Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:20, курсовая работа
Цель исследования - определение условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса школьников и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования:
- изучить опыт формирования познавательного интереса в практической деятельности учителя современной школы;
Введение ...............................................................................................3
§ 1. Проблема познавательного интереса, как актуальная
проблема психолого-педагогической науки. ……………6
§ 2. Методы развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………………………………12
2.1. Разнообразие методов развития познавательного интереса на уроках музыки……………………………………12
2.2. Метод игры…………………………………………………21
Заключение. ………………………………………………… 28
Литература……………………………………………………
Как отмечала Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся в высшей степени важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни.
§ 2. Методы развития познавательного интереса на уроках музыки.
2.1. Разнообразие методов развития познавательного интереса на уроках музыки.
Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка.
Учебная деятельность—ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в советской детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий) (СНОСКА: См.: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. 2 - е изд. М, 1979, с. 86.). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но «свою ведущую функцию та или иная деятельность,— как считает Д. Б. Эльконин, — осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности» (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М, 1974 («Педагогика и психология», № 10), с. 18.).
Учебная деятельность—это особый вид деятельности, отличный» например, от трудовой. Изменяя материал, работая с ним, человек в процессе трудовой деятельности создает новый продукт. Сущность трудовой деятельности состоит именно в создании Продукта. Сущность же учебной деятельности состоит в присвоении научных знаний. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Цель учения в советской психологии рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д. Б. Эльконина, «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является прежде всего изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т, е. новых способов действия с научными понятиями. - Таким образом, учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974 («Педагогика и психология», № 10), с. 45.).
Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т. е. он не обладает учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Интересы младших школьников, как правило, обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.
Многие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов, как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Подлинно познавательные интересы, по мнению В. В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять существенные связи повышает и их желание учиться.
М. Ф. Морозов считает, что интерес к учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета.
Необходимо отличать понятия интерес и занимательность. Н. Г. Морозова связывает занимательность с внешней привлекательностью предмета, действия или эффектным его преподнесением.
Она считает, что школьники плохо усваивают научное содержание занимательных книг. Это объясняется тем, что занимательность обычно создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы. Например, детей привлекали в основном конкретные действия животных, но не знания о них, хотя из книг можно было получить и знания о животных. Подлинный интерес к познавательному содержанию текста возникал только в тех случаях, когда линия действия персонажей была связана с поиском решения научной проблемы и все события развертывались вокруг этой проблемы.
Такая же картина может быть и па уроке: яркие наглядные пособия, эффектное оформление, неожиданные опыты, занятные детали. В результате—эмоции, но нет узнавания нового, т. е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова. Это не значит, что занимательность совсем не нужна. Важно только помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство, Желание посмотреть, даже рассмотреть, но только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса. Любопытство связано с положительными эмоциями, но внимание быстро угасает, если не возбуждается желание пойти дальше, понять, что это такое, как это возникло, какова его природа.
В то же время занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, поскольку она «способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого».
Как показывают исследования, на формирование интереса к учению большое влияние оказывает такое социально - психологическое условие, как групповая сплоченность в ходе совместной деятельности.
Исследования показали, что при введении совместной деятельности у учеников не только повышается желание самостоятельно овладевать знаниями, но и стремление поделиться ими с товарищами (Л. К. Золотых). Первостепенное значение на уроке приобретает организация различных форм коллективной деятельности и делового общения: совместное планирование последовательности действий, взаимоконтроль, взаимооценка и т. п. Достаточно широко на уроках в начальных классах могут быть использованы взаимная проверка письменных самостоятельных работ, взаимопроверка при заучивании наизусть, взаимное рецензирование и редактирование творческих работ детей.
При организации такой коллективной деятельности на уроке важно ставить всех учащихся в равные условия, чтобы каждый, независимо от его дисциплины и успеваемости, побывал в роли и проверяющего и проверяемого, т. е. одни и тот же ученик должен попеременно становиться то в позицию оценивающего, то в позицию оцениваемого. Такая коллективная деятельность на уроке создает условия для нового вида межличностного общения—делового предметного общения, что создает предпосылки для самостоятельного обсуждения детьми вопросов, изучаемых на данном уроке.
В процессе коллективной деятельности на уроке учащийся сравнивает результаты своей работы с работой товарища, что повышает интерес к работе других. Коллективная деятельность формирует такой общественно - ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, свой успех, но и за дело, успех товарищей, класса в целом.
В классах, где формируется общественное мнение, доброжелательное отношение к учению и к людям вообще, где каждый ребенок в системе межличностных отношений занимает благополучное положение, снижения мотивации учения не происходит. Таким образом, удовлетворение познавательной потребности и потребности в определенных социальных отношениях (с товарищами, коллективом) обеспечивает поддержание и развитие положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте и при переходе в средине классы.
