Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

В результате всех проведенных преобразований в республике к началу 2001 года была сформирована новая структура налогообложения, практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объемность, позволяла плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Тем не менее, уже на данном этапе явно просматривалась необходимость дальнейшего сокращения количества налогов, рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и процедуры взимания.

Второй этап. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 Об утверждении « Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы» . [17]

Были поставлены задачи реформирования не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ.

Кроме этого, данным программным документом было определено, что реформирование налоговой системы должно быть направлено на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки.

Первым результатом  работы в обозначенном направлении  стало принятие и введение в действие с 1 января 2004 года Общей части Налогового кодекса. В данном акте законодательства были систематизированы и законодательно закреплены основные понятия, термины, категории, составляющие понятийный и терминологический фундамент налоговых отношений, а также определен исчерпывающий перечень республиканских и местных налогов, сборов и пошлин, установлены единые принципы налогообложения. Введение в действие Общей части Налогового кодекса явилось одним из ключевых моментов унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Наметились реальные возможности для осуществления перехода к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства.

Кроме этого  в Республике Беларусь значительное внимание уделялось вопросам совершенствования  введенного в 2000 году зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость, а также велась работа по переходу на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых взаимоотношениях с Российской Федерацией. Вся сложность решения этого вопроса заключалась в том, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, как членов Союзного государства, отсутствовал пограничный и таможенный контроль, а значит нужно было создавать особый механизм контроля за движением товарных потоков между государствами и уплатой косвенных налогов. Заключительным этапом в этой работе явилось подписание 15 августа 2004 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и создание механизма контроля за взиманием косвенных налогов с участием налоговых органов обоих государств. Значимость этого события заключалась в значительном росте поступлений данных налогов в бюджет республики.

Кроме вышеуказанных  в течение 2001 – 2005 годов были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:

- расширена  база налогообложения действующих  платежей в бюджет посредством  сокращения льгот по налоговым  платежам как индивидуального,  так и категориального характера;

- снижены ставки  налога на прибыль с 30% до 24%, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 % (с 2002 года) до 2 %, налога на добавленную стоимость с 20 % (с 2003 года) до 18 %;

- вместо взимания  налога на приобретение бензина  и дизельного топлива и налога  с продаж автомобильного топлива увеличены на эквивалентную сумму акцизы на автомобильное топливо;

- отменены сборы  на формирование местных целевых  бюджетных жилищно-инвестиционных  фондов и на финансирование  расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда, в результате чего общая ставка целевых платежей с выручки уменьшена с 3,9 % до 3 %;

- отменены сборы  с физических лиц в пунктах  пропуска при пересечении ими  государственной границы Республики  Беларусь.

В результате данных преобразований на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения.

Нельзя не упомянуть  об уровне налоговой нагрузке на экономику. Приведена (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1. Налоговая нагрузка за 2005-2006 г.

Показатель

2005 г.

2006 г.

Отклонение(+/-)

Уровень централизации  с учетом отчислений ФСЗН, % к ВВП

48,4

48,3

0,1

Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, % к  ВВП

43,7

42,8

-0,9

Косвенные налоги, % к ВВП

18,9

17,8

-1,1

Прямые налоги, % к ВВП

9,5

9,2

-0,3

Смешанные налоги, % к ВВП

3,7

4,1

0,4

Отчисления  в ФСЗН, % к ВВП

11,6

11,7

0,1




Источник: [2, С.44]

 

Вывод: величина налоговой нагрузки в Республике Беларусь на протяжении формирования налоговой системы была высокой, но несмотря на проделанную работу по облегчению, по итогам 2005-2006 года она  не особо снизилась это говорит лишь о том, что необходимо как можно больше было делать упор на изменение налогового законодательства и упрощения в целом налоговой политики. И уже в 2006 году работа по дальнейшему совершенствованию налоговой системы приобрела более активный характер.

Третий этап. Была принята «Программа социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы». .[18]

Основной задачей, являлось выработка предложений  стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности налоговой системы, исключении множественности документов в сфере налогообложения, а также включающие реальные меры по упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства были направлены на упрощение как налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

В результате количество нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Беларуси сокращено на 87.

С 2007 года были отменены два налога на фонд заработной платы:

- чрезвычайный  налог;

- отчисления  в государственный фонд содействия  занятости

Которые взимались  единым платежом в размере 3% от фонда заработной платы. Также были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. Сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога, отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.

В апреля 2007 г.был  принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному  налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

Был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе  налогообложения»:

  • Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является валовая выручка, а ставка составляет 2 %.
  • Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
  • Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Базовые ставки этого налога установлены в евро за месяц осуществления деятельности.

Существенно расширены  условия применения упрощенной системы  налогообложения.

С 2008 года в Республике Беларусь был реализован комплекс мер по совершенствованию и упрощению налоговой системы, снижению фискального давления на экономику и усилению стимулирующей функции налогообложения. Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

Кроме того, снижен размер ставки подоходного налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту основной работы.

Сокращена периодичность  преставления налоговых декларации и сроков уплаты отдельных налоговых  налогов, существенно упрощены процедуры  налогового администрирования. Для  стимулирования предпринимательской деятельности в сельской местности, малых и средних городских поселениях предоставлены широкомасштабные налоговые льготы.

Таким образом, можно всё проанализировать и  сказать, что за прошедшие 16 лет произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения.

Благодаря проведённым  реформам в налоговой системе с 2003 по 2006 годы, количество налогов по сравнению с начальным, существенно сократилось и составило 23 в том числе (19 республиканских и 4 местных). Также по данным Министерства по Налогам и Сборам в нашей стране было отменено 12 платежей в бюджет, в том числе 5 платежей в 2008 году. Однако наша налоговая система оставалась всё ещё далёкой от систем зарубежных стран. И перед государством стала задача построить максимально простую и понятную налоговую систему, которая соответствовала бы стандартам развитых стран с учётом специфики национальной экономической модели.

Поэтому с 2009 по 2010 года начался процесс особого  реформирования, а правильнее сказать  совершенствования налоговой системы.

С 2009 года изменения  в налоговой системе еще более  значительны. Была введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. .[11, с.3-7]

К данной системе было подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов). Введена единая ставка подоходного налога в размере 12 %, в связи, с чем было отменено совокупное декларирование доходов физическими лицами. Была усовершенствована упрощенная система налогообложения.

С 2009 года снижена  ставка сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 % до 1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 % до 3 % ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Реализация данных мероприятий позволила в 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП.

В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.

По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого  имущества; исключена необходимость  подачи плательщиками уточненных налоговых  деклараций (расчетов) за прошлые налоговые  периоды. А также ставка НДС снизилась с 20 % до 18 %

По налогу на прибыль в общую систему налогообложения  включены доходы юридических лиц  от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения  нормирование расходов на аудит и  расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами. Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них, с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц, была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 тыс. рублей до 250 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500 тыс. рублей в месяц.

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь