Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
• изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
• исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы налогообложения земельным 6
налогом.


1.1 Методические аспекты земельного налогообложения 6
1.2 Роль и развитие земельного налога в
Республике Казахстан 13
1.3 Исторические аспекты налогообложения земельным налогом 18
2 Современное состояние налогообложения земельным налогом 23
в Республике Казахстан
2.1 Действующий механизм исчисления земельного налога. 23
2.2 Роль земельного налога в формировании доходов бюджета 31
2.3 Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных 36
товаропроизводителей как упрощенная форма налогообложения
3 Перспективы развития и совершенствование действующей системы
налогов с населения в Республике Казахстан 47
3.1 Совершенствование земельных отношений и землепользования в
Республике Казахстан 47
3.2 Перспективы развития действующей системы налогов с населения в
Республике Казахстан 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. раб. (1).docx

— 330.64 Кб (Скачать файл)

4. Физические лица, не  осуществляющие предпринимательскую  деятельность, в том числе частные  нотариусы, адвокаты, по земельным  участкам, занятым нежилыми помещениями,  находящимися на праве собственности,  за исключением земельных участков, указанных в части второй настоящего  пункта, исчисляют, уплачивают земельный  налог и представляют налоговую  отчетность по земельному налогу  в порядке, установленном настоящим  разделом для индивидуальных  предпринимателей, применяющих специальный  налоговый режим на основе  патента.

Положения настоящего пункта не распространяются на земельные участки  физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность, занятые нежилыми помещениями .[10] 

  Порядок исчисления  и сроки уплаты налога физическими  лицами

      Исчисление  земельного налога, подлежащего  уплате физическими лицами (за  исключением лиц, указанных в  части второй настоящего пункта), производится налоговыми органами  исходя из соответствующих ставок  налога и налоговой базы не  позднее 1 августа.

 Не распространяются  на:  индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе частных нотариусов, адвокатов, по земельным участкам, занятым нежилыми помещениями, находящимися на праве собственности, за исключением земельных участков, занятых нежилыми помещениями .

    В случае передачи  в течение налогового периода  прав на объекты налогообложения  .

 Физические лица уплачивают  в бюджет земельный налог, исчисленный  налоговыми органами, не позднее  1 октября текущего года.

    При возникновении  налогового обязательства после  1 октября текущего года уплата  суммы налога производится не  позднее тридцати рабочих дней  после государственной регистрации  права собственности на объект  налогообложения.

 

 

 

 

 

 

              НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД И НАЛОГОВАЯ  ОТЧЕТНОСТЬ

Налоговый период для исчисления и уплаты земельного налога является календарный год. 

  Налоговая отчетность

 Налогоплательщики (за  исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый  режим на основе патента) представляют  в налоговые органы по месту  нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а также расчет текущих платежей в сроки, установленные настоящей статьей.[12]

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый  режим на основе патента, представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Физические лица расчет текущих  платежей и декларацию по земельному налогу, исчисленному налоговыми органами, не представляют.

 Расчет текущих платежей  по земельному налогу представляется  не позднее 15 февраля текущего  налогового периода.

   Вновь созданные  налогоплательщики, за исключением  налогоплательщиков, созданных после  последнего срока уплаты текущих  платежей, представляют расчет текущих  платежей не позднее 15 числа  месяца, следующего за месяцем  постановки налогоплательщика на  регистрационный учет.

Положения настоящего пункта распространяются на индивидуальных предпринимателей (за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый  режим на основе патента) и юридические  лица.

  При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль земельного налога в формировании  доходов бюджета

 

         Налог  на землю является  одним из важнейших элементов  системы экономических и земельных  отношений между землевладельцами  и государством. Средства, изъятые  в виде земельных платежей, должны  выступать стимулирующим фактором  лучшего использования земли  и инструментом сосредоточения  в руках общества по праву  принадлежащей ему части прибавочного  продукта, прежде всего дифференциальной  ренты.

   Земельный налог  в Республике Казахстан включает  в себя следующие платежи [14]:

- земельный налог с  физических лиц на земли сельскохозяйственного  назначения;

- земельный налог с  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, частных нотариусов  и адвокатов на земли сельскохозяйственного  назначения;

- земельный налог с  физических лиц на земли населенных  пунктов;

- земельный налог с  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, частных нотариусов  и адвокатов на земли населенных  пунктов;

- земельный налог на  земли промышленности, транспорта, связи, обороны  и иного несельскохозяйственного  назначения;

- земельный налог на  земли лесного фонда;

- земельный налог на  земли водного фонда;

- земельный налог на  земли особо охраняемых природных  территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения.

Официальные статистические данные по налоговым поступлениям в  государственный бюджет  земельного налога представлены в таблице.

 

Таблица 1

Налоговые поступления в  государственный бюджет за 2010-12гг.

                                                                                                                                               тыс. тенге

Наименование  платежа

Факт  ГБ   на 01.01.2011г.

Факт  ГБ   на 01.01.2012г.

Факт ГБ    на 01.01.2013г.

1

2

3

4

Налоговые поступления

2 934 080 721

3 982 337 955

4095 366 314

Корпоративный подоходный налог 

837 233 485,8

1 050 380 052

1 041 216 835

Индивидуальный подоходный налог

312 331 729,7

376 245 075

438 497 839

Социальный налог

253 829 912,8

296 843 079

340 996 886

Налог на имущество

107 917 342,8

117 398 800

127 485 043

Земельный налог

13 467 103,4

12 977 290

13 038 561

Налог на транспортные средства

26 261 779,1

29 975 092

30 960 805

Единый земельный налог

761 649,3

818 271

820 242

Налог на добавленную стоимость

677 229 029,1

865 212 735

914 360 839

П римечание- по данным МФ РК за 2010-2012гг.


 

Из данной таблицы видно, что за исследуемый период всего  налоговых поступлений, наблюдается  повышение налоговых поступлений  земельного налога в 2012году. Когда в 2011 наблюдается наименьшее количество поступлений земельного налога, отклонение составило  61 271 тыс. тенге.

 

 

 

        Примечание- составлено автором по данным МФ РК.

Рисунок 2. Анализ всего налоговых поступлений за 2010- 2012 год.                                                                             

 

Анализируя таблицы можно  отметить, что в 2009 году в государственный  бюджет поступило земельного налога на сумму 13022млн. тенге больше, чем в 2011 году, в 2010 году наблюдается увеличение поступлений по данному виду налога. Увеличение поступлений по земельному налогу в 2010 году связано с увеличением поступлений  на земельный налог с Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По статистическим  данным  наблюдается недоимка за 2011 год. 

 

Таблица 2

Налоговые поступления земельного налога в государственный бюджет за 2010-12гг.

                                                                                                                                              

Наименование

2009

2010

2011

2012

Земельный  налог

13022

13467

12977

13 038

Земельный налог с физ. лиц на земли  с/х назначения

50

57

65

75

Земельный налог с физ  лиц на земли населенных пунктов

1097

1172

1297

1478

Земельный налог на земли  промышленности, транспорта, связи, обороны  и иного не  с/х.назначения

1252

973

885

834

Земельный налог на земли  лесного фонда

1

0,5

0,5

0,3

Земельный налог водного  фонда

1

1

1

16

Продолжение таблицы 2.

Земельный налог на земли  особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного историко–культурного назначения

2

1

3

3

Земельный налог с юр.лиц, ИП, частных нотариусов и адвокатов  на земли  с/х.назначения

63

44

54

54

Земельный налог с юр.лиц, ИП, частных нотариусов и адвокатов  на земли  населенных пунктов

10558

11219

10673

1078

Единый земельный налог

578

762

818

820

Примечание- Статистический бюллетень МФ РК.№ 12. 2009- 11 гг.


 

Как и в предыдущие годы, основная часть доходов от земельного налога в бюджет на 2012 год и за 2011год формировался за счет земельного налога с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов – поступило 10673млн. тенге; в 2010 году налог на землю с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов на земли населенных пунктов составил 11219 млн. тенге;  в 2009 году – 10558 млн. тенге.     Тенденция к увеличению, прежде всего, связана с разворачивающейся крупномасштабной застройкой городов частными индивидуальными домами, торговыми центрами, офисами, автозаправочными станциями, рынками. Огромную роль играет развитие малого и среднего бизнеса в республике. [14]

         Анализ динамики поступлений  земельного налога в разрезе  земель сельскохозяйственного назначения  показывает, что общая сумма платежей  в бюджет за использование  земель сельскохозяйственного назначения  аграрными формированиями за 2009 год составила: с физических  лиц – 50 млн. тенге, с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов – 63  млн. тенге. По сравнению с 2010 годом платежи по земельным участкам сельскохозяйственного назначения с физических лиц увеличились на 7 млн. тенге, с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 19 млн. тенге. В 2012  году по данным видам налоговых поступлений наблюдается увеличение 75 млн.тенге.

        Уменьшение  земельного налога с юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов  на земли сельскохозяйственного  назначения объясняется уменьшением  площадей сельскохозяйственных  угодий, сужением налоговой базы, изменениями и дополнениями, внесенными  в действующий порядок взимания  налогов, в частности, с введением  упрощенных режимов налогообложения  сельскохозяйственных производителей, работающих на основе патента,  вследствие применения которого  поступления от земельного налога  сократились, и единого земельного  налога, в механизме исчисления  которого земельный налог не  уплачивается.

           Здесь можно отметить, что одной  из основных форм учета особенностей  налогообложения является льгота. В результате применения льгот  согласно налоговому законодательству  бюджет недополучил огромную  сумму денежных средств. С одной  стороны, теория налогов осуждает  льготы. По мнению экономистов,  освобождение от налогов одних  предприятий ведет к усилению  налогового бремени для других, что в целом способствует повышению  стандартного уровня налогообложения,  непредсказуемости процесса переложения  налогов, и с другой стороны  – создает условия для субъективизма  и поощряет лоббизм.

Информация о работе Перспективы развития и совершенствование действующей системы налогов с населения в Республике Казахстан