В связи с модернизацией российского образования в школьном музыкальном образовании произошли значительные изменения, вплоть до пересмотра его основ. Одна из важнейших задач, которые стоят перед учителем сегодня - это развитие творческого начала у детей.
Необычные личностно развивающие уроки предполагают использование необычных методов, которые могут быть применены как на уроках по всем предметам, так и иметь особую специфику, например, при проведении уроков музыки и разрешении личностно ориентированных ситуаций. Данные методы апеллируют не только к интеллекту, но и к чувствам - «вратам добродетели» детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободно высказывают свои суждения, мнения.
Метод «домино». Суть его заключается в следующем. Внимание учащихся фокусируется на песне, например, «Котенок и щенок», которая внесена школьниками в готовящийся весенний карнавал. Но слова песни не совсем подходят к тематике праздника. Ребятам предлагается правильно выбрать несколько других объектов, к примеру, «слоненок», «енот», «компьютер», «стыд». Затем учащиеся вместе с учителем «примеряют» признаки этих слов к данной песне. В результате получается новая песенка.
Было:
В одной квартире жили котенок и щенок,
Приятелями были котенок и щенок.
Один усатенький, другой мохнатенький,
Приятелями были котенок и щенок.
Пришли ребята вскоре, а елка на боку.
Немало было горя котенку и щенку.
Их так нахлопали, их так нашлепали,
Что было очень больно котенку и щенку.
Стало:
В одной квартире жили слоненок и енот. Приятелями были слоненок и енот.
Один ушастенький, другой мохнатенький, Приятелями были слоненок и енот.
Пришли ребята вскоре - компьютер на боку. Слоненку было стыдно, енота след простыл.
Изменение содержания концовки песни невольно обнаруживает ее несоответствие с мелодизацией в финале. Учащиеся предлагают свои варианты. В такой ситуации задача учителя сводится к деликатным подсказкам, типа: «А что, если изменить динамические оттенки в конце песни или ритм?», «Может быть, подумаем над темпом или введением нового инструмента в аккомпанемент песни?» и т.д. Результатом такой поддержки можно считать совместное исполнение предлагаемых вариантов под руководством авторов.
Другой пример показывает, как можно активизировать деятельность школьников по использованию ими полученных ранее знаний.
Например, для усовершенствования берется «Турецкий марш» Л. Бетховена. Ребята произвольно избирают ведущий музыкальный инструмент, темп, динамические оттенки и тональность. Неожиданные сочетания этих объектов и признаков при активном воображении дают интересные результаты и заставляют учащихся произвольно использовать тот пласт знаний, который у них уже имеется.
Метод «Если это...» заключается в том, что учащиеся вытаскивают из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать.
Задача метода - активизировать включение знаний и опыта учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.
Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек. Например, одной из школьниц нужно было соотнести слово «заяц» с достаточно громкой и грозной музыкой. Ответ на вопрос: «Если это заяц, то, что изображает эта музыка» был таков: «Она (музыка) не о том, как он бегает или прячется, она о том, как зайчик боится, это музыка его страха».
В более усложненном варианте ребята, получив карточку с портретом того или иного композитора, могут порассуждать о том, как бы то или иное произведение звучало в стиле В. Моцарта, Р. Щедрина/Б. Гребенщикова и т.д. Ещё познакомить школьников с многообразными формами (концерт, вернисаж, юморина, мюзикл и т. д.). Этот метод поддержки требуется, когда учащиеся переходят к совместной деятельности по подготовке к тому или иному событию. Ребята называют любой музыкальный термин и по числу букв в этом слове прокручивают каждый из четырех кругов, закрепленных на подвижных осях. Поочередно, одно за другим, вращая их, учащиеся определяют сферу, затем форму, жанр и назначение (адресование) того мероприятия, которое им предстоит создать совместными усилиями. Такой, достаточно случайный, подбор обеспечивает множество сочетаний и позволяет постепенно познакомиться с устройством и содержанием работы филармонии, театра и т. д, или понять теоретически и практически что такое «сатира» или «трагедия».
Метод ощущения пространства. Его суть заключается в том, что учащимся предлагается побеседовать о назначении прослушиваемого музыкального произведения. Вопросы могут звучать так: «Как вы думаете, можно было бы поздравить вашу бабушку или маму с днем рождения этой музыкальной композицией?», или «По-вашему, эта музыка смогла бы успокоить вас, когда просто хочется плакать?» С помощью этого метода школьниками легко усваивается нотная грамота. Ребята открывают для себя, что ноты - это «маленькие человечки», которые могут «собираться в компании» и образовывать мотивы. У них есть свои «семьи» -мелодии, из которых можно узнать о «жизни» этих человечков.
Информация о работе Развитие интереса у младших школьников на уроках музыки