Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ….

 

1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….

 

1.2 Элементы  налоговой системы………………………………………………

 

ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….

 

2.1 Развитие  и реформирование налоговой системы  Республики Беларусь…

 

2.2 Виды налогов,  сборов (пошлин), действующих на территории               Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..

 

3.1 Сравнительный  анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………

 

3.2 Направления  совершенствование налогового законодательства…………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике – сложнейшая социально- экономическая проблема, решение которой требует принципиальных изменений во всех сферах жизни общества. Активное использование в интересах экономического развития стихийных сил рынка и конкуренции невозможно без обоснованного установления определенных ограничивающих и регулирующих условий в целях предотвращения негативного воздействия рынка на экономику. Именно такой подход реализуется в странах с развитой рыночной экономикой. И здесь на первое место выдвигается регулирующая роль государства, осуществляемая различными методами, среди которых важное место занимает налоговое регулирование.

Наиболее важным фактором высоких темпов экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития большинства европейских  стран является система налогообложения.

Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним  из  основных рычагов воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.

Развитие и  изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налоговая система  Республики Беларусь не совершенна и  нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее  время является актуальной.

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы  и в целях снижения налоговой нагрузки.

Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:

- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения  налоговой системы, ее основные  элементы;

- рассмотрено  налоговое законодательство Республики  Беларусь;

- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;

- проанализирована  структура и роль налоговых  поступлений в формировании доходной  части бюджета Республики Беларусь, их динамика;

- исследована  структура и уровень налоговой  нагрузки на экономику, а также  динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

- рассмотрены  особенности налоговых систем  развитых стран мира, их недостатки;

- рассмотрены  основные направления реформ  систем налогообложения;

- произведен  сравнительный анализ систем налогообложения государств;

- выявлен ряд недостатков действующей системы налогообложения;

- предложены  мероприятия с целью совершенствования  налогообложения в Республике  Беларусь.

Объектом исследования является национальная налоговая система.

Предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь и основные направления  ее совершенствования

В процессе работы использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических  источников, а также статистического  анализа фактического материала.

Тема налоговой  системы в достаточной степени  освещена в различных литературных источниках. Для написания теоретической  части дипломной работы использовались учебные пособия и исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская, Фисенко, Т.И Т. Ф. Юткина, и других. Для рассмотрения основ действующей налоговой системы республики были использованы акты законодательства.

В результате исследования определены основные проблемы и внесены  предложения по совершенствованию налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1 Понятие  налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения

 

Вопрос о  происхождении налоговой системы  в финансовой науке дискутировался в рамках цивилизованного и формационного подходов. Сторонники первого, прежде всего А. Вагнер, считали, что эволюция налоговой системы была исключительно результатом развития экономики. Эволюционное происхождение налоговой системы нашло свое отражение в ее определении. Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов.

В становлении налоговой  системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период - XVI-XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, потребности государства значительно возросли, что привело к необходимости поиска новых источников государственных доходов. В данный период масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западноевропейских государств. С конца XVIII в. наступает новая эпоха в истории налогов. К этому времени определились правила обложения, представление о постоянстве налогов успешно укоренится. Третий период (XIX в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными, и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают крупный (миллионный) доход. Финансовая история этого периода в значительной степени отличается от предшествующих более рельефными проявлениями борьбы экономических институтов, которая отражается в финансовой политике государства [19].

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и  обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [24, с.54].

Задачами налоговой системы  является: обеспечение государства  финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой  системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности [22].

В основу современной  мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные  А.Смитом и дополненные А.Вагнером. А.Смит  в своем труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», созданном в 1776г. впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения. Суть их состоит в следующем.

Правило равномерности  гласит, что подданные всего государства  обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

Суть правила определенности состоит в том, что налог, который  должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.

Исходя из правила  экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства.

Как видно из указанных  принципов, они построены А.Смитом исходя из интересов одной стороны  налоговых отношений – налогоплательщика. Поэтому сформулированные принципы получили название «декларации прав плательщика» [34, c.39-40].

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков [34, c.40].

Разработанные в XVIII-XIXвв. и уточненные в XXв. c учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему.

Указанную систему принципов  можно объединить в три направления  налогообложения, представленную на рисунке 1.1[34].

 


 


 

 

Рисунок1ю1-Современные принципы построения системы налогообложения

 

Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения, которые схематично приведены на рисунке 1.2 [34].

 







 

Рисунок 1.2-Экономические принципы налогообложения

В первую очередь в  ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную кану. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством или при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

При этом равенство и  справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и  горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.

Согласно принципу равенства  и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с – одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.[34, c.42-43]

Среди экономических  принципов налогообложения наиболее принципиальное значение.

Принцип соразмерности  налогов заключается в соотношении  наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков.

Согласно принципу всеобщности  налогов каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.

Далее проанализируем организационные  принципы налогообложения, которые схематично представлены на рисунке 1.3 [34].

 



 


 


 


Рисунок 1.3-Организационные принципы налогообложения

 

Большое значение при формировании налоговой системы  имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

- налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного капитала или фонда или имущества налогоплательщика. Крое того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических или иных подобных критериев;

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь