Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

Что касается смешанных  налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и соответственно оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.

Доля смешанных  налогов в ВВП составила 2,6 %, темп роста — 97,5%.

В общей сумме  смешанных налогов почти 71 % приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 %, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 % до 0,8 %. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам

Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме того, с 2011 г. отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. Почти 23 % принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 36,1 %, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 % до 0,3 %. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с 2011 г. экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и летучих органических соединений, а также производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона исключены из состава налоговых доходов бюджета. Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 %, удельный вес по сравнению с 2010 г. не изменился и сложился на уровне 0,1 % в ВВП.

За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 % ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 %.

Преобладающую часть в структуре прочих платежей — почти 90 % — занимают налоговые  доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 %, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 % до 4,9 %. Отрицательная динамика обусловлена изменением в 2011 г. порядка уплаты таможенных пошлин.

Что касается отмененных налогов и сборов прошлых лет, то их удельный вес ВВП снизился с 0,8 % до 0,4 %.[10, с.57-60]

 

 

ГЛАВА 3

 

ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Сравнительный  анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

 

Сравнительный анализ отдельных параметров налоговой системы Республики Беларусь и налоговых систем европейских государств позволит выявить именно те области, в которых западная модель налогообложения может быть с успехом применена в нашей стране.

С 1 января 2011 г. белорусские налогоплательщики при осуществлении обычной деятельности уплачивают только 5 основных налогов, преимущественно ежеквартально. По составу основных налогов и сборов, периодичности их уплаты налоговая система Беларуси уже сегодня не отличается от налоговых систем стран Европы.

Всего Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) установлено 16 республиканских (включая таможенные пошлины) и 3 местных налога и сбора. Что же касается количества налогов в странах Европы, то оно колеблется от одного до нескольких десятков в зависимости от страны. Так, например, в Латвии, Великобритании и Польше по 12 налогов, в Литве — 26, в Чехии — 10, в Болгарии — 11, в Хорватии — 16, в Словении — 18, в Финляндии — 30, в Германии — около 50 (точное количество установить затруднительно вследствие сложности и многоуровневости налоговой системы и возможности совмещения некоторых налогов).

Одним из налоговых вопросов, в котором Республикой Беларусь при разработке законодательных норм будет использован зарубежный опыт с учетом национальных особенностей, является механизм переноса убытков на последующие налоговые периоды, который позволяет минимизировать предпринимательский риск. Особенно актуально это для предприятий, начинающих осуществлять предпринимательскую деятельность и несущих убытки. Механизм переноса убытков на будущие прибыли представляет собой уменьшение в текущем налоговом периоде налоговой базы по налогу на прибыль на величину убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Как показало изучение соответствующего международного опыта, перенос убытков осуществляется в среднем на срок до 5 лет. При этом в ряде государств имеются ограничения как по размеру налогооблагаемой базы (не более 50 % или 75 % прибыли текущего налогового периода), на которую можно уменьшить прибыль будущих периодов, так и по отдельным операциям (как правило, операции с финансовыми инструментами срочных сделок), убытки по которым разрешено покрывать прибылями последующих лет по таким же операциям.

Имущественные налоги

В Республике Беларусь к имущественным налогам относятся налог на недвижимость и земельный налог. Основное отличие порядка налогообложения имущества в Республике Беларусь от западных налоговых систем заключается в том, что в европейских странах имущественные налоги, как правило, являются местными. Ставки этих налогов утверждаются местными органами власти, а налоговые поступления направляются в местный бюджет для финансирования нужд региона. Помимо этого зачастую налог на имущество и земельный налог объединены в один имущественный налог.

Такой объединенный имущественный налог, например, существует в соседней Польше. Объектом налогообложения признаются земельные участки, здания и сооружения, для которых местными органами устанавливаются соответствующие фиксированные ставки в польских злотых за 1 м2. При этом для земельных участков налоговой базой является их площадь, для зданий и их частей — полезная площадь, для сооружений — остаточная балансовая стоимость. В настоящее время Министерством финансов Республики Польша ведется работа по разработке новой системы налогообложения недвижимости, основанной не на площади, а на кадастровой стоимости. В рамках существующей системы во внимание не принимается местоположение, физические характеристики и другие параметры объектов налогообложения, что приводит к равному налогообложению неравноценных объектов. В Республике Беларусь в качестве налоговой базы по налогу на землю используется именно кадастровая стоимость участка.

Во Франции налог на имущество также объединяет налог на недвижимое имущество и налог на землю и уплачивается ежегодно собственником имущества. Объектом признается земля и недвижимое имущество (жилое, коммерческое, промышленное, используемое для осуществления профессиональной деятельности), а налоговой базой — номинальная арендная плата, которую предположительно можно получить за данный объект на открытом рынке с учетом его состояния, местоположения и размера. Номинальная арендная плата не связана с реальной арендной платой, получаемой за жилое помещение. Размеры номинальных арендных плат не корректировались с 1970 г., что, несомненно, искажает реальную картину рынка недвижимости, приводит к перекосам в налогообложении и вызывает нарекания со стороны плательщиков. Ставки налога устанавливаются местными органами власти отдельно для каждого вида недвижимости в соответствии с характеристиками и месторасположением, в результате чего ставки по стране могут отличаться в несколько раз. В 2010 г. средний размер налога по Франции составил 904 евро.

Особенностью французской налоговой системы является наличие налога на проживание, который уплачивается проживающим в жилом помещении лицом. Помимо этого налог так же взимается с незанятого, но пригодного для проживания помещения. Таким образом, налоговое обязательство связано не с фактическим проживанием, а с пригодностью имущества для этих целей. При сдаче имущества внаем налог уплачивается арендатором. Налоговая база та же, что и по налогу на имущество, ставки также устанавливаются местными органами власти в зависимости от нужд местного бюджета на текущий год. К налогу на проживание добавляется лицензионная плата за телевидение и плата за вывоз мусора. Этот налог повышает налоговую нагрузку на владельцев и арендаторов жилых помещений почти в 2 раза. В 2010 г. средний размер налога по Франции составил 943 евро.

Помимо этого собственники недвижимости стоимостью свыше 800 000 евро уплачивают налог на богатство. Налоговая база — разница между рыночной стоимостью и 800 000 евро. Ставка устанавливается в соответствии с прогрессивной шкалой от 1 % до 1,8 % в зависимости от стоимости недвижимости. Еще одной страной, в которой взимается налог на проживание — муниципальный налог, является Великобритания. Объектом налогообложения признается недвижимость, находящаяся в собственности налогоплательщика или арендуемая им. Размер налога определяется в фиксированной сумме в фунтах стерлингов в зависимости от категории, к которой относится та или иная недвижимость (всего 8 категорий), и месторасположения. Категория присваивается в зависимости от стоимости недвижимости. Чем выше стоимость, тем больше размер налога.

В Германии взимается налог на недвижимость со второй квартиры (местный), ставка которого варьируется от 5 % в Берлине до 23 % в Юберлингене, а в среднем по стране составляет около 10 %. Налоговой базой признается годовая номинальная рентная стоимость или площадь жилого помещения в зависимости от региона.

Таким образом, налогообложение жилых помещений в Республике Беларусь менее обременительное, если учесть, что собственники квартир в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от уплаты налога на недвижимость, а собственники нескольких квартир получают освобождение от уплаты этого налога в отношении одного принадлежащего им жилого помещения по выбору. Ставка налога на недвижимость для юридических лиц составляет 1 %, а для физических лиц в отношении частного дома и второй квартиры составляет 0,1 %. К тому же налога на проживание, который значительно увеличивает налоговую нагрузку на физических лиц, и налога на богатство в Республике Беларусь не существует.

Подоходный налог

Так как в одних странах применяется прогрессивная шкала подоходного налога, а в других — единая ставка, то сравнение налоговых систем в отношении налогообложения доходов физических лиц целесообразно проводить по размеру средней ставки подоходного налога (Приложение А).

Налог на добавленную стоимость

Принципы взимания налога на добавленную стоимость (далее — НДС) аналогичны во многих странах, поэтому основным показателем, характеризующим косвенное налогообложение, является ставка НДС. Смотреть (Приложение Б).Как видно из, (Приложение Б) стандартная ставка НДС в Республике Беларусь соответствует среднеевропейскому уровню ставки НДС, пониженная ставка также находится в пределах общеевропейских. [12, с.81-85]

 

3.2 Направления  совершенствование налогового законодательства

 

До настоящего времени в мире не создано идеальной налоговой системы. Не может ответить на многие вопросы в этой сфере и наука, а постоянные налоговые реформы почти во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе непрекращающихся попыток создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

Современная налоговая  система Беларуси начала складываться сравнительно недавно (с 1992 г.) и в  настоящее время приобрела относительно устоявшийся вид. Однако за столь  короткий срок она сумела закрепить за собой репутацию несовершенной, не отвечающей интересам государства, которое не может с ее помощью аккумулировать достаточно финансовых ресурсов, необходимых ему для финансирования даже первоочередных нужд. Налоговая система не отвечает и интересам налогоплательщиков, не способных за счет высокого налогового бремени осуществлять порой даже простое воспроизводство.

Действующая в  республике налоговая система требует  серьезных изменений прежде всего  с позиций ее упрощения, сокращения количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов их взимания.

Так, основу любой  налоговой системы при всем разнообразии национальных особенностей составляет шесть-семь следующих основных налогов  и сборов: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, имущественные налоги и таможенные пошлины. В данном случае речь идет о совокупности налоговых платежей, уплачиваемых конкретным субъектом хозяйствования, в то время как общее число налогов и сборов, «наполняющих» ту или иную налоговую систему может составлять значительное число. Например, во Франции, с учетом местных налогов и сборов, их количество достигает 300. В то же время конкретный субъект рыночной экономики уплачивает в общей сложности не более семи налогов.

На современном  этапе развития налоговой системы  Республики Беларусь представляется необходимым  отменить «оборотные налоги», которые  изымают часть выручки предприятия  без учета доходности, в результате чего вполне вероятна ситуация, когда при низком уровне рентабельности (а данное явление скорее правило, чем исключение для белорусских субъектов хозяйствования) в уплату таких налогов будут изъяты весь доход и часть капитала. В настоящее время практически каждый налогоплательщик платит 3% от выручки в виде двух налоговых отчислений: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды единым платежом в размере 3%. На первый взгляд, 3% - это не слишком большой налог, однако каскадный (кумулятивный) эффект данных платежей превращает относительно небольшие ставки в значительную налоговую нагрузку. По расчетам, произведенным специалистами, увеличение (или сохранение) ставки сборов и отчислений на 1% дает гораздо более значительные поступления в доход государства, чем аналогичное увеличение ставок прямых налогов или даже таких высокодоходных косвенных налогов, как налог на добавленную стоимость и акцизы. Более того, из-за неодинаковой структуры выручки у предприятий различных отраслей, дифференцированной в зависимости от уровня материало- и трудоемкости производства, данные налоги оказывают еще более отрицательный эффект. 

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь