Вокально-хоровые упражнения в детском хоре и их роль в формировании вокальных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6

1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33

2.1 Организация исследования…………………………………………………33

2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34

Заключение ………………………………………………………………..40

Список использованной литературы ……………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Ильченко курсовая работа по ММВ.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Факультет эстетического образования

 

Кафедра теории и методики преподавания искусства

 

Курсовая работа

 

 

Вокально-хоровые упражнения в детском хоре и их роль в формировании вокальных навыков

 

 

                   Выполнила:                              

студентка 2 курса 202 группы

        дневного отделения

            факультета эстетического образования                 

 Ильченко Наталья Евгеньевна

 Научный руководитель:

 кандидат пед. наук, доцент

 Кузьминич Николай  Леонидович

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение  ……………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6

 

1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6

1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17

1.3 Принципы подбора вокальных  упражнений для распевания хора……….23

1.4  Принципы работы над вокальными  упражнениями……………………...27

Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33

 

2.1 Организация исследования…………………………………………………33

 

2.2 Анализ результатов педагогического  исследования………………………34

 

Заключение ………………………………………………………………..40        

 

Список использованной литературы    ……………………...45         

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….46        

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пение - это доступный  и распространенный вид музицирования. Основы певческой деятельности закладываются  в раннем возрасте. Уже в детских  дошкольных воспитательных учреждениях большое внимание уделяется музыкальным занятиям. Как правило, дети, посещающие детские садики, знают довольно много песен и с удовольствием их исполняют. С поступлением в школу у ребенка появляется много новых обязанностей, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. Однако в повседневной жизни современного человека постоянно присутствует музыкальный фон, в эфире звучат популярные песни и мелодии. Радио, телевидение, концертные залы предлагают самые разнообразные музыкальные программы. Осуществляются всевозможные творческие проекты, привлекающие к эстрадному исполнительству детей и молодежь. Возросший поток музыкальной информации значительно влияет на развитие музыкальных вкусов и интересов подрастающего поколения. Поэтому необходимо с раннего возраста заложить фундамент хорошего музыкального вкуса. Важную роль в решении этой проблемы в вокальном аспекте играют: с одной стороны, репертуар, основанный на высокохудожественных образцах песенного творчества, с другой, формирование представления о красивом звучании певческого голоса и ценностного отношения к его живому звучанию.

Таким образом, вокальное  воспитание следует осуществлять через  участие ребят в хоровых коллективах  общеобразовательной школы, центрах  детского творчества и т.д. А результативность коллективной вокально-хоровой деятельности в значительной мере зависит от личного вклада каждого участника.

В настоящее время  нет еще единой научно обоснованной методики пения, однако, практически  установились определенные профессиональные нормы и приемы, наиболее целесообразные и приемлемые в пении.

Распевание хора преследует чисто практические цели. Никто не станет отрицать пользы для каждого  человека физкультурной зарядки, не менее необходима вокальная зарядка  для певческого коллектива.

Правильно и систематически проводимые вокальные упражнения - это своего рода школа для певцов хора по вокалу, ансамблю, музыкальной теории, гармонии, развитию внутреннего слуха, по освоению трудных мест выучиваемого репертуара.

Хоровое пение совместно  с восприятием музыки, музыкальной грамотой, игрой на элементарных музыкальных инструментах, творческими заданиями способно эффективно и полноценно осуществлять эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства.

Педагогические возможности  хорового пения в приобщении детей к музыке достаточно широки и многообразны. Обучаться музыке, посещая хоровые занятия, могут дети любого школьного возраста, имеющие средний элементарный уровень развития музыкальных способностей, которые затем в процессе систематических хоровых репетиций постепенно развиваются и совершенствуются.

Пение в хоре помогает воспитывать в его участниках гуманистические черты характера: доброту, отзывчивость, обязательность, способность помочь, ответственность  за свою работу и работу коллектива в целом.

В заключение отметим, что в настоящее время детская хоровая культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов-хормейстеров, учителей музыки, ведущих вокально-хоровую работу в детских школьных учреждениях. Оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана естественной потребностью сохранения традиций отечественной певческо-хоровой культуры.

Таким образом, в условиях постоянного реформирования вокальных  навыков тема курсовой работы является весьма актуальной.

Объект исследования: вокально-хоровые упражнения.

Предмет исследования: формирование вокальных навыков на материале упражнений.

 Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.

Задачи:

- изучить вокальные  упражнения для младшего детского хора;

- проанализировать особенности  формирования вокальных навыков  младших школьников;

- определить принципы  подбора вокальных упражнений;

- выявить роль вокальных  упражнений в формировании вокальных  навыков.

Метод исследования: 1. Анализ педагогической и методической литературы.

2. Исследование.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.

1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков.

Хоровое пение - основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах. В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки.

Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть исполнение.

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое  требует известной автоматизации  певческих приемов. Чем совершеннее  певец владеет техникой, тем больше творчества он внесет в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.

Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимся.

Необходимым условием выработки  певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность  с целью совершенствования этих навыков. В процессе такой повторности  происходит усовершенствование способов выполнения задания, его закрепление, уточнение.

Весь процесс выработки  вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися  ведется работа над воспитанием  основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, одновременное произношение текста, протяжность звучания.

В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем  и совершенствуем эти навыки - вырабатываем нижнереберно-диафрагматическое дыхание, требующее сохранения вдыхательного  положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой.

Большое значение для  выработки вокально-хоровых навыков  имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования. Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в пении. Мышечное чувство в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формирование исполнительских навыков и приемов, которые придают певческому звучанию необходимую художественную окраску.

В процессе вокально-хоровых  упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работе голосообразующего аппарата.

Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся?

Искусство пения требует  овладения сложным комплексом художественно-технических  элементов. Достигается это путем  фиксации внимания учащихся на каждом отдельном этапе обучения в хоре, на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.

Первым условием системы  вокально-хоровых упражнений является воспитание сознательного отношения  учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики: даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

Вторым условием системы  упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач.

В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного к более  трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.

В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение учебного материала, при котором  ученику приходится преодолевать постепенно возрастающие трудности.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Новая песня, новое упражнение, новая  задача при повторении известного материала, новый методический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя - все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения искусством пения. Необходимо показать всю прелесть, богатство и разнообразие этого вида искусства, возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.

Если педагог не может заинтересовать учащихся, то нередко это приводит к тому, что внимание их угасает, наступает скука, появляется рассеянность. Задача руководителя хора заключается  в том, чтобы использовать непроизвольное внимание учащихся, направить его в нужное русло.

Четвертое условие- разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений с одного задания на другое, охват целого комплекса заданий.

Концентрация упражнений вокруг определенной художественно-технической задачи приводит к усвоению определенного навыка. Не следует, однако, слишком долго задерживать учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет внимание детей и в то же время отвлекает от других задач.

Информация о работе Вокально-хоровые упражнения в детском хоре и их роль в формировании вокальных навыков