Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция
Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.
По результатам выездной налоговой проверки составляются:
1) справка о проведённой налоговой проверке;
2) акт выездной налоговой проверки;
3) решение (если в ходе
проверки были обнаружены
Пребывание проверяющих на территории
проверяемого налогопла тельщика завершается
составлением справки о проведённой
выездной налоговой проверки, форма
которой установлена в
Составление такой справки предусмотрено ст. 89 НК РФ (последний абзац), но в данной статье ничего не говорится о том, что копия справки вручается налогоплательщику либо что налогоплательщик дол жен быть ознакомлен со справкой. После подписания справки доступ проверяющих на территорию налогоплательщика возможен только с его добровольного согласия, даже если не истёк срок проведения проверки.
Акт выездной налоговой проверки составляется
не позднее двух месяцев с момента
составления справки о
Есть общие требования к составлению акта (согласно Инструкции):
– составляется на бумажном носителе на русском языке;
– должен иметь сквозную нумерацию страниц;
– не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за ис ключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписавших акт;
– все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валю те, подлежат отражению в акте с одновременным указанием их рублёво го эквивалента по курсу, установленному Банком России;
– при использовании в тексте
сокращённых наименований и общепринятых
аббревиатур при первом употреблении
соответствующее словосочетание приводится
полностью с одновременным
– составляется в двух экземплярах,
один из которых остаётся на хранении
в налоговом органе, а другой передаётся
руководителю проверяемой организации
либо индивидуальному
При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступления, акт составляется в трёх экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции (п. 3 ст. 32 НК РФ).
К содержанию акта также предъявляются определённые требования. Акт должен состоять из вводной, описательной и итоговой части.
Во вводной части указываются
общие сведения о проводимой проверке
и проверяемом
Описательная часть акта должна
содержать систематизированное
изложение документально
Итоговая часть акта содержит:
– сведения об общих суммах выявленных при проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия); о налогах и сборах, исчисленных в завышенных размерах, с разбивкой по видам и налоговым периодам, а также обобщённые сведения о других фактах налоговых и иных правонарушений;
– предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Ответственность за непредставление налоговой декларации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее
– НК РФ) на налогоплательщика возложена
обязанность представлять в установленном
порядке в налоговый орган
по месту учета налоговые
Налоговая декларация представляется
каждым налогоплательщиком по каждому
налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком,
если иное не предусмотрено
Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая
декларация (расчет) представляется в
установленные
В случае неисполнения обязанности
по представлению налоговой
Так, пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ установлено,
что непредставление
Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
1. Непредставление в
2. Непредставление налоговому
Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
1. Неправомерное несообщение (
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Письменные возражения по акту налоговой проверки.
Исходя из содержания и смысла ст. 101 НК РФ лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, имеет право представить в налоговый орган возражения по существу правонарушения и, соответственно, должно быть уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, после чего руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности с учетом объяснений налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п.
6 ст. 100 НК РФ <*>. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В п. 6 ст. 100 НК РФ установлен срок представления письменных возражений по акту налоговой проверки.
"Пунктами 5 и 6 статьи 100 НК РФ
предусмотрено, что по
Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки".
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки представляет собой рассмотрение акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также возражений проверяемого лица (его представителя), если такие были заявлены.
Целью проведения рассмотрения материалов налоговой проверки является установление следующих обстоятельств (п. 5 ст. 101 НК РФ):
- нарушило ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, законодательство о налогах и сборах
- образуют ли выявленные
- имеются ли основания для
привлечения лица к
- имеются ли обстоятельства, исключающие
вину лица в совершении
Также целью проведения рассмотрения
материалов налоговой проверки является
установление достаточности доказательств,
свидетельствующих о совершении
лицом нарушений
Процедура установления дополнительных мероприятий налогового контроля.
Пунктом 6 ст. 101 НК РФ (в ред . Закона N 137- ФЗ ) установлен правовой режим дополнительных мероприятий налогового контроля.
Так, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. О конкретных мерах дополнительного контроля в рамках рассмотрения результатов налоговой проверки будет сказано ниже .
Здесь же необходимо отметить, что Закон N 137-ФЗ установил сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля: один месяц и их содержание.
Внимание! Редакция НК РФ, действовавшая до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не предусматривала пресекательных сроков для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и не определяла их содержание.
Президиум ВАС РФ в п. 11 Информационного
письма от 17.03.2003 N 71 отметил, что НК РФ
не устанавливает специальный
Привлечение эксперта для проведения экспертизы при проведении мероприятий налогового контроля.
Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля экспертов закреплено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Как установлено п. 6 ст. 101 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Итак, в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения