 |
Заработная плата |
х |
||||
4 |
Премия за год |
х |
||||
5 |
Премия за отпуск |
х |
||||
6 |
Премия в течении года |
х |
||||
7 |
Условия труда |
х |
||||
8 |
Организация труда |
х | ||||
9 |
Оплата проездных билетов |
х |
||||
10 |
Оплата детских путевок |
х |
||||
11 |
Содержание информации на доске объявлений |
х |
||||
12 |
Подарки ко Дню рождения |
х |
||||
13 |
Подарки к Новому году |
х |
||||
14 |
Организация и содержание корпоративного праздника «Открытие сезона»х |
х |
Табл. 3.4 (продолжение)
15 |
Организация и содержание корпоративного праздника «Новый год» |
х |
||||
16 |
Программа «Здоровье» |
х |
||||
17 |
Отношение с непосредственным руководителем |
х | ||||
18 |
Отношение с коллегами |
х |
Ранжирование факторов по степени удовлетворенности можно рассмотреть на примере табл. 3.5
Ранжирование факторов по степени удовлетворенности
№ п/п |
Наименование фактора производственной ситуации |
Средний индекс |
1 |
Содержание труда |
0,83 |
2 |
Занимаемая должность |
0,83 |
3 |
Заработная плата |
0,82 |
4 |
Премия за год |
0,82 |
5 |
Премия за отпуск |
0,75 |
6 |
Премия в течении года |
0,71 |
7 |
Условия труда |
0,68 |
8 |
Организация труда |
0,67 |
9 |
Оплата проездных билетов |
0,65 |
10 |
Оплата детских путевок |
0,63 |
11 |
Содержание информации на доске объявлений |
0,62 |
12 |
Подарки ко Дню рождения |
0,60 |
Табл. 3.5 (продолжение)
13 |
Подарки к Новому году |
0,56 |
14 |
Организация и содержание корпоративного праздника «Открытие сезона»х |
0,56 |
15 |
Организация и содержание корпоративного праздника «Новый год» |
0,56 |
16 |
Программа «Здоровье» |
0,54 |
17 |
Отношение с непосредственным руководителем |
0,53 |
18 |
Отношение с коллегами |
0,24 |
Лояльность характеризуется корректным, уважительным отношением к руководству, сотрудникам и компании в целом. Но зачем же это, в конечном итоге, нужно компании? На это существуют две точки зрения.
Мы придерживаемся первой точки зрения. Внедрение новой системы мотивации и оплаты труда может вызвать и непонимание, и неприятие, и сопротивление тех или иных работников. Это не «13-я зарплата», и не премия «все в порядке», и не премия «за лояльность к начальнику». Кроме того, следует учесть, что российские граждане в возрасте от 40 лет уже устали от «бесконечных перестроек» и нововведений, что отражает опрос общественно мнения «Левады-Центра».
Рис. 3.4 опрос общественно мнения «Левады-Центра».
По вышеуказанным причинам:
К1 – К2 |
К3 – К4 |
К5 – К6 – К7 |
Такой подход позволит преодолеть явное и скрытое сопротивление персонала, реализовать философию "кнута и пряника" в действии, а также формирует у сотрудников осознанное согласие необходимости применения системы премирования через анализ эффективности труда.
Управление по целям (УПЦ) – эффективный инструмент управления, требующий точности, настойчивости и терпения. Необходимо потратить много времени, чтобы разработать полноценную систему УПЦ. Важно вводить эту систему тогда, когда это действительно необходимо для компании. Частичное использование УПЦ или внедрение недоработанной системы только дискредитирует ее в глазах руководителей и сотрудников компании. Суть целевого управления – жить и работать, достигая определенных целей. Однако, для успешного внедрения УПЦ важны четыре умения: умение понять и принять цели, четко их ставить и достигать.