Сказки с напевами в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить в процессе экспериментального исследования педагогическую целесообразность использования сказок с напевами в музыкальной практике ДОУ
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
- осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; проблеме использования сказок с напевами в художественном воспитании детей дошкольного возраста
- определить в процессе экспериментально-педагогической работы особенности организации, формы и методы педагогической работы со сказками с напевами на музыкальных занятиях в ДОУ
- разработать методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ

Содержание

Введение ………………………………………………………… стр.2
Глава 1. Детский музыкальный фольклор
1.1. Детский и материнский фольклор……………………… стр.7
1.2. Значение сказки для всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………….. стр.16
1.3. Сказки с напевами…………………………………………… стр.21
Глава 2. Сказки с напевами в музыкальной практике ДОУ……………………………………………………………
2.1. Организация и содержание педагогического эксперимента стр.26
2.2 . Педагогическая работа со сказкой с напевами с детьми дошкольного возраста…………………………………… стр.30
2.3 . Анализ и обобщение данных педагогического эксперимента стр.43
Глава 3. Методические рекомендации по использованию сказок с напевами в ДОУ…………………………………………… стр.47
Заключение …………………………………………………………… стр.51
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 154.79 Кб (Скачать файл)

     Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

     Образность  дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка». В чувашской присказке «У одного была умная кошка» кошка умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил крест и на кресте написал так: «У одного была умная кошка...» и т.д. И так до тех пор, пока слушатели смехом и шумом («Хватит!», «Не нужно больше!») не лишат рассказчика возможности продолжать сказку.

     Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

     Сказка  ложь, да в ней намек!

     Добрым  молодцам урок.

     Намеки  в сказках применяются как  раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в  том, что в них дается «добрым  молодцам урок» не общими рассуждениями  и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому  дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности  сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости - на камне, что выучено в старости - на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек - четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

     В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным  средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин: «...вечером  слушаю сказки и вознаграждаю тем  недостатки проклятого своего воспитания». (1) 
 
 

  1.3. Сказки с напевами

       Сказки с напевами обладают  всеми выше перечисленными характерными  чертами и достоинствами традиционной  детской сказки. сказки. Их особенностью является то, что в литературный текст включены напевы. Сказки не только рассказываются, но и поются. Напевы –  это короткие мелодии, которые придают сказке ещё большую образность.

                Впервые сказки с напевами  были открыты Г. М. Науменко.  Ему отводится особая роль — собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Г. М. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях все богатство и разнообразие детского фольклора.  Им впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.

     Сказки  записаны Г.М. в фольклорных экспедициях  в различных уголках России и  за её пределами, во многих деревнях и  сёлах в период с 1971 – по 1993 год. Хотя и дошли они из глубокой старины  до наших дней, но и сейчас их поют мамы и бабушки своим детям  и внукам.       Сказки с напевами – единственные произведения фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствует речь и пение. Почти во всех сказках о животных, рассказываемых маленьким детям, есть песни. Также песни встречаются в некоторых волшебных сказках - это «Чувилюшка», «Чудесная дудочка», «Морозко», «Соломенная масленица», «Золотые серпы» и др.   Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру , динамические оттенки, тембровые краски исполнитель голосом всесторонне передаёт образ и характер персонажа сказки и его действия. Чтобы передать песню лисы, выманивающей из дома петуха, исполнитель изменяет естественный тембр голоса, утончает его, делает его льстивым и хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя, идущего по селу на липовой ноге, тембр голоса, наоборот, утолщает, поёт нарочито грубо и замедленно, интонирует в более низком регистре.  Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру.  

            В сказках с напевами идёт  чередование изложения текста  и самих напевов. Не во всех  сказках они ритмичны, но мелодии  лёгкие и быстро запоминаются  детьми. Ритм чувствуется только  в напевах сказок. Композиционно  сказки небольшие, поэтому хорошо  воспринимаются детьми младшего  возраста. Язык в сказках с  напевами самобытный, исходит из  истоков народной культуры. Звукоподражательные  слова особенно близки и понятны,  эмоционально воспринимаемы нашими  малышами, так как по уровню  своего речевого развития они  широко пользуются ими в средствах  общения.

     Сказки  с напевами разнообразны по тематике и образному содержанию: в некоторых  идёт речь о животных, в некоторых  занимательные волшебные повествования  об удивительных приключениях героя, будь это животное или птица (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка), в некоторых  другие звери - это вымышленные персонажи ( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Колобок...) или в некоторых сказках сказочным прообразом служит вполне обычный человек,  (Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны),  всех персонажей, героев и не перечесть.

     Напевы  в сказках отличаются простотой,  ясностью и красочностью. Они способствуют раскрытию образного содержания сказки. Интонировать напевы  несложно: мелодии чаще всего состоят из трёх – пяти  звуков и  легко запоминаются.  В основном  в сказках преобладают повторяющиеся напевы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по 1-ой главе

       Музыкальный фольклор как часть  народной культуры обладает  несомненным   педагогическим  потенциалом, существенными  художественно-педагогическими возможностями,  является одним из универсальных  средств воспитания ребенка, обучения  его основам культуры, приобщения  к традиционному народному опыту;

     Материнский и собственно «детский фольклор»  включает в себя разнообразные жанры: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, считалки, молчанки, дразнилки   и различается функционально.

     Назначение  материнского фольклора : через прибаутки, потешки -  доставить ребёнку радость,  побудить  к совместным  действиям с взрослым –игре,  движениям .

     Колыбельные песни несут в себе познавательную, воспитательную, эстетическую, коммуникативную функции.

        Колыбельные песни помогают матери установить эмоциональный контакт с ребенком. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим. Из колыбельных младенец получает  первые знания об окружающем мире, с их помощью он овладевает речью.

     Эстетическая  функция колыбельных заключается  в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному  – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать чувствам, выраженным в песнях. Эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.

     Фольклор, исполняемый самими детьми, несёт  в себе функции регуляции игровой  и коммуникативной деятельности.  Детские недостатки и проступки высмеивают дразнилки, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания, тренируется эмоциональная устойчивость, самообладание, Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна – значительно более действенно, чем нотации взрослого. Свои психологические и воспитательные функции у молчанок, мирилок. Причем, осуществляются эти функции без вмешательства взрослых, готовых наказать нарушителя дисциплины и правил поведения.

     Сказки  с напевами – оригинальный, самобытный жанр детского фольклора, где, аналогично традиционным детским сказкам есть мораль. В сказках с напевами переплетаются  текст и напев. Как правило, это  короткие, легко запоминающиеся сказки с разнообразной тематикой и  персонажами, аналогичными обычным  детским сказкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2.    Сказки с  напевами в музыкальной  практике ДОУ

                Несмотря на многолетний педагогический  опыт работы в детских образовательных  учреждении, следует отметить отсутствие  опыта работы с этим жанром  детского фольклора. Желание познакомить  детей со сказками с напевами  повлекло за собой изучение  этого жанра и, в конечном  итоге, привело к исследованию  его возможностей  в практическом  применении в музыкальной практике  ДОУ.

     2.1 Организация и содержание педагогического эксперимента

     Цель  педагогического  эксперимента: выявить в процессе педагогического эксперимента особенности восприятия детьми 4-6 лет сказок с напевами и отношение дошкольников к этим сказкам

     Педагогический эксперимент включал в себя 3 этапа: подготовительный, экспериментальный, заключительный. На подготовительном этапе были определены формы педагогической работы со сказками с напевами, отобраны сказки для детей разных возрастных групп, разработан семинар-практикум для воспитателей детского сада, разработана серия музыкальных занятий и развлечений с включением сказок с напевами.

     Экспериментальная часть включала в себя:

     1).констатацию  эмоционального отклика особенности  восприятия, отношения детей к  сказкам с напевами;

     2)педагогическую  работу со сказками с напевами  в процессе музыкальных занятий,  развлечений и в повседневной  жизни детского сада;

     3).педагогическое  наблюдение за эмоциональными  проявлениями, особенностями восприятия  и воспроизведения детьми сказок  с напевами ( рассказывание детьми сказок, инсценировки, драматизации).

     Заключительная  часть педагогического эксперимента включала в себя: анализ данных наблюдений за детьми в процессе восприятия и  воспроизведения детьми сказок с  напевами, рефлексивный анализ педагогических действий музыкального руководителя и  воспитателя.

     Подготовительный  этап

       формы работы со сказками с напевами:

     - рассказывание сказки взрослым;

      - рассказывание сказки совместно  с детьми с элементами драматизации;

      - рассказывание сказки ребёнком;

     - сочинение детьми собственной  сказки с напевом.

     У большинства детей младшей  группы в период поступления в детский  сад наблюдались  трудности в  словесных средствах общения  вплоть до их полного отсутствия. Словарь  беден, неточен; фраза неполная, аграмматичная. Монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами. Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Поэтому мы выбрали одно из ведущих средств в развитии речи детей, - устное народное творчество, выраженное в  сказках  с напевами.

Информация о работе Сказки с напевами в детском саду