Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
1. Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
в) уплата налога – обязанность налогоплательщика и не порождает встречные обязанности государства;
г) налог взыскивается на условие безвозвратности;
д) абстрактность налога, целью взимания налога является обеспечением государственных расходов вообще.
2. Функции налогов. С юридической точки зрения функция налога - это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства. Фискальная функция всегда удовлетворяет интересам государства, так как означает формирование государственных доходов путем аккумулирования денежных средств налогоплательщиков в бюджете и внебюджетных фондах. Эти поступления идут на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы. В ходе реализации фискальной функции налогов государству необходимо контролировать полноту и своевременность поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и оказывать влияние на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Контроль осуществляется налоговыми органами через систему санкций и затрагивает разные виды ответственности субъектов налогообложения.
Регулирующая – проявляется через стимулирование или дестимулирование отдельных сфер экономики, перераспределение общественных доходов между различными категориями налогоплательщиков, а также воспроизводственный процесс. Сущность стимулирования состоит в предоставлении льгот и освобождений определенным видам деятельности, приоритетным направлениям экономики. Дестимулирование - это противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое и относится, например, к игорному бизнесу.
3. Принципы налогообложения. К фундаментальным принципам налогообложения относим:
4. Виды налоговых платежей. Налоговый кодекс разграничивает понятие налог и сбор. Налог определен п.1ст.8 НКРФ, а в п.2 ст.8 НКРФ определяется сбор.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика, сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами юридических значимых, включая определенных прав, или выдача разрешений (лицензий)». Различие между налогом и сбором:
налоги – абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы признаны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг. Сборы согласно п.2 ст.8 НКРФ объединяет понятие сбор и пошлины. Поэтому к сборам относят и государственную пошлину. Условно их делят так: сбор уплачивается в основном за обладанием специальным правом за получение лицензии.
Пошлина – взимается в качестве компенсации государству за пользованием государством имущества или выполнения юридически значимых действий в пользу плательщика.
Существует 4 разновидности не налоговых платежей:
5. Классификация налогов. Делим налоги согласно ст.12 НКРФ по органу власти узаконивающие применение налогов:
Деление налогов по способу взимания:
1) прямые налоги, взимаются
с доходов или с имущества
налогоплательщика. Эти налоги делятся:
реальные прямые налоги, берется
с предполагаемого среднего
2) косвенные налоги, всегда
включаются в цену товара и
услуг. Окончательно за косвенные
налоги платит потребитель
а) косвенные индивидуальные, т.е. облагается строго определенная группа товаров (акциза);
б) косвенные универсальные, которые облагаются почти все товары (НДС);
в) фискальные монополии, которыми облагаются все товары производства и реализации, которые сосредоточены в государственных структурах.
По целевой направленности введения налога:
1) абстрактные общие налоги,
предназначены для
2) целевые (специальные) налоги,
водимые для финансирования
Деление по субъекту плательщиков налогов: налог взимаемые с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц; налог взимание с организации; налог на имущество организации.
3) смежные налоги, уплачиваемые
физическими и юридическими
По уровню бюджета, в который зачисляются налоговый платеж:
По порядку введения делятся на: общие обязательные платежи, взимаются на всей территории страны (НДС, госпошлина); факультативные налоги, они предусмотрены налоговым законодательством, но их введения и порядок взимания компетенции субъектов РФ или местного самоуправления (единый налог на вмененный доход на отдельный вид деятельности).
По срокам уплаты делятся:
Делятся налоги по степени субъекта и объекта налогообложения, т.е. налоги по принципу резидентства:
Налог определяется по степени отнесения к цене товара:
6. Понятие и состав элементов налогообложения. Базовый принцип налогового права предполагает «при установлении налога должны быть определенны все элементы налогообложения» п.6ст.3НКРФ. В законе нужно отразить все ее составляющие. Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге можно привести к расширенному толкованию как со стороны налогоплательщика, так и государства. Если законодатель не определил или не установил хотя бы один элемент налог, то налогоплательщик может не уплачивать налог, или уплачивать как себе угодно. Элементы делятся на существенные, дополнительные и факультативные. Элемент, без которого налоговое обязательство и порядок управления не могут считаться определенными, называется существенными или обязательными элементами. Дополнительные элементы напрямую не предусмотрены законодательством ст.17 НКРФ, для установления налога вполне характеризуют налоговое обязательства и порядок его исполнения они содержаться в законе о конкретных налогах. Факультативные элементы отсутствие этих элементов не влияют на степень определенности налогового обязательства. Представительные органы власти субъектов РФ (власти местного самоуправления) устанавливают региональные (местные) сборы налога.
Согласно ст.12 НКРФ к ним относят налоговые ставки в порядке и пределы предусмотренные НКРФ. Налоговые льготы основание их применение.
7. Понятие налогоплательщик и объект налогообложения. Налогоплательщик – это субъект налогообложения, лицо на которое возложена обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом сократить свои доходы. Согласно ст.19 НКРФ налогоплательщик и плательщик сборов выступает организации и физические лица, на которое возлагает обязанность уплачивать налоги и сборы.
Филиалы и другие обособленные подразделения российского органа исполняют обязанность по уплате налога и сбора по своему местонахождению.
Следует четко отмечать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает в том случае, если есть возможность переложить на него тяжесть налогового времени налогоплательщика, т.е. он за налогоплательщика платит налог.
Налогоплательщик – это субъект налогообложения, лицо на которое возложена обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом сократить свои доходы. Согласно ст.19 НКРФ налогоплательщик и плательщик сборов выступает организации и физические лица, на которое возлагает обязанность уплачивать налоги и сборы.