Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ
Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.
Образность
дополняется забавностью сказок
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек - четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.
В
силу отмеченных выше особенностей сказки
всех народов являются эффективным
средством воспитания. О воспитательной
ценности сказок писал А.С. Пушкин: «...вечером
слушаю сказки и вознаграждаю тем
недостатки проклятого своего воспитания».
(1)
1.3. Сказки с напевами
Сказки с напевами обладают
всеми выше перечисленными
Впервые сказки с напевами были открыты Г. М. Науменко. Ему отводится особая роль — собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Г. М. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях все богатство и разнообразие детского фольклора. Им впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.
Сказки записаны Г.М. в фольклорных экспедициях в различных уголках России и за её пределами, во многих деревнях и сёлах в период с 1971 – по 1993 год. Хотя и дошли они из глубокой старины до наших дней, но и сейчас их поют мамы и бабушки своим детям и внукам. Сказки с напевами – единственные произведения фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствует речь и пение. Почти во всех сказках о животных, рассказываемых маленьким детям, есть песни. Также песни встречаются в некоторых волшебных сказках - это «Чувилюшка», «Чудесная дудочка», «Морозко», «Соломенная масленица», «Золотые серпы» и др. Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру , динамические оттенки, тембровые краски исполнитель голосом всесторонне передаёт образ и характер персонажа сказки и его действия. Чтобы передать песню лисы, выманивающей из дома петуха, исполнитель изменяет естественный тембр голоса, утончает его, делает его льстивым и хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя, идущего по селу на липовой ноге, тембр голоса, наоборот, утолщает, поёт нарочито грубо и замедленно, интонирует в более низком регистре. Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру.
В сказках с напевами идёт
чередование изложения текста
и самих напевов. Не во всех
сказках они ритмичны, но мелодии
лёгкие и быстро запоминаются
детьми. Ритм чувствуется только
в напевах сказок. Композиционно
сказки небольшие, поэтому
Сказки
с напевами разнообразны по тематике
и образному содержанию: в некоторых
идёт речь о животных, в некоторых
занимательные волшебные
Напевы
в сказках отличаются простотой,
ясностью и красочностью. Они способствуют
раскрытию образного содержания
сказки. Интонировать напевы несложно:
мелодии чаще всего состоят из
трёх – пяти звуков и легко запоминаются.
В основном в сказках преобладают повторяющиеся
напевы.
Выводы по 1-ой главе
Музыкальный фольклор как
Материнский и собственно «детский фольклор» включает в себя разнообразные жанры: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, считалки, молчанки, дразнилки и различается функционально.
Назначение материнского фольклора : через прибаутки, потешки - доставить ребёнку радость, побудить к совместным действиям с взрослым –игре, движениям .
Колыбельные песни несут в себе познавательную, воспитательную, эстетическую, коммуникативную функции.
Колыбельные песни помогают матери установить эмоциональный контакт с ребенком. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных младенец получает первые знания об окружающем мире, с их помощью он овладевает речью.
Эстетическая
функция колыбельных
Фольклор,
исполняемый самими детьми, несёт
в себе функции регуляции игровой
и коммуникативной
Сказки
с напевами – оригинальный, самобытный
жанр детского фольклора, где, аналогично
традиционным детским сказкам есть
мораль. В сказках с напевами переплетаются
текст и напев. Как правило, это
короткие, легко запоминающиеся сказки
с разнообразной тематикой и
персонажами, аналогичными обычным
детским сказкам.
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ
Несмотря на многолетний
2.1 Организация и содержание педагогического эксперимента
Цель педагогического эксперимента: выявить в процессе педагогического эксперимента особенности восприятия детьми 4-6 лет сказок с напевами и отношение дошкольников к этим сказкам
Педагогический эксперимент включал в себя 3 этапа: подготовительный, экспериментальный, заключительный. На подготовительном этапе были определены формы педагогической работы со сказками с напевами, отобраны сказки для детей разных возрастных групп, разработан семинар-практикум для воспитателей детского сада, разработана серия музыкальных занятий и развлечений с включением сказок с напевами.
Экспериментальная часть включала в себя:
1).констатацию
эмоционального отклика
2)педагогическую
работу со сказками с напевами
в процессе музыкальных
3).педагогическое
наблюдение за эмоциональными
проявлениями, особенностями восприятия
и воспроизведения детьми
Заключительная
часть педагогического
Подготовительный этап
формы работы со сказками с напевами:
- рассказывание сказки взрослым;
- рассказывание сказки
- рассказывание сказки ребёнком;
- сочинение детьми собственной сказки с напевом.
У большинства детей младшей группы в период поступления в детский сад наблюдались трудности в словесных средствах общения вплоть до их полного отсутствия. Словарь беден, неточен; фраза неполная, аграмматичная. Монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами. Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Поэтому мы выбрали одно из ведущих средств в развитии речи детей, - устное народное творчество, выраженное в сказках с напевами.