Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О  государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 3 Закона N 73-ФЗ правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности является в том числе  и НК РФ.

 

Согласно п. 1 ст. 95 НК РФ в необходимых  случаях, если для разъяснения возникающих  вопросов требуются специальные  познания в науке, искусстве, технике  или ремесле, для участия в  проведении конкретных действий по осуществлению  налогового контроля, в том числе  при проведении выездных налоговых  проверок, на договорной основе может  быть привлечен эксперт.

В Постановлении Министерства труда  и социального развития РФ от 18.02.2000 N 19 выделены экспертизы, производимые в рамках налогового контроля:

 

- идентификационная экспертиза  по установлению принадлежности  товара к однородной группе  товаров или контролируемому  перечню товаров; 

 

- экспертиза соответствия товара  установленным качественным характеристикам  и техническому описанию на  него;

 

- экспертиза определения места  происхождения товара (в том числе  в пределах субъекта Российской  Федерации, в пределах Российской  Федерации, за рубежом);

 

- экспертиза по определению  стоимости товара;

 

- экспертиза по оценке стоимости  недвижимого имущества, основных  фондов;

 

- экспертиза по оценке стоимости  нематериальных активов; 

 

- экспертиза по оценке сметной  стоимости строительства; и тд

Пунктом 3 ст. 95 НК РФ установлено, что  экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую  проверку. В таком постановлении  указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые  в распоряжение эксперта.

В соответствии с п. 8 ст. 95 НК РФ эксперт  дает заключение в письменной форме  от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах  в свое заключение.

 

Согласно п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта или его сообщение о  невозможности дать заключение предъявляются  проверяемому лицу, которое имеет  право дать свои объяснения и заявить  возражения, а также просить о  постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или  повторной экспертизы.

 

Пункт 10 ст. 95 НК РФ регулирует порядок  назначения дополнительной и повторной  экспертизы, устанавливая, что данные экспертизы назначаются с соблюдением  требований ст. 95 НК РФ. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты  заключения и поручается тому же или  другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в  его правильности и поручается другому  эксперту.

 

 

 

 

 

 

Участие переводчика и понятых при проведении мероприятий налогового контроля.

Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля переводчиков закреплено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.

 

В целях реализации данного права  в п. 1 ст. 97 НК РФ установлено, что  в необходимых случаях для  участия в действиях по осуществлению  налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

 

В соответствии с п. 2 ст. 97 НК РФ переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, в том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического  лица.

Пунктом 2 ст. 15 Закона N 1807-1 установлено, что гражданам Российской Федерации, не владеющим государственным языком Российской Федерации и государственным  языком республики, предоставляется  право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в  учреждениях на том языке, которым  они владеют. В случае необходимости  обеспечивается соответствующий перевод.

 

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 1807-1 на территории Российской Федерации  официальное делопроизводство в  государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях  ведется на русском языке как  государственном языке Российской Федерации.  Согласно п. 3 ст. 97 НК РФ переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить  порученный ему перевод.

 

Отказ переводчика от участия в  проведении налоговой проверки, осуществление  переводчиком заведомо ложного перевода влекут ответственность по ст. 129 НК РФ.

В связи с вышеизложенными нормами  в п. 4 ст. 97 НК РФ установлено, что  переводчик предупреждается об ответственности  за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка  в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

 

1.3.4. Участие понятых 

 

В соответствии с п. 1 ст. 98 НК РФ при  проведении действий по осуществлению  налогового контроля в случаях, предусмотренных  НК РФ, вызываются понятые.

 

Участие понятых предусмотрено  п. 7 ст. 77 НК РФ при производстве ареста имущества налогоплательщика-организации, п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении осмотра  и п. 3 ст. 94 НК РФ при производстве выемки документов и предметов.

Согласно п. 2 ст. 98 НК РФ понятые  вызываются в количестве не менее  двух человек.

Пунктом 3 ст. 98 НК РФ установлено, что  в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

При этом не допускается участие  в качестве понятых должностных  лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 98 НК РФ понятые  обязаны удостоверить в протоколе  факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных  действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

 

В случае необходимости понятые  могут быть опрошены по указанным  обстоятельствам.

 

Виды решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и требования к ним.

В пункте 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой по результатам  камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

 

Таким образом, ст. 100 НК РФ применяется  для оформления результатов как  выездных, так и камеральных налоговых  проверок.

 

Пунктом 1 ст. 100 НК РФ установлено, что  в случае выявления нарушений  законодательства о налогах и  сборах в ходе проведения камеральной  налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную  проверку, должен быть составлен акт  налоговой проверки по установленной  форме в течение 10 дней после окончания  камеральной налоговой проверки.

 

Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой  проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась  эта проверка (его представителем).

 

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать  акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

 

В пункте 3 ст. 100 НК РФ закреплен перечень обязательных реквизитов, отражаемых в акте налоговой проверки, а именно:

 

1) ) дата акта налоговой проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

 

2) ) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица; в случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

 

3) ) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

 

4) ) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

 

5) ) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

 

6) ) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

 

7) ) период, за который проведена проверка;

 

8) ) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

 

9) ) даты начала и окончания налоговой проверки;

 

10) ) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

 

11) ) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

 

12) ) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

 

13) ) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

 

Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен быть составлен  на бумажном носителе, на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц  и состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

 

Вводная часть акта выездной (повторной  выездной) налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице, его  филиале, представительстве.

Итоговая часть акта выездной (повторной  выездной) налоговой проверки должна содержать:

 

1) ) сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и неперечисленных)) налогов (сборов);

 

2) ) сведения об исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков);

 

3) )сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

 

4) ) сведения о неудержании и неперечислении налогов и т. д.).

 

В случае ведения налоговым органом  карточек «Расчеты с бюджетом» в  разрезе бюджетов сумма налога (сбора), подлежащая уплате (перечислению) в бюджет, указывается как в целом по налогу (сбору), так и отдельно по каждому бюджету;

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых  хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается  руководителю организации, индивидуальному  предпринимателю либо физическому  лицу (их представителям), третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

 

При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке  контроля за деятельностью налогового органа проверяющими составляется три  экземпляра акта (при участии сотрудников  органа внутренних дел - четыре экземпляра акта).

 

При этом один экземпляр акта повторной  выездной налоговой проверки остается в вышестоящем налоговом органе, один экземпляр - передается проверяемому лицу, один экземпляр - в инспекцию  по месту постановки на учет проверяемого лица, один экземпляр передается в  орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проверке.

 

Вступление в силу решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

В п. 9 ст. 101 НК РФ установлен правовой режим вступления в силу решений  руководителя налогового органа, принимаемых  по результатам проверки. Указанный  правовой механизм необходимо рассматривать  в системной связи с механизмом подачи апелляционной жалобы на решение  руководителя налогового органа, изложенным в ст. 101.2 НК РФ.

 

Так, решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

 

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное  решение вступает в силу со дня  его утверждения вышестоящим  налоговым органом полностью  или в части.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения