Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

 

Экономическое содержание земельного налога заключается в том, что  он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих  субъектов и физических лиц в  виде платы за землю, т.е. является экономической  формой реализации государственной  собственности на землю.

Использование земли в  Казахстане является платным. Рыночные преобразования в области земельных  отношений в республике получили отражение в законе «О земле», законах  республики Казахстан о земельной  реформе, о крестьянском хозяйстве[3].

Согласно Закону «О земле» земля находится в собственности  государства, а также в частной  собственности на определенных законом  основаниях, условиях и пределах. Правом ее распределения наделены представительные и распределительные органы всех уровней в пределах своих полномочий. 
Земельный налог введен с 1992 года. Его цель – обеспечение экономическими методами рационального использования земель  и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории.

Налог уплачивается по месту  расположения участка; сумма налога остается в распоряжении местных  органов власти, тем самым обеспечивая  заинтересованность  местных властей в сборе налога. 
Земельный налог – один из видов прямых налогов, уплачиваемый владельцами земли или ее пользователями.  В странах с развитой рыночной экономикой земельный налог часто выделяется как самостоятельный, а стоимость (балансовая стоимость) земли включая в общую сумму налога на имущество. 
Определение прав землепользования на земельные участки устанавливается земельным законодательством Республики Казахстан.

В связи с переходом  на рыночные отношения в Казахстане 1995 года проведена земельная реформа, основная цель которой изменение  земельных отношений и образование  новых землепользователей, а также  формирование земельного рынка. По состоянию  на 1 января 1999 года на базе государственных  предприятий образовано 502 акционерных  обществ, 3315 производственных кооперативов, 821 хозяйственное товарищество, 63966 крестьянских хозяйств. На их долю приходится 99% всех сельскохозяйственных угодий.

Произошло перераспределение  земельного фонда, положено начало формированию разнообразных форм хозяйствования на земле. Бывшие совхозы и колхозы  преобразованы в предприятия  с коллективно-долевой формой собственности  на землю и средства производства: акционерные общества, хозяйственные  товарищества, кооперативы, малые предприятия, крестьянские хозяйства и их ассоциации. Негосударственная форма сельскохозяйственных предприятий к концу 1999 года стала  преобладающей и по удельному  весу земель занимала 99%, а по числу  землепользователей -99,8%. 
Землепользование коллективного характера образовалось (ТОО, АО кооперативы) на базе отдельных населенных пунктов и бывших производственных единиц совхозов и колхозов, отделений, бригад, а также без изменения площадей и границ бывших колхозов и совхозов. Кроме этого, часть этих предприятий образовано на базе бывших совхозов с изменением площадей и конфигурации землепользования в связи с выделением крупных крестьянских хозяйств.

Часть крестьянских хозяйств объединилась в ассоциации на основе совокупного землепользования.

Наибольшие площади сельскохозяйственных земель, более 80% сконцентрированы в  кооперативах и хозяйственных товариществах, а также других негосударственных  предприятиях.

Земельный фонд по целевому назначению распределяется на земли  категорий:

1. Земли сельскохозяйственного  назначения, предназначенные для  производства сельскохозяйственной  продукции;

2. Земли населенных пунктов,  в пределах границ населенных  пунктах; 

3. Земли промышленности, транспорта, связи обороны и иного  не сельскохозяйственного назначения 

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения 

5. Земли лесного 

6. Земли водного фонда 

7. Земли государственного  запаса 

В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают пастбища и сенокосы, и пашня. Основные землепользователи в стране - негосударственные сельскохозяйственные предприятия.

Таким образом, пользование  земли в РК в основном заключается, на основании предложенных данных, в использовании ее для сельского  хозяйства и главным образом  для полей и пастбищ, в среднем  более 80 %. 
Законом установлено, что собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) облагаются земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; для совершения сделок с землей (покупка, продажа, выкуп земельного участка), а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли; ставки земельного налога, а следовательно и размер нормативной цены земли, ежегодно индексируются Правительством РК; Закон значительно расширил круг лиц и земель, полностью и на определенный срок освобожденных от уплаты земельного налога. На основании сказанного необходимо отметить тот факт, что земельные взимании за пользование землей имеет безвозмездный, платный, законный, обоснованный характер и потому требует полного и конструктивного анализа.

Здесь необходимо отметить, что наряду с землей как объектом государственной охраны, под которой  понимается почва и почвенный  слой, земле имеет также и экономические  свойства. 
Базовые ставки земельного налога устанавливаются по категориям основного целевого назначения. В случае, когда землевладение плательщика состоит из нескольких участков, принадлежащих к разным категориям, то общая сумма налога определяется путем суммирования налога по каждому земельному участку.

Основанием для установления ставок и взимания земельного налога являются:

• акт на право владения землей;

•данные государственного количественного и качественного  учета земель по состоянию на 1.01. текущего года.

В случае отсутствия почвенных  материалов, определяющих балл - бонитета, проводится экспертная оценка земли  с выездом на место, которая проводится комиссией.

При исчислении налога по землям, предоставленным гражданам для  ведения личного подсобного хозяйства, включая земли, занятые постройками, расчет налога производится по ставкам, установленным для основной категории  целевого назначения земли. При налогообложении  земли физических лиц, выделенных для  этих целей из общей площади, исключается  необлагаемая часть в размере  за 1 га.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, а  за земли, занятые жилищным фондом, отдельно по каждому землевладению. 
Юридические лица, у которых объекты обложения и линии коммуникаций проходят через различные регионы республики, предоставляют расчет налоговым комитетам отдельно по каждому региону. 
Уплата налога физическими лицами производится по извещению налоговым комитетом, которые должны быть разосланы до 1 августа.

Налоговый комитет ведут  учет плательщиков и начисление налога ежегодно по состоянию на 1 июня.

Земельный налог юридическими лицами - пользователями земель сельскохозяйственного  назначения и физическими лицами уплачивается не позднее 1 октября. Юридические  лица -пользователи земли не сельскохозяйственного  назначения уплачивают налог (не позднее) равными долями 20.02, 20.05, 20.08, 20.11.

Если уплаченная сумма  налога превышает сумму начисленную, то налоговая служба поступает следующим  образом:

1.Зачитывает превышение  в счет уплаты других налогов.

2.При наличии согласия  налогоплательщика зачитывается  остаток в счет предстоящих  платежей.

1. Возвращает в 20-дневный  срок по его заявлению. 
Льготы по земельному налогу

1. Не подлежат налогообложению  земли запаса и, как правило,  земли особо охраняемых природных  территорий.

2. Налог не взимается  с земельных участков общего  пользования населенных пунктов,  а также занятых сетью государственных  автомобильных дорог общего пользования.

3. От уплаты земельного  налога освобождаются: оздоровительные  детские учреждения, заповедники,  национальные, дендрологические и  зоологические парки, ботанические  сады, кладбища;

2) организации, содержащиеся  за счет государственного бюджета;

3) добровольное общество  инвалидов Республики Казахстан,  Казахское общество слепых, Казахское  общество глухих. Центр социальной  адаптации и реабилитации детей  и подростков с нарушениями  умственного и физического развития, Казахская республиканская организация  ветеранов войны в Афганистане  (без предприятий), Национальное  общество Красного Полумесяца  и Красного Креста Республики  Казахстан (без предприятий) и  детские благотворительные фонды  (без предприятий);

4) производственные предприятия  и организации, в которых инвалиды  составляют не менее 50 процентов  от общего числа работников, при  условии фактического использования  в отчетном периоде не менее  50 процентов полученных доходов  на социальную защиту инвалидов;

5) Национальный банк Республики  Казахстан и его подразделения;

6) юридические и физические  лица Республики Казахстан, получившие  во владение или пользование  для сельскохозяйственных целей  нарушенные или малопродуктивные  земли, на первые десять лет  пользования;

7) юридические лица, определяемые  Правительством Республики Казахстан,  занимающиеся строительством в  городе Астане, на период деятельности, связанной со строительством, но  не более пяти лет;

8) физические лица, пользующиеся  льготами по подоходному налогу  в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона;

9) земли, занятые под  объекты, находящиеся на консервации  по решению Правительства Республики  Казахстан. 
Порядок исчисления и уплаты земельного налога:

1. Юридические лица самостоятельно  исчисляют размер земельного  налога, подлежащего уплате, и ежегодно  не позднее 1 июля текущего  года предоставляют в органы  налоговой службы по месту  своего нахождения декларацию  причитающегося налога по каждому  земельному участку. 
По вновь отведенным земельным участкам расчет суммы налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

2. Начисление земельного  налога гражданам производится  органами налоговой службы, которые  ежегодно не позднее 1 августа  текущего года вручают им платежные  извещения об уплате налога.

3. Учет плательщиков и  начисление земельного налога  производятся ежегодно по состоянию  на первое июня текущего года.

4. Земельный налог с  юридических и физических лиц  исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления  им земельного участка. Земельный  налог уплачивается сельскохозяйственными  землевладельцами и землепользователями  и физическими лицами - владельцами  земельных участков не позднее  первого октября текущего года.

Несельскохозяйственные  землепользователи - юридические лица уплачивают земельный налог равными  долями двадцатого февраля, двадцатого мая, двадцатого августа и двадцатого ноября текущего года.

Уплата налога производится по месту расположения земельных  участков. В случае прекращения права  владения или права пользования  земельным участком земельный налог  уплачивается за фактический период пользования участком. Излишне внесенная  сумма налога возвращается владельцу  по его письменному заявлению.

Размер арендной платы  устанавливается в следующих  пределах: 
нижний предел - 80 % от размера земельного налога; 
верхний предел - 120 % от размера земельного налога. 
Размер земельного налога определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Предоставление земельных  участков в аренду и установление размера арендной платы входит в  компетенцию местных исполнительных органов в области регулирования  земельных отношений. При заключении договора об аренде земельного участка  используется форма Типового договора, утвержденная постановлением Правительства  Республики Казахстан № 1495 «Об утверждении  форм типовых договоров о временном  землепользовании». В данной форме предусмотрены размеры ежегодной арендной платы, сроки уплаты.

Размер земельного налога за землю, занятую под нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, санитарно-защитными  зонами объектов, техническими и иными  зонами, а также на территории, на которых осуществляется деятельность со взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, автостоянки и автозаправочные  станции[4].

Плательщиками являются физические лица, имеющие во владении и пользовании  земельный участок. Объектом обложения  является земельный участок, предоставляемый  в пользование.

Для цели налогообложения  все земли в Республике Казахстан  подразделяются на следующие категории:

• земли сельскохозяйственного  назначения;

• земли населенных пунктов;

• земли промышленности, транспорта, связи, обороны;

• земли особо охраняемых природных территорий;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

Законодательством РК установлены  нормы платного использования земли  в РК.

Подходя к анализу законодательства, законов РК и других нормативных  актов, содержащих нормы о земле  в РК можно уяснить: 
n использование земли в РК является платным; установлены следующие нормы платы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли; 
n плата за землю введена с целью эффективного и рационального использования земли, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан