Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций

Краткое описание

Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.doc

— 156.45 Кб (Скачать файл)

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

*  принципы налоговой политики и налогообложения;

*  система и принципы налогового законодательства;

*  порядок установления и ввода в действие налогов;

*  порядок распределения налогов по бюджетам;

*  виды налогов и общие элементы налогов;

« права и ответственность участников налоговых отношений;

*  порядок и условия налогового производства;

*  формы и методы налогового контроля;

*  система налоговых органов.

Кратко охарактеризуем отдельные существенные условия налогообложения применительно к Российской Федерации.

Налоговая система государства строится в соответствии с определенными принципами налогообложения. Фундаментальные и юридические принципы подробно рассмотрены ранее в данном учебном пособии. Существуют и другие принципы налогообложения, на которых базируется построение налоговой системы государства, а именно: 1) принцип подвижности (эластичности). Суть его в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными публичными потребностями. Так, например, в ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве ответной меры государства против уклонения от уплаты налогов;

2) принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать  в течение многих лет до  налоговой реформы. Данный принцип  обусловлен частными и публичными  интересами;

3) принцип множественности  налогов. Налоговая система эффективна  только в том случае, если она  предусматривает множественность  налогов. Такая позиция обусловлена  следующими обстоятельствами: 1) соблюдением относительной справедливости в обществе путем перераспределения налогового бремени по плательщикам; 2) при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы; 3) соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого;

. 4) принцип гармонизации  налогообложения с другими странами. В систему налогов России включены  многие налоги, присущие экономически  развитым странам (НДС, акцизы, подоходный  налог, поимущественные налоги и  др.). Сходство с налоговыми системами  других стран дает Российской  Федерации возможность участвовать  в мировых экономических сообществах.

Другим существенным условием налогообложения является система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. В систему российского налогового законодательства входят: Конституция РФ, международные договоры и соглашения, Налоговый кодекс РФ, законы общего действия и о конкретных налогах, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты органов местного самоуправления, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.

Порядок распределения налогов по бюджетам. В России основную часть доходов различных бюджетов составляют именно налоги. В федеральном бюджете 2005 г. предусмотрено 67,1% налоговых поступлений; 32,9% неналоговых поступлений. Доходы бюджета к ВВП составляют 17,8%. Федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы страны, поэтому существенным условием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам.

От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависит стабильность и управляемость в экономике. Перераспределение налоговых поступлений по бюджетам разных уровней происходит ежегодно и связано с проводимой в стране налоговой реформой. Отмена или изменение порядка исчисления одних налогов вызывает необходимость пересмотра пропорций распределения действующих налогов по бюджетам.

 

  40. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность — правовое последствие совершения преступления, когдд к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Уголовным кодексом (УК) предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с физического  лица (ст. 198 УК). Уголовная ответственность  наступает за указанное деяние, совершенное путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах обязательно, либо путем включения в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений, если  оно совершено в крупном размере. В этом случае лицо наказывается  штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной  платы ^Ли иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, л ибо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (п. 1 ст. 198).

Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре вышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо, превышающая 300 тыс. руб.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати

Глава 10. Ответственность за нарушение налогового законодательства

109

месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (п. 2 ст. 198).

Примечание. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

2. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). Уголовная ответственность  наступает за уклонение от  внесения этих платежей путем  непредставления налоговой декларации  или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  о налогах и сборах является  обязательным, либо путем включения  в налоговую декларацию или  такие документы заведомо ложных  сведений. Причем это уклонение  должно быть квалифицировано  как совершенное в крупном  размере (п. 1 ст. 199).

Примечание. В этой статье, а также в ст. 199.1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

Данное преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соответствующие документы. Наказание за данное преступление — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п. 2 ст. 199).

Примечание. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб.,

110

Раздел II. Налоговое производство и налоговый контроль

при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

3.  Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, если оно совершено в крупном размере. Данное преступление наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (п. 1 ст. 199.1).

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (и. 2 ст. 199.1).

4.  Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК). Уголовная ответственность наступает за это деяние, совершенные собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

  41.Административная ответственность. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях — КоАП (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ). Этот вид ответственности предусматривает уплату штрафа. Отдельные налоговые правонарушения наказуемы как в рамках Налогового кодекса, так и Кодекса РФ об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организаций за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протоколы о выявленных ими нарушениях.

Полномочия по наложению административных штрафов с виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи. Размер штрафа зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ)2.

1 Порядок взыскания пеней  определяется ст. 75 и 133 НК РФ. Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки исполнения обязательства  по уплате налога или сбора. Размер пени определяется в  процентах от неуплаченной суммы  налога или сбора. Процентная  ставка пени принимается равной  одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования  Центрального банка РФ.

2 Базовая сумма, применяемая  в настоящее время для исчисления  налогов, сборов, штрафов, составляет 100 руб.

         

Кодексом об административных правонарушениях установлены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.

1. Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (ККТ) — штраф: на граждан — от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ (ст. 14.5 КоАП).

2. Осуществление расчетов  наличными деньгами с другими  организациями сверх установленных  размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов — штраф: на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ(ст.15.1 КоАП).

3. Нарушение установленного  срока подачи заявления о постановке  на учет в налоговом органе  или органе государственного  внебюджетного фонда (при этом  деятельность организация не  вела) — штраф на должностных  лиц от 5 до 10 МРОТ (п. 1 ст. 15.3 КоАП).

4. То же деяние, что  и в п. 3, сопряженное с ведением  деятельности без постановки  на учет в налоговом органе  или органе государственного  внебюджетного фонда — штраф  на должностных лиц от 20 до 30 МРОТ (п. 2 ст. 15.3 КоАП).

5. Нарушение срока представления  в налоговый орган или орган  государственного внебюджетного  фонда информации об открытии  или закрытии счета в кредитной  организации — штраф на должностных  лиц от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП).

Информация о работе Лекции по "Налогам"