Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:19, лекция
Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, т.к. государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Состав участников налоговых отношений определен в НК РФ. Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ - это единый законодательный акт, который состоит из двух частей и систематизирует сферу налогового права, закрепляет основополагающие принципы налогообложения в России.
В части 1 НК РФ закрепляются:
1) общие принципы налогообложения
2) система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
3) налоговые органы
и участники налоговых
4) основания возникновения,
изменения и прекращения
5) порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
6) ответственность за
совершение налоговых
7) порядок обжалования
актов налоговых органов и
защиты прав
Часть 2 НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.
Конституция РФ закрепляет обязанность каждого гражданина платить законно установленные платежи и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Указы Президента РФ являются подзаконными актами, но могут вносить значительные изменения в налоговое законодательство страны. Данные подзаконные акты не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству. Они имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Согласно действующему законодательству РФ Президент РФ имеет право принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях:
1) при наличии пробела
в законодательном
2) в случае, если названные
полномочия даются ему каким-
Постановлениями Правительства
РФ устанавливаются ставки акцизов
и таможенных пошлин, определяется
применяемый при
Акты Федеральной налоговой службы в некоторых случаях могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом их задача сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.
Письма, указания, разъяснения
налоговых органов носят
Постановления Конституционного Суда РФ. По решениям суда могут быть обжалованы незаконные решения налоговых органов.
Международно-правовые договоры. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).
Российские законы о налогах и сборах носят постоянный характер, они действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год либо нет.
Законодательные акты, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, которыми в действие вводятся новые налоги и сборы, а также акты, посредством которых положение налогоплательщиков улучшается, имеют обратную силу.
В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Основные права налоговых органов закреплены в статьях: 31, 92,п. 1 ст. 30 НК РФ
Основные обязанности налоговых органов закреплены в статьях 32,п.1 ст.31 НК РФ.
2. Классификация налогов.
В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ существует несколько признаков, по которым можно произвести классификацию налогов.
Основные классификации налогов:
1) по способу изъятия налоги делятся на:
а) прямые;
Относятся на доход (прибыль), имущество, либо на его передачу, и уплачиваются собственниками этого дохода (имущества) (Пример: налог на прибыль, имущество)
б) косвенные (однако следует отметить, что точно классифицировать по рассматриваемому признаку некоторые налоговые платежи достаточно сложно);
Включаются в цену товара, работы, услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины)
2) по объекту налогообложения:
а) на доход;
б) на имущество;
в) на действия и т.д.;
3) по целевому назначению:
а) абстрактные (общие) – предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств;
б) целевые (специальные) - вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды;
4) по налоговой ставке:
а) равные;
Все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.
б) пропорциональные;
Величина налоговой ставки одинаковая для всех плательщиков, сумма налогового платежа зависит от размера объекта налогообложения.
в) прогрессивные;
Предусматривавает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.
г) регрессивные;
Подразумевает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка.
5) по субъектам платежа:
а) с физических лиц;
- Налог на доходы физических лиц (федеральный налог, регулируется положениями гл. 23 НК РФ).
- Налог на имущество физических лиц (местный налог, регулируется Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц").
б) с организаций;
- Налог на прибыль организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 25 НК РФ).
- Налог на имущество организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 30 НК РФ).
в) смежные.
Смежные налоги - налоговые платежи, взимаемые и с физических, и с юридических лиц.
- Налог на добавленную стоимость (федеральный налог, регулируется положениями гл. 21 НК РФ).
- Акцизы (федеральные налоги, регулируются положениями гл. 22 НК РФ).
- Транспортный налог (региональный налог, регулируется положениями гл. 28 НК РФ).
- Земельный налог (местный налог, регулируется положениями гл. 31 НК РФ).
а) за счет выручки от реализации работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины)
б) за счет списания на себестоимость продукции (ЕСН, таможенные пошлины, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги на природоиспользование, загрязнение среды в пределах нормы).
в) за счет финансового результата деятельности предприятия (Налог на имущество)
г) за счет налогооблагаемой прибыли, оставшейся после начисления всех налогов (Налог на прибыль организаций, сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды, лицензионные и другие сборы).
7) По
отношению к уровням
а) федеральные;
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).
б) региональные;
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ).
в) местные;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Данные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).
При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов РФ или представительные органы местного самоуправления могут самостоятельно определять элементы налогообложения
3. Особенности построения налоговой системы в России.
Виды федеральных налогов:
Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НК РФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
8) сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
9) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).
Виды региональных налогов:
К региональным налогам согласно ст. 14 НК РФ относятся:
1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
3) транспортный налог (гл. 28 НК РФ).
Виды местных налогов:
К местным налогам согласно ст. 15 НК РФ относятся:
1) земельный налог (гл. 31 НК РФ);
2) налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").
Сведения о действующих региональных и местных налогах, а также об их основных положениях должны быть опубликованы в средствах массовой информации. При этом сведения о местных налогах публикуются 1 раз в год, а о региональных налогах - 1 раз в квартал.
Действующая система
налогообложения допускает
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относится:
а) система налогообложения для сельскохозяйственны: товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);
б) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);
в) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельны видов деятельности (гл. 26.3 НК);
г) система налогообложения при выполнении соглашение о разделе продукции (гл. 26.4 НК).
4. Понятие основных элементов налога
Элементы налога - это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.